В городе Иваново, в самом его центре, стоит большая старинная церковь из красного кирпича, окруженная множественными затейливыми постройками. Сегодня там находится женский Введенский монастырь, а когда-то, в годы советской власти, сей чудный храм был приспособлен под Государственный архив.
По тем временам казалось немыслимым делом — вернуть собор под крыло Русской православной церкви. Верующие люди писали в разные инстанции — все было бесполезно. Чудо свершилось, когда за дело взялся архимандрит Амвросий (Юрасов).
История обретения Введенского храма — это одна из ярких и одновременно трагических страниц в непростой жизни священника, и в нашей статье мы осветим подробнее это событие. А еще расскажем о биографии отца Амвросия, о его неутомимой проповеднической и просветительской деятельности во имя прославления и торжества Веры православной.
Амвросий (Юрасов): биография
Родился будущий батюшка в Алтайском крае, в с. Огни в 1938 г. в небогатой многодетной крестьянской семье. Родители были людьми очень верующими, они смогли с малых лет привить сыну горячую любовь к Богу. Отец мальчика погиб на войне в 1941 г., а матушке Господь даровал жизнь долгую. Незадолго до своей смерти она приняла Великую схиму. Батюшка Амвросий с детства знал голод, видел гонения на православие. Став старше, он поступил рабочим на шахту, потом была служба в армии, занятия спортом.
Юношу окружали атеисты. Казалось бы, в такой среде трудно было сохранить веру, тем не менее молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию и благополучно окончил ее, получив степень кандидата богословия. С 1965 г. по 1975 г. батюшка служит в Троице-Сергиевой Лавре, где впоследствии принимает монашеский постриг и рукополагается в иеромонахи.
В 1976 г. о. Амвросий был переведен в Почаевскую лавру и возведен в сан игумена. Там он пробыл 5 лет и все эти годы занимался тихим смиренным служением Богу: исповедовал монастырскую братию, проповедовал и проводил экскурсии для посетителей. Но времена настали тяжелые: власти грозились закрыть Лавру, а монахов выселить. По благословению своего духовника игумен Амвросий (Юрасов) скрывается от гонений в Кавказских горах, где несет молитвенный и отшельнический образ жизни.
Основание Свято-Введенского женского монастыря в Иваново
В 1983 году отец Амвросий был зачислен в Ивановскую епархию. Первым его приходом стало отдаленное от центра село Жарки, где было всего-то пять домов, потом батюшка нес службу в селе Красное близ знаменитого Палеха. И вот настало время, когда его возвели в почетный сан архимандрита и приписали к новому месту служения: Преображенскому кафедральному собору в г. Иваново.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) быстро завоевал любовь у прихожан, которых даже в областном центре было в общем-то немного, ведь в стране царило безбожие. Но все-таки вокруг батюшки сплотился круг истинно верующих людей. Вместе они решили отвоевать у безбожников «Красную церковь» (народное название Свято-Введенского собора).
Вначале батюшка и его прихожане взялись за дело мирно: писали, ходили с просьбами к представителям властей, но вскоре поняли, что все это бесполезно. Другой бы на месте о. Амвросия отступился, отчаялся, но он решил идти до конца.
Однажды утром удивленные жители Иванова увидели возле «Красной церкви» палатку и четверых сидящих рядом женщин в монашеском одеянии. Это были духовные чада батюшки Амвросия, которых он благословил на голодовку в знак протеста против произвола властей. Для того времени это был беспрецедентный шаг! Весь город гудел, газеты и радио обливали отца Амвросия грязью, храм был оцеплен милицейскими кордонами. Со всех концов города к церкви стекался народ, чтобы посмотреть на мужественных женщин. Акция протеста продолжалась долгих 16 дней и привлекла внимание мирового сообщества.
В конце концов Красная церковь была возвращена Ивановской епархии, а архимандрит Амвросий (Юрасов) стал настоятелем нового церковного прихода. 27 марта 1991 года, по благословению патриарха Алексия здесь был основан Свято-Введенский женский монастырь. Отец Амвросий стал его духовным руководителем и наставником. Со временем обитель разрослась, число сестер выросло до полутора сотен. Батюшка Амвросий и по сей день руководит этим монастырем.
Общественная деятельность батюшки
Сегодня сестры и священнослужители монастыря ведут широкую общественную деятельность: посещают наркоцентры и тюрьмы, издают религиозную литературу, выступают на православной радиостанции «Радонеж», кормят бездомных людей, инвалидов и сирот, работают на городском «Телефоне доверия». И всеми этими трудами с терпением и любовью руководит отец Амвросий (Юрасов).
Проповеди батюшки столь популярны, что послушать их приезжают паломники со всех концов России. И хотя Отец и является чрезвычайно занятым человеком, но находит все-таки время, чтобы принять и выслушать людей, помочь советом, дать утешение.
Духовная помощь заключенным в тюрьмы
Неподалеку от Введенской обители расположена женская колония. Батюшка Амвросий в шутку прозвал ее еще одним монастырским подворьем. Отец и монахини постоянно посещают осужденных, несут им слово Божие. На протяжении 20 лет батюшка неустанно навещает колонии, коих немало в Ивановской области.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) одним из первых пошел в камеры к смертникам, в штрафные изоляторы, в туберкулезные отряды. Исповедовал, крестил и служил заключенным с христианской любовью, заповеданной самим Христом. При поддержке о. Амвросия на территориях колоний возводятся храмы.
Изданные труды архимандрита Амвросия
- «Исповедь: в помощь кающимся».
- «Яко с нами Бог».
- «Во дни поста».
- «Православие и протестантизм».
- «Слово утешения».
- «Монастырь».
- «Господи, благослови».
- «Призвание».
- «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
Заключительное слово
Как это замечательно, что на Русской земле есть такие столпы Православной веры, как батюшка Амвросий Юрасов! Отзывы о нем как о талантливом проповеднике, прозорливом старце и верном христианине в изобилии имеются на многих православных форумах. Хочется пожелать этому мужественному и деятельному человеку здоровья и долгих лет жизни, чтобы как можно дольше он зажигал в замерзших душах современных людей горячие лампадки православной веры.