РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Переславского и Угличского Феодора

«Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды,
и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго.
Волхвы наставил еси на поклонение Твое,
с нимиже Тя величаем:  Жизнодавче, слава Тебе»
(Тропарь после 6 Паремии на Рождество Христово)
 
Возлюбленные о Рождшемся Господе
всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
С Рождеством Христовым!
«Христос раждается — славите!» — такими торжественными словами начинается первая песнь Рождественского канона. В эти святые дни Церковь призывает нас к прославлению Христа Спасителя, сшедшего с небес на грешную землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Неоднократно мы слышим в церковных песнопениях, наполненных глубоким смыслом, слова: «Бог воплотился», и невольно сталкиваемся с невозможностью до конца постигнуть человеческим умом это Великое Таинство. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», — говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1:14).
Среди полночной тишины, когда все человечество было объято глубоким сном, Царь Мира пришел в образе раба, не узнанный никем. Среди человеческой славы и пресыщения Ему не нашлось места. Небесный Владыка рождается не в царских чертогах, а в ветхом загоне для скота.
С рождением Христа заканчивается старый век, век жестокости и беззакония, наступает новое время, как сказал апостол Павел: «…время благоприятное,…день спасения»(2 Кор. 6:2).
С чего же начинается спасение человечества? Со смирения Божества. Смирением преклоняются небеса, смирением Невместимый вмещается в пречистое чрево Богоматери, смирением принимает образ раба Повелитель Вселенной. Господь снисходит на землю с единственной целью, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную грехом человеческую природу к Своему Божеству, привести всех от тьмы к Живоносному Свету.
«Бог становится человеком, чтобы человек стал богом» (Святитель Афанасий Великий. Трактат о воплощении Бога Слова, гл. 54). Отныне нам дарована новая лестница на Небо, открыт  путь обожения, который по словам, преподобного Ефрема Сирина лежит через смирение, ибо оно есть – «путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему» (Преподобный Ефрем Сирин, 33, 119). Смирение — это то, что позволяет соединить ветхость человеческого естества с огнем Божества. «Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением» (Преподобный Амвросий Оптинский. Из послания 1873 года). Не будем же предаваться объядению и пьянству, блуду и буйству плоти, особенно в святые праздничные дни, ибо как увещает нас апостол Павел: «Вы уже не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас; если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).
Сейчас, как никогда, мы призваны заботиться о ближнем, но особенно о братьях и сестрах во Христе, которые бедствуют и страдают от войн и  терроризма, природных катаклизмов и голода. Примером для нас могут служить древние христианские общины, где более обеспеченные люди направляли материальную помощь менее обеспеченным. Свет Рождественской звезды нам вновь и вновь указывает на убогие ясли — туда идите! Где беднота и холод, где голод и плачь. Христос именно там. Когда мы видим на улице голодного человека, мы должны понимать, что в нем голодает Христос, когда видим замерзающего, должны помнить, что в нем замерзает Христос. Христос страдает в наших ближних от недостатка нашей любви.
Пойдем и мы к больным и престарелым, нищим и бездомным, в детские дома и тюрьмы, ко всем тем, от кого отказался весь мир, как когда-то он отказался от Самого Христа. Спаситель, видя голодный народ, говорит Своим ученикам: «…вы дайте им есть» (Мк. 6:37). Значит и мы должны делать то, что повелевает Божественный Учитель. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…» (Рим. 15:2,3), — учит святой апостол Павел. Святой Иоанн Златоуст так толкует эти слова: «Итак, богат ли ты, облечен ли властию, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду. Чрез это ты и приобретешь истинную славу, и принесешь много пользы. Житейская слава скоро пролетает, а слава духовная пребывает постоянно, если будешь это делать к созиданию» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Римлянам). Принесем же и мы ближнему кто, что может, каждый в меру свою:  кто золото, кто добрые дела, кто слова утешения. Главное, чтобы это было, как подчеркивает апостол, в созидание и на благо, то есть ради Христа.
Дорогие о Господе братья и сестры, от всего сердца поздравляю Вас со Светозарным Пришествием в мир нашего Спасителя, Предвечного Бога. Будем подражать Ему в смирении и кротости, послушании и любви. Будем бодрствовать, как бодрствовали пастухи, и искать Христа, как это делали евангельские волхвы. Свет Вифлеемской звезды да освятит наш путь навстречу Богомладенцу.
Аминь.
Божиею милостию, смиренный ФЕОДОР,
ЕПИСКОП ПЕРЕСЛАВСКИЙ И УГЛИЧСКИЙ
Рождество Христово 2020 год.

Пресс-служба Переславской епархии

Оцените статью
Добавить комментарий