Среди многообразия российских храмовых построек, подчас являющих собой шедевры архитектуры, есть одна, не имеющая аналогов. Это, расположенная в посёлке Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда на её очертания, столь нехарактерные для русской православной традиции. Прикоснувшись к её истории, нельзя не почувствовать сокрытую в ней тайну.
Воспитатель наследника престола
В те далёкие годы, когда на месте нынешней Знаменской церкви стояла ничем не примечательная деревянная церквушка во имя Илии-пророка, усадьба Дубровицы, расположенная невдалеке от Подольска, принадлежала роду князей Голицыных. Старший из них – Борис Алексеевич — был воспитателем и наставником будущего государя Петра I. Со временем, когда его питомец, утопив в крови все мятежи и бунты, завладел российским престолом, князь, как ближайший к нему человек, вошёл в большую силу.
Но переменчивы бывают порой гнев и милость сильных мира сего. Нашлись при дворе завистники, нашептавшие государю клевету на его старого учителя, и скорый на расправу Пётр в 1689 году отправил его в ссылку в родовое имение – те самые Дубровицы. Горько было старику Голицыну получить благодарность такой монетой за всё усердие, выказанное им на воспитательском поприще. Утешало, что хоть головы не лишился – у Петра Алексеевича это было в обычае.
Заступничество Царицы Небесной
Однако горяч был государь, да отходчив. Через год сменил он гнев на милость и вновь дозволил Борису Алексеевичу явиться пред царские очи. Чтобы утешить старика, жаловал ему боярское достоинство. Будучи человеком православным и глубоко верующим, князь Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной. Исполненный благодарности, он пожелал воздвигнуть в своих владениях, среди которых была и усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы – памятник счастливому избавлению от опалы.
Шедевр неизвестного гения
Строительство князь начал в 1690 году, предварительно приказав разобрать прежнюю деревянную церковь пророка Илии, построенную в 1662 году, и перенести её в соседнее село Лемешево. Это следует из дошедших до нас документов, но дальше начинаются сплошные загадки. Дело в том, что абсолютно ничего не известно о зодчем, создавшем проект этого архитектурного чуда.
В петровские времена многие выдающиеся иностранцы трудились в России и обессмертили свои имена, создав неповторимый стиль, известный нам как петровское барокко, но ни один из них не имеет отношения к шедевру, воздвигнутому в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в каждой детали которой запечатлена рука гения, лишена авторства. Абсолютно исключено, чтобы кто-то из выдающихся зарубежных мастеров, находившихся в те годы в России, выполнил работу подобного уровня, и она не украсила его творческую биографию.
Не выдерживает критики и гипотеза о некоем русском гении. Не умаляя достоинств отечественных мастеров, следует всё же от неё отказаться.
Это становится очевидным при первом же взгляде на то, что являет собой постройка в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, как отмечают специалисты, это порождение итальянской творческой мысли, нашедшей своё воплощение в стиле барокко. В России строили совершенно иначе. По всей вероятности, отечественные мастера также приложили руку к её созданию, но лишь претворяя в жизнь чей-то гениальный замысел.
Торжества по случаю освящения церкви
Но, так или иначе, а церковь была воздвигнута. Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы. Завершены работы были в 1699 году, но освятили церковь пятью годами позже.
Причина такой задержки в том, что князь Голицын желал пригласить Петра I на торжества в Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась в память их примирения, и его желание было вполне объяснимо. Но, поскольку в те годы государь редко бывал в Москве, Борису Алексеевичу пришлось дожидаться удобного случая пять лет.
Представился он в 1704 году, и 11 февраля в присутствии Петра I, а также его сына царевича Алексея новый храм был освящён. Поскольку государь любил всё отмечать широко и с размахом, торжества продлились целую неделю, и в них по его желанию (точнее, приказанию) принимали участие все местные жители от мала до велика.
Храм, представший взорам съехавшихся гостей, был действительно прекрасен. В своём основании он представлял крест с равными концами. По всей окружности его огибала паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой. Поражало воображение и обилие скульптурных украшений, выполненных на библейские сюжеты. Но главной изюминкой была, выполненная из металла и покрытая позолотой корона, венчающая церковь и заменившая собой традиционный купол.
Церковь, не тронутая врагом
В годы наполеоновского нашествия французами был занят Подольск. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах также оказалась в руках врагов, но при этом избежала разорения. В это трудно поверить, но завоеватели, предававшие огню чуждые им православные святыни, не только не посмели её уничтожить, но даже не тронули находившуюся внутри утварь и не повредили богатые оклады икон.
Времена гонений на церковь
Относительно тихим и благополучным было для церкви последующее столетие, вплоть до тех пор, пока не грянул XX век, и власть в стране не захватил тот самый народ, который Лев Толстой так опрометчиво назвал богоносцем. Волна антирелигиозной кампании, начатая сразу после установления новой власти и поддержанная официальной пропагандой, докатилась и до посёлка Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, история которой к тому времени насчитывала уже более двух столетий, оказалась в центре трагических событий.
Очень скоро всех церковнослужителей, посчитав их чуждым элементом, вместе с семьями и малыми детьми выселили из домов, которые передали в собственность местному совхозу, а саму церковь закрыли. Её последний настоятель — протоиерей отец Михаил (Порецкий) — был отправлен в ссылку, из которой так и не вернулся.
Под властью вандалов
Новые хозяева жизни, в отличие от завоевателей-французов, не стали умиляться чуждому им буржуйскому барокко. Разрушая до основания старый мир, они не пощадили и церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Остаётся лишь благодарить Бога, не допустившего уничтожения всего храма и оградившего его от рук отечественных вандалов.
В запустении храм пребывал до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана в распоряжение Всесоюзного института животноводства. Надо отдать должное учёным мужам, радевшим о повышении привеса скота и увеличении надоев – они не попытались переоборудовать доставшуюся им церковь в коровник. Более того, они даже приступили к её реставрации, продолжавшейся в течение сорока лет и если не улучшившей её вид, то, по крайней мере, не позволившей зданию развалиться.
Церковь, возвращённая людям
Но всему на свете, в том числе и бедам людским, приходит конец. В 1989 году верующие города Подольска, осмелев за годы перестройки, потребовали возвращения им Знаменской церкви. Поскольку к тому времени силы местных партийных и советских органов таяли на глазах, то, закоренелые в своём атеистическом упорстве, они не смогли долго упорствовать. Через год церковь была возвращена в ведение Московского патриархата и в ней возобновились богослужения.
В наши дни, отреставрированная и принявшая тот самый облик, который снискал ей славу, она вновь принимает в своих стенах тысячи верующих. Идут к ней и те, кто, ещё не найдя свой «путь к храму», желает тем не менее увидеть, созданную более трёх столетий назад в усадьбе Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Как доехать до неё?
Удобный маршрут общественным транспортом указывает, принадлежащий церкви интернет-сайт. На нём рекомендуется следовать электропоездом с «Курского» вокзала до станции Подольск, и далее, автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы является там основной достопримечательностью. Кроме неё, будет также интересно осмотреть и само здание усадьбы.
Тем, кто располагает личным транспортом, рекомендуется ехать по Варшавскому шоссе и, минуя Подольск, следовать далее до указателя: «Усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы». Карта, прилагаемая к статье, позволит без труда добраться до нужного места.