Проповеди Болотникова об Откровении и не только

Александр Болотников – доктор философских наук, исследователь христианства и иудаизма. Его лекции посвящены изучению Библии – как Старого, так и Нового завета. Болотников проповедует в адвентистской церкви.

Христианство и иудаизм

В проповедях Болотникова приводятся доказательства христианской трактовки пророчеств Ветхого завета, тщательно опираясь на тексты. Однако христианство в его лекциях всегда соотносится с иудаизмом. Оно представлено как в единстве с ним (как первые иудео-христианские общины), так и в сопоставлении, как в случае сравнения разных взглядов на Мессию. К примеру, Александр Болотников в проповедях отрицает вину еврейского народа в распятии Христа. Конкретные участники этого трагического события – это первосвященники, часть населения Иерусалима, присутствовавшая на площади, Понтий Пилат и римские солдаты как подневольные исполнители казни. Однако с более глубокой, богословской точки зрения, вина лежит на каждом из нас, потому что Иисусу ничего бы не стоило избежать смерти, если бы он не шел на нее добровольно за наши грехи.

Проповедник не боится иногда указать на ошибки отцов церкви и сожалеет о том, что христиане стали сознательно подчеркивать свое отличие от иудеев, теряя много традиций. Манера его выступления эмоциональная, речь громкая и своеобразная, что вызывает разное отношение со стороны слушателей: кто-то не может оторваться, а у кого-то такой стиль речи вызывает раздражение.

Исследования Откровения

Интересны проповеди Болотникова по Откровению. Как утверждает ученый, большинство людей ошибочно определяют время событий, описываемых Откровением. Лишь часть этого труда любимого ученика Христа относится к далекому будущему. Его – с 15 главы – называют эсхатологическим, что означает последний. За этим словом давно закреплено значение чего-то связанного с концом света. Однако главы, которые идут до этого, повествуют о событиях, которым «надлежит произойти вскоре».

Не стоит забывать, что писал это апостол в 90-х годах первого века н. э. Поэтому всегда проводить знак равенства между словом апокалипсис (а это и есть откровение на греческом) и концом света не совсем корректно, как заверяет Болотников в проповеди. Часть Откровения до 12 главы называется исторической и является пророчеством о событиях, которые на данный момент остались в прошлом, например о падении Римской империи. Именно по этой причине апостол пользуется многочисленными аллегориями и отсылками к Священному писанию.

Аллегории как необходимость

Сосланный на остров Патмос Иоанн собирался прислать Откровение церквям Асии – так называлась западная часть Турции. Риск, что рукопись будет перехвачена римлянами, был велик. Если написать о будущих событиях, которые напрямую касаются судьбы Римской империи и ее власти открытым текстом, язычники не поймут глубинного божественного смысла, а вот в христианах лишний раз увидят виновников всех своих бед и даже опасных террористов.

Христиане, в основном выходцы из иудеев, были отлично знакомы с Библией и вынесли из старой своей религии традицию слушать Священное писание по субботам. Поэтому им намеки апостола должны были быть понятны, в отличие от язычников, для которых библейские пророчества и псалмы были чем-то чужеродным и непонятным.

Все проповеди Александра Болотникова по Откровению отличаются доскональным анализом каждого отрывка текста. Например, в то время как в первой своей 30-минутной проповеди Болотников сообщает о временной соотнесенности Апокалипсиса и принципах понимания текста, вторая лекция целиком посвящена всего лишь приветствию, которое идет в начале книги. Каждая фраза приветствия действительно насыщена глубоким смыслом и ассоциациями и ведет к отрывкам из Библии.

Небесный храм

В третьей проповеди Болотникова выделяются основные лейтмотивы Откровения – мотив небесного храма, святилища и мотив суда. Образ небесного храма важен тем, что во время написания книги прошло около 20 лет с момента разрушения Иерусалимского храма римлянами. Это событие болезненно отозвалось в душах не только иудеев, но и христиан. Ведь первые христиане посещали храм, да и сам Иисус называл его домом своего Отца. В утешение подавленным верующим апостол пишет о том, что видел на небе храм и все ритуальные предметы: семисвечник, жертвенник. Даже если место поклонения Богу на земле разрушено, ничто не сделается с небом.

Христос в этих отрывках предстает в необычном образе – с белоснежными волосами «как белая волна», что отсылает к пророчеству Даниила, где так же выглядит будущий Судья. Образ старца «ветхого деньми» характерен для Бога Отца, поэтому то, что Сын Человеческий является апостолу в таком виде, подчеркивает их сущностное единство, которое не поддается философскому анализу.

Оцените статью
Добавить комментарий