Пасхальное послание епископа Переславского и Угличского Феодора всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Переславской епархии

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». (1 Кор. 15:13-14).
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
С чувством особой духовной радости мы вновь и вновь произносим вечно живое Пасхальное приветствие и неизменно отвечаем на него восклицанием, свидетельствующим о нашем уповании и утверждении веры: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!».
Но что же стоит за этими святыми словами? На протяжении двух тысячелетий люди задаются вопросом: нельзя ли было избежать жутких страданий, которые Господь положил в основу нашего спасения от вечной смерти? Нельзя ли было просто прийти в мир с уже обоженым человеческим естеством и прекратить действие греха без всякой оглядки? Православное богословие, утверждённое согласием святых отцов Церкви, определённо говорит, что спасение человеческого рода невозможно иначе, как только через то, что мы называем «полным отречением от себя», т.е. полнотой смирения. И это смирение показывает нам Сам Всемогущий Господь. Всемилостивый Спаситель приходит на землю, в нашу жизнь -во «юдоль плачевную» для того, чтобы в Себе Самом обожить человеческое естество, и через это спасти людей от диавольской пасти и вечной смерти. Об этом прекрасно пишет святитель

Василий Великий в трактате «Искупитель и искупленные», говоря нам о том, что обожение человеческого естества во Христе совершалось постепенно от самого момента Зачатия и Рождества, достигло апогея в добровольных страданиях и вполне совершилось только по Воскресении из мертвых. Т.е. достигло того состояния, которое несоизмеримо выше образа Адама до грехопадения. Теперь
каждый из нас может соединиться со Христом — Распятым и Воскресшим, Который есть «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8). Об этом единстве так говорит Вседержитель: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 15:5). Это значит, что мы имеем возможность привиться к Воскресшему из мертвых Христу как дереву или виноградной лозе прививаются ветви и становятся с ним едины.
Святая Церковь часто напоминает нам, что, совершая грех, мы страдаем не только от самого факта совершения беззакония, сколько от его последствий. Согрешить легко, а переживать страсти, т.е. страдания, как последствия соединения со злом, очень тяжело. Именно поэтому Спаситель мира берёт на Свои пречистые плечи все последствия наших согрешений, как добрый пастырь поднимает израненную овечку и врачует её. Христос добровольно принимает на Себя всю полноту человеческого несовершенства и страданий, чтобы исцелить великую порчу человеческого естества ценой Собственных страшных Страстей. Апостол Петр так и говорит об этом: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).
Вся наша вера стоит на непререкаемом догмате Всеобщего Воскресения. В Пасхальном тропаре звучат слова:«… и сущим во гробех живот даровал!». То есть нам, умирающим во грехе духовно. Господь даровал жизнь в Духе Святом. Всем, умершим телесно, Он подает воскресение. Это значит, что как Христос воскрес тридневно из мертвых, так и мы в конце времён воскреснем с нашей плотию. «Так как, ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, — пишет Иоанн Дамаскин, — то, по справедливости, вместе

они и получают воздаяние» (8, кн. 4, гл. ХХVII).
Сегодня, радуясь празднику Святой Пасхи, мы, дорогие мои, должны понимать, что Христос желает спасения не только лично нам, но и каждому человеку, всякой твари. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Жор. 2:9). К соработничеству в Божественном домостроительстве, как добрых сотрудников, Господь призывает каждого из нас. Он призывает нас проявить деятельное участие в жизни и спасении ближнего, потому как «невозможно идти к Богу, перешагнув через человека» — учит нас митрополит Антоний Сурожский. Итак, откроем сердца навстречу друг другу. Будем, следуя словам апостола Павла, с плачущими плакать, с радующимися радоваться, будем для всех всем, чтобы спаслись хотя бы некоторые. Воспоем победную песнь душою и телом: «Воскресения день! Просветимся, людие, добрыми делами: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе».
От всего сердца поздравляю вас, возлюбленная моя боголюбивая паства, с живоносным и всепобедительным праздником Светлого Христова Воскресения! Радость, мир, благодатную помощь Свою да дарует всем нам Восставший из гроба Спаситель мира!

Божиею милостию, смиренный
ФЕОДОР
ЕПИСКОП ПЕРЕСЛАВСКИЙ И УГЛИЧСКИЙ
Пасха Христова, 2020 год, г. Переславль-Залесский

Оцените статью
Добавить комментарий