Словосочетание «православный храм» в памяти людей ассоциируется в первую очередь со зданием, в котором проводятся богослужения, со священнослужителями, иконами, строго смотрящими на вошедших, а также с инвентарем в понятие которого входят: подсвечники, паникадило, хоругвии, лампады и так далее.
Наверно невозможно привыкнуть и относиться обыденно ко всему великолепию внутри храма. К службе, которая посвящается Богу, Божией Матери и всем тем, кто собственной жизнью доказал свою любовь ко Всевышнему и к человеку. Новичку иногда бывает трудно приспособиться к новым ощущениям, к словам, звучащим во время служения, к обрядам, обращениям, поэтому желательно заранее подготовиться и выяснить, что означает то или иное слово на церковнославянском языке. Рассмотрим подробнее, что такое омофор.
Значение слова омофор
В тропаре, посвященном празднику Покрова Пресвятой Богородицы, не раз звучат следующие слова: «Покрый нас Твоим омофором». В переводе с греческого языка слово омофор буквально означает «носимый на плечах». «Омос» — плечо, а «феро» означает носить.
Некогда свято жизни блаженный Андрей удостоился видения Пресвятой Богородицы, которая своим омофором покрывала всех, кто молился Богу в надежде получить Его защиту в борьбе с врагом. Об этом можно прочитать в житие, посвященном блаженному.
На всех иконах Божия Матерь изображена с покрытой головой, а если посмотреть на картины художников, изображающих библейских персонажей, то можно также заметить широкий плат на головах их женщин, спускающийся до пят. Прошло без малого более двух тысяч лет, но до сих пор не утрачена традиция, покрывать голову у верующих иудеек и у христианок, находящихся в храме.
В православных церквах данное одеяние имеют право носить только архиереи. Следовательно, если спросят: что такое омофор, можно смело отвечать — это особенный покров, который архиереи носят на плечах. Именно с таким одеянием Божией Матери связан праздник Покрова.
Для чего предназначен омофор?
Что такое таинственное несет это одеяние? Омофор бывает двух видов: великий и малый. Великий омофор представляет собой широкую ленту с нашитыми на ней полосами из другой материи, чем само одеяние. Надевается он так, что огибает два плеча архиерея и одним концом спускается с левого плеча на грудь, а другим с этого же плеча на спину. Концы опускаются почти до подола саккоса (длинная, просторная одежда архиерея с широкими рукавами, сшитая из дорого материала). На концах омофора вышиты кресты, по сути, эта узкая верхняя часть одеяния символизирует заблудшую овцу, взятую Иисусом Христом на плечи.
Великий или большой омофор епископ носит с начала Литургии до чтения Апостола (послания апостолов, размещенных в Новом завете). При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора. По окончании чтения на него надевают малый омофор, который напоминает большой, но значительно короче. Его надевают вокруг шеи священнослужителя, но так, чтобы оба конца ленты спускались на грудь.
Малый омофор — это также широкая лента, занимающая одно из первых мест в православных богослужебных облачениях и службах. Но таинственное ее назначение другое. Малый омофор символизирует то, что архиерей как священнослужитель — это носитель благодатных даров, поэтому без этой части одеяния епископ, митрополит или даже патриарх служить Литургию не имеет права.
Великое богослужение
Литургия — это таинственное и страшное служение, несущее в себе элементы вечности. Все верующие знают, что во время Евхаристии преломляется (чудесным образом меняется) хлеб в Тело Господа, а вино в Его Пречистую кровь. Прихожане, с благоговением причащаясь, испытывают необыкновенно трепетные минуты, которые вспоминают всю жизнь.
Епископ представляет собой Христа, а своим облачением показывает, что так же, как и Господь он берет под свой покров заблудших овец.
В древние времена омофор изготавливали из шерстяной белой материи, концы которой украшали крестами. Позднее эти ленты стали шить из парчи, шелка и других тканей. Материалы подбирали обязательно ярких цветов, для соответствующих богослужений.
Древний эфод — прообраз современного покрова
Некоторые историки считают, что родоначальником омофора был эфод, который надевали на себя иудейские священнослужители. Об эфоде написано в Ветхом Завете, известно, что его носил Аарон.
Одеяние это было сшито без рукавов и крепилось на плечах с помощью ремней. К ремням или лямкам прикрепляли два драгоценных камня в золотой оправе, на которых были выгравированы все имена двенадцати сыновей Иакова. Сегодня вместо этой гравировки используют кресты.