Архитектурным памятником и в тоже время православных храмом является Спас на Крови, возвышающийся на берегу канала Грибоедова в Северной столице Российской Федерации. Спас на Крови, или церковь Воскресения Христова, имеет очень длинную историю. Начало строительства храма датируется концом 19 столетия, а если быть точнее — 1883 годом, по проекту талантливого русского архитектора Альфреда Парланда. Окончание возведения храма датируется 1907 годом.
Свое название «Спас на Крови» храм получил не случайно. 1 марта 1881 на русского православного царя Александра II, который получил в народе прозвище «царь-освободитель», было совершено покушение. Народоволец Игнатий Гриневицкий совершил террористический акт – подорвал бомбу во время поездки Александра II по набережной вдоль Екатериновского канала. Место, где Игнатий Гриневицкий взорвал бомбу, сохранилось до сегодняшнего дня и включено в интерьер храма.
Храм Спас на Крови выполнен в том же стиле, что и большинство российских православных соборов. Отдаленно церковь напоминает храм Василия Блаженного, находящийся в самом сердце Москвы на Красной площади. Здание собора выполнено в пятиугольной форме. С восточной стороны Храма Воскресения Христова расположено три алтарных выступа, в западной части – колокольня. Купола представлены в традиционной луковичной форме, покрыты эмалью золотого цвета. Дата гибели «царя-освободителя», то есть 1881 год, было отражено в самом высоком куполе Спаса на Крови. Его высота составляет ровно 81 метр.
Большая часть отделки фасада, расположенная над цокольной частью церкви, выполнена в красно-коричневом цвете. Керамические изразцы, орнамент из белого и цветного мрамора украшает здание храма. Но, безусловно, одним из самых прекрасных украшений фасада Спаса на Крови, которое привлекает взгляды миллионов туристов из зарубежных стран и городов России, а также православных прихожан, является мозаичная композиция, расположенная как на фасаде здания, так и в самом интерьере. В общей сложности мозаичная композиция, представленная на фасаде Храма Воскресения Христова, занимает около 400 квадратных метров и практически 6500 метров квадратных во внутреннем убранстве.
Одним из самых известных мозаичных панно является образ – Спас Нерукотворный. Икона Спас Нерукотворный представляет собой изображение Спасителя нашего Иисуса Христа. Считается, что данная икона является пожизненным образом сына Божьего. Вокруг образа Спас Нерукотворный ходит большое количество легенд, свидетельствующих о его происхождении, одна, из которых гласит: «Царь древнего города Эдесса по имени Авгарь, измученный тяжелой болезнью, попросил о помощи и полном исцелении у Иисуса Христа. Божий Сын протянул «руки помощи» царю Эдессы. Омыв свое лицо и протерев его платком, Спаситель отдал платок, на котором отпечатался святой образ Иисуса, царскому посланнику. Авгарь, получив платок от Сына Божьего Иисуса Христа, полностью поборол свою болезнь. В благодарность за исцеление платок стал местной реликвией, и был вывешен над городскими вратами, что в дальнейшем защищало Эдессу от вражеских нападок и других несчастий».
Изначально храм Воскресения Христова не подразумевался как место для совершения церковных служб, а служил лишь памятников трагических событий, произошедших 1 марта 1881 года. На сегодняшний день в храме проводятся обзорные экскурсии, где освещаются художественные особенности собора, рассказывается история архитектурного памятника. На территории Спаса на Крови проводятся и тематические экскурсии, где можно более подробно изучить архитектурное убранство собора, мозаику, Евангельские сюжеты и многое другое. Экскурсии по храму продолжаются на протяжении 45 минут.
Для туристов в соборе обустроен небольшой киоск, где все желающие могут приобрести сувениры, книги о Спасе на Крови, Священные писания, а также ювелирные украшения.