Иноческое служение, столь прославленное именами многих святых, отказавшихся от соблазнов тленного мира ради стяжания вечной жизни, уходит корнями в глубокую древность. Зародилось оно в ранние века христианства, и первые монашеские общины появились среди знойных песков Египта. Одним из тех, кто ещё в IV веке славил Господа подвигами высокого аскетизма, был преподобный Моисей Мурин.
- Чернокожий разбойник
- Гроза караванных путей
- Духовное прозрение
- Начало покаянного пути
- Во власти бесовских искушений
- Наставления мудрого старца
- Повторный визит к пресвитеру Исидору
- Ночные бдения и молитвы
- Новое оружие в борьбе с лукавым
- Победа над кознями дьявола
- Кончина святого праведника
- Всехристианское почитание святого Моисея Мурина
- Молитва Моисею Мурину от пьянства
Чернокожий разбойник
История не сохранила точной даты рождения будущего святого, но известно, что появился он на свет в Эфиопии примерно в 330 году и, как все его земляки, имел чёрный цвет кожи. Он был крещён и звался Моисеем. Прозвище же Мурин, с которым преподобный вошёл в историю церкви, является производным от слова «мавр», то есть чернокожий житель Северной Африки.
Как повествует Священное Писание, его путь к венцу святости был долог и тернист. Ещё в детстве, лишённый христианского воспитания, он погряз в пороках и постепенно опустился до того, что в зрелом возрасте, находясь в услужении у одного достойного господина, совершил убийство. С трудом избегнув должного наказания, он присоединился к разбойничьей шайке, так как с этими людьми его роднили злоба и жестокость.
Гроза караванных путей
Очень скоро Моисей Мурин занял среди разбойников главенствующее положение и стал их атаманом. Причиной тому были природная твёрдость характера и непреклонность в достижении цели, выделявшие его из общей массы. Под предводительством Моисея шайка совершила много дерзких ограблений, а следами её кровавых преступлений было отмечено большинство торговых городов в дельте Нила.
Молва о его «подвигах» разнеслась по всей стране, и купцы, собираясь в дорогу, молили Бога, чтобы Он уберёг их караванные пути от безжалостных разбойников и их чернокожего атамана. Порой это помогало, но чаще они навсегда пропадали в знойном мареве пустынь, и только жаркий ветер заносил песком брошенные у дороги окровавленные тела.
Духовное прозрение
Долгое время позволял Господь твориться этому беззаконию, но однажды Он отверз Моисею его духовные очи, и тот с ужасом узрел весь мрак, в который был повержен своей преступной жизнью. В мгновение ока перед ним предстали потоки пролитой им крови, а слух наполнился стонами и проклятиями невинных жертв. Великий грешник пал в бездну отчаяния, и лишь милостью Божьей нашёл в себе силы для дальнейшей жизни, твердо решив посвятить её остаток покаянию и искуплению своих грехов.
Как уже говорилось, Моисей Мурин обладал необычайной силой духа и непреклонностью, но в прежней жизни эти благие качества служили низким целям и были обращены во зло. Теперь же, осенённый Благодатью Божьей, вчерашний грешник приложил их для возрождения своей осквернённой и поруганной души.
Начало покаянного пути
Навсегда порвав с греховной и полной порока жизнью, будущий святой Моисей Мурин затворился от мира в одном из отдалённых монастырей, предаваясь в нём посту и молитвам, прерываемым лишь слезами искреннего и сердечного раскаяния. Попирая свою прежнюю гордыню, он упражнялся в смирении, исполняя послушания, наложенные на него настоятелем, и стремясь во всем быть полезным братии.
Так со временем ушёл в небытие лихой разбойник и появился в землях Египетских инок Божий Моисей Мурин. Житие, составленное после его кончины, повествует о том, сколь благотворным оказался пример такого духовного перерождения для большинства прежних разбойников. Уподобившись своему вожаку, они тоже порвали с прошлым, вступив на путь покаяния, и предали себя служению Богу.
Во власти бесовских искушений
Но прежде чем наградить Своих избранников венцами славы, Господь нередко попускает лукавому подвергнуть их искушениям, ещё более закаляя сильных и отсеивая слабых духом. Такие испытания было суждено претерпеть и Моисею. Враг рода человеческого подослал к нему одного из самых коварных своих служителей – блудного беса. Сей нечестивец начал смущать чистые и непорочные мысли инока греховными мечтаниями и разжигать его плоть адским огнём вожделений.
Даже те редкие часы сна, что выпадали иноку, он омрачал, насылая ему вместо благочестивых видений образы полные мерзости и сладострастия. Святые угодники и лики ангелов, некогда наполнявшие его ночные грёзы, уступили место похотливым и разнузданным девам, зазывавшим монаха своими бесстыдными жестами. В довершение бед его грешная плоть совершенно отказывалась внимать голосу разума и явно потворствовала лукавому бесу.
Наставления мудрого старца
И пропала бы чистая душа инока, ввергнутая в смрадную пропасть греха, но вразумил его Господь пойти за советом в дальний скит, где в подвиге строжайшего аскетизма подвизался один из великих столпов раннехристианской церкви пресвитер Исидор. Выслушав всё, что, смущаясь, поведал ему Моисей Мурин, мудрый старец успокоил его, объяснив, что через подобные страдания проходят все новоначальные, недавно вступившие на иноческий путь монахи.
Бесы одолевают их, насылая свои богопротивные видения, надеясь тем самым склонить ко греху. Но они бессильны перед тем, кто противостоит им молитвой и постом. Посему, не впадая в уныние, следует возвратиться в келью и продолжать служение Богу, насколько это возможно, заменив плотскую пищу духовной.
Повторный визит к пресвитеру Исидору
Раб Божий Моисей, в точности исполняя предписание старца, вновь затворился в келье, ограничив себя лишь чёрствой коркой хлеба, съедаемой им раз в сутки после захода солнца. В постные же дни он вообще не вкушал пищи. Однако и враг удвоил свои усилия. Окончательно подчинив себе плоть страдальца, он даже в дневные часы насылал в его сознание греховные наваждения.
И снова отправился за советом к старцу Моисей Мурин. Житие святого подробно описывает эту вторую их встречу. Пресвитер Исидор, выслушав инока, возвёл его на крышу своей кельи и, обратив лицом на запад, указал на множество бесов, сбившихся в толпу и готовящихся к борьбе с сынами Божьими. Затем, обернувшись к востоку, показал несметное ангельское войско, готовое противостоять им в борьбе за людские души.
Этим он явил Моисею знамение того, что воинство, посланное Богом, несравненно многочисленнее и сильнее исчадий ада и, несомненно, придёт на помощь в его ежедневной брани. Практический же совет старца сводился к тому, что, поскольку враг насылает на инока свои мерзкие видения главным образом во время сна, то надо лишить его этой возможности, посвятив ночные часы неустанному бдению и молитве.
Ночные бдения и молитвы
Вернувшись от старца, св. Моисей Мурин в точности исполнил всё, что тот ему предписал. Теперь, вкусив с наступлением темноты свою скудную пищу, он не ложился спать, а вставал на молитву, непрестанно творя поклоны, осеняя себя крестным знамением. Подобным образом проводил он все ночи напролёт. Это приносило ему несказанные мучения, так как природное естество жило по своим законам и требовало сна хоть и не продолжительного, но еженощного.
Так прошло шесть лет. Со временем Моисей привык и, укрепляемый Благодатью Божьей, простаивал в молитвенном бдении до первых лучей солнца. Однако и бес сумел приспособиться к его новому образу жизни. Воспалённое от бессонницы сознание подвижника он с ещё большим упорством наполнял гнусными мечтаниями и сладострастными образами.
Новое оружие в борьбе с лукавым
Не дерзая вновь нарушать покой старца Исидора, прп. Моисей Мурин обратился за помощью к настоятелю той обители, в которой подвизался всё это время. Выслушав его, мудрый пастырь вспомнил свою молодость и собственную борьбу с плотью. Он порекомендовал страдальцу каждый раз, когда нечистый дух приступает к нему, томить своё естество непосильной работой, будь то средь бела дня или под покровом ночи.
С этой поры Моисей Мурин стал еженощно обходить кельи братии и, собрав, выставленные возле дверей сосуды-водоносы, отправляться с ними к источнику, находившемуся на изрядном расстоянии. Это был тяжёлый труд. Все ночи напролёт Моисей, согнувшись под тяжестью своей ноши, таскал воду, творя при этом молитву.
Победа над кознями дьявола
Вот этого враг рода человеческого уже не смог перенести. Посрамлённый, он навсегда отступил от праведника. Уходя в полном бессилии, бес нанёс ему в спину удар неким древом, подвернувшимся под руку. Не сумев заполучить душу инока, он выместил злобу на его плоти, которая к тому же всегда предательски потворствовала греху.
Житие святого Моисея Мурина сохранило для нас описание и его последней встречи со старцем Исидором. Она произошла вскоре после того, как святой инок избавился, наконец, от бесовских наваждений. Искушённый в бранях с духами тьмы, отец Исидор поведал ему, что сия напасть была попущена Богом исключительно для того, чтобы Моисей, встав на путь монашеского служения, не возгордился скорыми успехами и не возомнил себя праведником, но во всём уповал лишь на помощь Всевышнего.
Кончина святого праведника
Много после этого добрых и богоугодных дел совершил преподобный Моисей Мурин. Не раз являл он братии пример смирения и кротости, сочетая это с мудростью, обретённой в чтении Святого Писания. Но дни его земной жизни неуклонно шли к своему завершению.
Однажды, уже будучи настоятелем обители, он собрал вокруг себя братию и поведал, что предвидит в скором времени нападение на них шайки разбойников. По опыту зная, сколь безжалостны эти люди, он повелел монахам собрать всё необходимое в дорогу и покинуть монастырь.
Однако, когда всё было готово и братия уже стояла у ворот, он отказался следовать за ними, сославшись на то, что на нём должны исполниться слова Иисуса Христа: «Все, взявшие меч, от меча и погибнут». Он свою юность провёл с мечом в руках, и пришло время поплатиться за это. В скором времени ворвавшимися в монастырь разбойниками он был убит.
Всехристианское почитание святого Моисея Мурина
Так в возрасте семидесяти пяти лет завершил свою земную жизнь преподобный Моисей Мурин, икона которого являет нам образ убелённого сединами чернокожего старца, держащего в руках свиток – символ мудрости.
Несмотря на то что он считается святым эфиопской церкви, почитание его распространилось по всему христианскому миру, а память отмечается 28 августа по юлианскому календарю. В наших церквях молитва преподобному Моисею Мурину возносится 10 сентября в соответствии с григорианским летоисчислением. Накануне этого дня читается составленный в его честь акафист.
Молитва Моисею Мурину от пьянства
Верующим людям известно, что Господь даёт Своим угодникам особую благодать помогать в том, в чём они сами преуспели во дни земной жизни. Из всего, что составило сюжет нашего рассказа, видно, что на протяжении многих лет главные усилия святого Моисея были направлены на обуздание страстей, которыми его пытался опутать враг рода человеческого, и в этом он стяжал славу.
Следовательно, в борьбе со страстями он может оказать помощь всем обращающимся к нему в своих молитвах. И дело не в том, о какой из них идёт речь. Так уж сложилось, что в России для искушения людей лукавый выбрал пьянство. Это не значит, что остальные грехи нам чужды, но этот как-то особенно укоренился.
Не находя в себе достаточных сил для борьбы с недугом, многие из тех, кто ему подвержен, но желают избавиться, прибегают к помощи Небесных Заступников. Именно в этом случае молитва Моисею Мурину от пьянства бывает необыкновенно эффективна. Важно только, чтобы произносилась она со упованием на милость Божью, и искренним было желание излечиться.
Это же в полной мере относится и к прочим возносимым нами молитвам. Они бывают услышаны лишь в том случае, если молящийся отвергает от себя малейшую тень сомнения в возможности исполнения просимого. Господь сказал: «По вере вашей будет вам», поэтому именно сила веры делает наши обращения к святым благодатными, и молитва Моисею Мурину – не исключение.