«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». [Мф.26:27]
Почему вино?
Почему вино?
Сказано: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник» [Быт.9:20] и мы понимаем, что Ной это прообраз Христа. Именно Ной делает то, к чему призван Христос – спасает человечество, возделывает землю и насаждает виноградник, изготавливает вино.
Теперь попробуем посмотреть хотя-бы немного о том, что говорит нам Господь о вине по всей библии.
«В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю». (Сир. 50:16,17) Удивительные слова из Ветхого ещё Завета. Почти повторяют слова Христа о чаше, вине и крови. Крови Его, крови Нового Завета.
А тут видим нечто противоположное:
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.» (Чис. 6:1-4) Как же так? Почему тут вино отрицается? И даже всё, что напоминает виноград, тоже отрицается. Тут что-то связанное с назорейством как служением.
А тут опять странное отношение к винограду. «Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего.» [Исх.22:5] Неожиданные слова употреблены: «пусть вознаградит». Обычным и привычным тут должны-бы быть слова не о награде, а о возмещении ущерба. А тут почему-товознаграждении речь. Будто-бы именно хозяин потравленного мною виноградного поля совершил в отношении меня некое благодеяние. Дальше увидим, что это именно так и есть. Более того. Мы этому хозяину не только не нанесли урона, но ещё и порадовали его своей потравой, да ещё и наградили его вином со своего поля. Но это разговор для отдельной темы.
«Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой.» (Втор. 11:13,14)
«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее». [Мф.11:19]
«Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». [Мк.2:22]
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь». [Ин.15:1]
«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26:27,28)
Какое внимание вину по всему тексту обоих Заветов!
Почему вино?
Посмотрим внимательно и увидим, что вино рождает в нас некое изменение сознания, измененное мировосприятие.
Кстати вот и покаяние это оказывается метаноия – перемена ума по гречески. И вера это тоже измененное сознание по сравнению с плотским. Не случайно ап. Павел говорит, что нас окружающие воспринимают безумными.
Говорят, что вино символизировало и радость, и печаль.
Вполне допускаю и это, но тут только А сказано, а требуется и Б. Почему вино символ радости и печали?
Какие его качества приводят нас в такие состояния? Правильно, мы пьянеем. Но что такое опьянение? В норме это эйфория, перемена видения, перемена восприятия всего, что нас окружает.
Кстати и смоква это тоже винная ягода.
Итак кровь это душа. «…только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте». [Быт.9:4]
А что в чаше? Понятно, что вино подаёт Христос. Не уксус же.
Что есть кровь Нового Завета и что есть вино Нового Завета? Душа и Кровь Христова, Нового Завета — Дух Святой. Поэтому вино это кровь, символ новой жизни, а хлеб это Слово о новой жизни.
Хлеб это Христос.
Вино это Дух Святой, ибо только Он меняет наше сознание, нашу душу.
Без вина (Духа Святаго) хлеб-Слово Христа мы усвоить (съесть) не сможем. Как не могут этого люди неверующие. Потому и в Вечери Он хлеб преломляет и чашу обносит ученикам своим.