Кирилл Туровский – белорусский писатель и мыслитель двенадцатого века, православный святой, епископ. Он родился и вырос в небольшом городке на реке Припяти, в Турове. Туровский – средневековый русский богослов, один из самых видных духовных деятелей православия двенадцатого века.
Туров
Город Туров расположен в Гомельской области, в Житковичском районе. Это один из самых древних городов Белоруссии. Туров находится в тридцати километрах от райцентра города Житковичи и в 263 километрах от города Гомеля.
До нынешнего времени былое величие города, к сожалению, не сохранилось. Хотя даже без архитектурных достопримечательностей у него отличный туристический потенциал. В Туров приезжают не только белорусы, но и многие россияне, чтобы поклониться святому кресту. Многих паломников интересует и недавно установленный памятник Кириллу Туровскому. Он освящен по традиции православной церкви и привлекает многих паломников.
Туровское княжество было очень развитым в культурном, в политическом и экономическом смысле. А Туров являлся его административным центром. Епархию в нем основали еще в десятом — начале одиннадцатого веков. В дальнейшем после разрушения турками ее перенесли в Пинск. Во второй половине двенадцатого века Туровское княжество стало феодально-раздробленным. Политическое значение было утрачено. А Туров вошел на некоторое время в княжество Литовское.
Семья, ранние годы
Кирилл Туровский, биография которого начинается с 1130 года (даты рождения), всю свою жизнь никуда не переезжал из родного города Турова. Несмотря на то, что его родители были очень состоятельными людьми, богатство он не любил. Кирилла больше привлекали божественные книги, богословие.
Он получил отличное домашнее воспитание. Позже учился науке и искусству у греческих преподавателей. В совершенстве овладел старославянским и некоторыми народными диалектами. Отдельно обучался красноречию. Любил и хорошо знал византийскую культуру. Поэзию особенно уважал.
Послушничество
Послушником Кирилл стал рано. Будучи зрелым мужчиной, в 1161 г. принял постриг в Борисоглебском монастыре. Почти сразу же ушел в затворничество, закрывшись в столпе. Там он некоторое время жил в молитвах, строго соблюдая все посты. Много размышлял. Именно во время этого затворничества написал несколько своих первых произведений.
Епископство
Кирилл Туровский (биография сохранила дату его возведения в сан епископа – 1169 год) получил церковное повышение благодаря местному князю Юрию Ярославовичу. После этого, будучи уже священником, принял активное участие в церковно-политической борьбе. В его Житие описано, что именно Кирилл явился обличителем лжеепископа Феодорца, который был обвинен в ереси и казнен.
Литературное наследие Кирилла Туровского
Кирилл Туровский оставил после себя большое литературное наследие. За талантливые произведения в этой области его прозвали «вторым Златоусом». Многие издания Кирилла, сохранившиеся до нынешнего времени, «говорят» о большой тяге святителя к писательской деятельности.
Он прекрасно владел слогом, стилем, образом речи. Умел очень грамотно и доступно излагать свою мысль. Благодаря этому внимание читающего не ослабевало до конца произведения. Он пропагандировал византийских священников, чьи трактовки святого писания в двенадцатых-тринадцатых веках были очень популярны. Особое внимание уделяется и до сих пор одному из его сочинений «Притче о человеческом теле и душе».
Литературное призвание
Произведения Кирилла были настолько же популярны, как и рукописные сборники многих церковных отцов. В сочинениях Туровского прослеживалась глубина содержания, высокая духовность и литературное мастерство. Исследователи его творчества отмечали, что толкование Священного Писания Кирилл довел практически до полного совершенства. Он сочетал яркую образность с изысканной стилистикой и художественностью слов.
Кирилл Туровский не только кратко цитировал заветы. Он брал смелость домысливать их, превращая тем самым в полное и гармоничное повествование. Например, эпизод, как Иисус Христос исцелил парализованного человека, он дописал по-своему.
В результате получилось яркое художественное произведение. В нем взаимоотношения человека с Богом были описаны простым и доступным любому языком. Получился даже общий портрет человечества в целом.
В своих священных трудах он использовал не только христианские тексты, а и неканонические. Некоторые притчи Кирилла Туровского написаны с сюжетов, взятых, например, из Вавилонского Талмуда («Беседа императора с раввином»).
Темы творчества Кирилла Туровского
Основная тематика в произведениях Кирилла Туровского – человек и его служение Богу. Только человек способен бороться за торжествование на земле Божией правды. Кирилл писал хвалебные песни человеку, для которого Господь создавал этот мир. Бог дал ему все – пищу, воду и главное – разум. Это творение Господа, поэтому, пользуясь земными благами, в том числе плотскими удовольствиями, человек не должен забывать о высших понятиях – душевной чистоте и любви, созидании и творении.
Одно из лучших творений Кирилла Туровского
Богословские труды Кирилла Туровского содержат притчу о слепце и хромом. Один человек выращивал виноградник. Для охраны его нанял слепого и хромого. Он решил, что такие убогие люди не проникнут за ограждение виноградника и не смогут его обворовать. Если работа будет выполнена, он обещал им заплатить, в противном случае калек ждало наказание.
Но незадачливые сторожа не выдержали искушения забраться в виноградник. Хромой сел на плечи слепцу, и таким образом они смогли попасть на запретную территорию. Украли весь виноград и были за это наказаны. То есть «запретный плод» так их манил, что не смогло испугать и последующее наказание.
Кирилл наделил эту притчу яркими образами. Хозяин виноградника – Господь Отец, слуги – ангелы, ограда – закон Божий и т.д. А образы слепого и хромого, соединенных вместе – человек.
В толковании Кирилла Туровского смысл этой притчи в том, что Бог, создав землю и мир, и так решил даровать это человеку, когда придет время. Но люди зачастую преступают Закон Божий. И берут пока еще недарованное самостоятельно, то есть крадут.
Причем устоять перед искушением часто не может тело человека (не душа). Именно хромой описывает прелести виноградника и подбивает слепца на грех. Но виновны оба. Один – за искушение, второй – что поддался ему.
Мировоззрение Кирилла Туровского
Кирилл Туровский подчеркивал, что люди должны укреплять свой дух и противостоять телесным искушениям. Тогда перед ними откроются ворота в Царство Божие. И они будут достойны вечного спасения. Он выступал сторонником Церкви, выполнения обетов и соблюдения постов, совершенствования духа. Туровский причислен к святым и днем его памяти является двадцать восьмое апреля (одиннадцатое мая по новому стилю).
Кирилл был уверен, что только постоянная забота о душе, смирение и ежедневные молитвы открывают путь к спасению. Он всегда был приверженцем самых строгих монашеских правил жития. Ибо считал, что только полный отказ от мирских утех и желаний ведет к божественной истине.
Слово Кирилла Туровского несло непримиримость к инакомыслию и разной ереси. Покушение на единство церкви всегда вызывало у него праведный гнев. Он олицетворял собой нравственный призыв к человечеству, обращенный на воспитание их души и веры.
Памятники Кириллу Туровскому
Город Туров, где родился и жил Кирилл, — один из трех, где установлены монументы этому святителю. Памятник был создан скульптором Иньковым и архитектором Лукьянчиком. Установили его на берегу Припяти, на Замковой горе, одиннадцатого мая 1993 года.
В основе его композиции – необычный византийской формы крест. С ним соединяется сама фигура Кирилла. Он как бы немного выступает вперед, при этом подняв голову. Руки согнуты и располагаются на уровне груди. В левой святой держит книгу, на обложке которой выгравирован крест. А правая рука жестом указывает на это произведение. Вокруг головы Кирилла – нимб, а рядом с книгой сделана надпись «Святой Кирилл Епископ Туровский». Высота монумента – семь метров. Сделан он из бетона и покрыт медью.
В Минске памятник Кириллу Туровскому был установлен тридцать первого ноября 2001 года. Расположен он рядом с Белорусским Государственным Университетом. Скульптором монумента стал Игорь Голубев.
Святитель Кирилл Туровский был увековечен и в Гомеле. Памятник установили четвертого апреля 2004 года в одном из театральных скверов этого города. Авторами монумента стали скульптор Лев Гумилевский и его сын Сергей. Участие принял в работе и архитектор Николай Жлоба.
Монумент был установлен и открыт ко дню белорусской письменности. Это большая бронзовая скульптура в три с половиной метра высотой, стоящая на гранитном постаменте. Туровский предстает перед людьми с одухотворенным, наполненным благородством ликом. Привлекает гордой осанкой и выразительными тонкими руками. В них он держит небольшой свиток, на котором выгравирована молитва.