Греческое слово panagia переводится как «Всесвятая». Если заглянуть в словари, то можно увидеть, что этот христианский термин относится к нескольким объектам. В средневековье панагией обозначался драгоценный ковчежец, где хранились частицы мощей многих святых. Позже в монастырях так называлась возносимая в честь Пресвятой Богородицы просфора. Панагия — это также небольшая искусная иконка с образами Богоматери, она является отличительным знаком сана православных архиереев и носится ими на груди.
Но особое, сакральное значение слова соотносится с образом Богоматери. Изначально, Панагия и Богородица были эпитетами. А позже так стали называть ее иконописные изображения, посвященные ей монастыри и храмы.
Первые образы Всесвятой в иконографии
Каноны православной иконописи сформировались в Византии. Там же сложилась традиция называть Панагией икону, изображающую Пресвятую Деву. Основным типом стала фигура Оранты (Молящейся), изображающей Богоматерь, с открытыми вперед ладонями и распростертыми руками, словно стремящаяся заступиться за всех страждущих. Перед грудью Оранты — круг, наподобии медальона, в который вписан поясной образ Младенца Христа, что, по существу, символизирует нахождение Спасителя «во чреве».
Такой вид молящейся Богородицы восходит к истории ранней христианской фрески. Одним из первообразов Оранты можно считать настенную живопись IV века в Римских катакомбах Майского кладбища. Это одно из первых изображений Богоматери с характерным, покровительствующим жестом, и Святым Младенцем перед грудью.
Великая Всесвтая
На Руси одним из первых стало знаменитое изображение Оранты в киевском соборе Святой Софии: шестиметровой высоты смальтовая мозаика XI века. Как и весь храм, это произведение было создано константинопольскими мастерами. Позднее, эпитет «Всесвятая» стали прилагать к типам икон Покрова, Знамения, Платитеры. Однако Великой Панагией называется только изображение в полный рост Богоматери Оранты, перед грудью которой — поясной образ Святого младенца, вписанный в круг.
Православные общины и культовые сооружения
В честь Всесвятой Богородицы возводились здания для богослужений и создавались монашеские обители. Поэтому Панагия — это также наречение православных монастырей и храмов. Много подобных сооружений строилось на византийских землях. Время, войны и религиозные противоречия не пощадили этих фундаментальных построек. Но большинство из древних комплексов, избежавших разрушения в периоды греко-турецких войн, действуют на Кипре и в Греции до сих пор. После того, как часть территорий перешла под власть Турции, многие церкви и монастыри были разрушены. Другие, как Панагия Сумела, остались покинутыми и превратились в памятники православной архитектуры, либо переоборудованы в мечети. Но все равно они остаются объектами паломничества христиан.
Древний скальный монастырь
В Турции, вблизи Трабзона, есть уникальный комплекс. Это Панагия Сумела, православная обитель, покинутая монахами после печальных событий 1922 года. Монастырь выстроен на выступе меловой скалы, и часть его помещений находится в искусственных и естественных гротах. Монастырь основан и строился на рубеже IV—V веков, а неприступная стена и многие здания воздвигались до XIV века.
Монастырю всегда сопутствовала удача и процветание. До 1461 года обитель находилась под особой протекцией византийских императоров. После падения Константинополя, все привилегии и неприкосновенность монастыря, согласно повелению османского султана Селима, сохранились и неукоснительно поддерживались последующими правителями. Возможно, благополучию обители способствовала защита чудотворной иконы «Одигидрии Сумельской», которая хранилась в монастыре со времен его основания. По преданию икону написал апостол Лука. В общине находились еще две величайшие реликвии: евангелие Святого Христофора и крест императора Мануила Комнина. Кроме того, монастырская библиотека хранила очень редкие древние манускрипты.
Во время жестокого геноцида (1922) турков против понтийских православных греков, монахи, покидая обитель, укрыли в часовне святые реликвии. В 1930 году они были перевезены в Грецию. До сегодняшнего дня в монастыре, по разрешению турецких властей, несколько раз проводились богослужения. С 2015 года начаты реставрационные работы, которые позволят внести монастырь Панагия Сумела в список ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия. Восстановление продолжается, но комплекс открыт для паломников и туристов.
Действующие монастыри
Панагия Сумела — не самый древний монастырь. На греческой и кипрской территориях немало действующих обителей в честь Всесвятой Богоматери, воздвигнутых во времена Византийской империи.
Старейший функционирующий монастырь — это Панагии Хозовиотиссы (1088) на греческом острове Аморгос. Великолепный скальный комплекс привлекает большое количество посетителей и знаменит изготовлением удивительного медово-миндального ликера.
Панагии Амасгу — монастырь начала XII века, где сохранилось много фресок того времени и первозданная церковь конца XI века. До конца XVIII века комплекс действовал, как мужская обитель, после длительного упадка и запустения он реконструирован в конце XIX века в качестве женского монастыря. Объект относится к списку Всемирного наследия.
Обширный комплекс Панагия Малеви живописно расположился в пелопоннесских горах Парнон. Это монастырь Успения Богородицы, основанный предположительно в 1320 году. Помимо окружающих красот, обитель известна чудотворной иконой «Пресвятой Богородицы Малевийской». На ее серебряном окладе обозначен год (1362), когда реликвия попала в монастырь. Считается, что этот образ написан апостолом Лукой. За последние полсотни лет она дважды являла чудо: источала благоухание и мироточила. Ради этой святыни в обитель стекается много верующих.
Церкви Всесвятой Богоматери
Везде, где простиралась власть Константинопольской православной церкви, возводились храмы, скиты и монастыри. Это в основном земли современной Греции, Кипра, Иерусалима и Турции. Многие церкви были основаны в честь Всесвятой Богородицы. После падения Константинополя, захвата земель османской империей и более поздней турецкой экспансии, огромное количество православных храмов оказалось под владычеством ислама. Разрушения миновали большинство культовых православных зданий в пределах Стамбула, поскольку они были переустроены в мечети. Но оставались единичные храмы, в которых османская власть позволила оставшимся византийцам и грекам проводить свои обряды и богослужения.
Церковь Богоматери Монгольской
В бывшем Константинополе есть небольшой храм, который, в отличие других православных церквей Стамбула, не был никогда мечетью. Это церковь Панагии Мухлиотиссы (1282), основанная Марией — византийской принцессой и внебрачной дочерью императора Михаила VIII. Марию определили в жены Хулагу, монгольскому хану, покорителю Багдада и Персии. Путь к жениху был не близкий, и пока принцесса добиралась, хан скончался. Невеста, согласно брачному договору, стала супругой ханского сына. Когда от белой горячки умер и он, Мария вернулась на родину и основала в Константинополе небольшой монастырь, где и провела остаток своей благочестивой жизни.
Церковь, даже в самые жестокие по отношению к христианам времена, оберегал фирман, письменный указ о неприкосновенности храма, выданный Мехмедом II. Его копия и сейчас бережно хранится. А о периоде безжалостного преследования христиан говорит второе наименование храма: «Кровавая Церковь» (Kanli Kilisesi).
Укрытая Богом
Панагия Теоскепасти — церковь, которая высится на небольшой горе над портовым городом Пафосом на Кипре. Ее история уходит к 649 году, когда арабы напали на город, разрушив его до состояния руин. Посреди городских развалин уцелевшей осталась лишь маленькая церквушка Пресвятой Богородицы, построенная на небольшой скале. По Божественной милости, во время штурма, пелена тумана укрыла храм, и он не был замечен арабами. После этого церковь стала именоваться Богородица Сокрытая Богом. Но целью православного паломничества является находящаяся в храме икона Пресвятой Богородицы. Она считается чудодейственной и ее, согласно преданию, также написал апостол Лука.
Греция, Кипр, Турция располагают множеством православных святынь. Сюда постоянно приезжают путешественники не только для отдыха и осмотра достопримечательностей, но и для того, чтобы преклониться перед христианскими реликвиями. Действующие храмы, особенно отдаленные, таят в себе дух умиротворения и божественной благодати. Кажется, что под этими древними сводами, где сила веры не угасала столетиями, открывается некая сокровенная тайна, таящаяся в ортодоксальных древних обрядах православия.