Архимандрит Наум Байбородин – это известный священнослужитель Русской православной церкви. Долгие годы он был духовником Троице-Сергиевой лавры и являлся одним из самых почитаемых старцев среди российского духовенства.
Биография
Архимандрит Наум Байбородин родился в 1927 году в Новосибирской области. Он появился на свет в небольшой деревне Шубинка, в Ордынском районе. Его родителями были Александр Ефимович и Пелагея Максимовна Байбородины. При рождении он получил имя Николай.
Почти сразу после рождения его крестили в родном селе в Сергиевском храме. Вскоре после этого его семья переехала в Приморский край. В школу герой нашей статьи пошел в городе Советская Гавань. Отучиться он успел только 9 классов.
Семья
Родители будущего архимандрита Наума Байбородина были связаны с Русской православной церковью. Например, его мать Пелагея имела статус схимонахини. Всего в семье было семеро братьев и сестер, но все они умерли, будучи младенцами. Поэтому родители воспитывали только одного сына, который впоследствии и стал архимандритом Наумом Байбородиным.
Великая Отечественная война
Обучение в средней школе Николай прервал, потому что грянула Великая Отечественная война. В самом ее начале он был слишком мал, чтобы отправиться на фронт. В ряды Красной армии его мобилизовали только в 1944 году. Срочную службу он проходил в авиатехнических частях.Поначалу Николай был прикомандирован к радиотехнической школе в городе Фрунзе, затем его перевели в Ригу, а после в воинские части Калининграда и Шяуляя. В основном Байбородин занимался техническим обслуживанием аэродромов. В военных действиях он участия не принимал. В 1952 году его демобилизовали. К тому времени Николай успел получить звание старшего сержанта. За отличную службу ему торжественно вручили фотографию знамени. Вернулся будущий архимандрит в город Пишпек (ныне столица Киргизии Бишкек), где он продолжил обучение в вечерней школе. Окончив ее, он стал студентом физико-математического факультета местного Политехнического института.
Духовная жизнь
Доучиться в Политехническом институте Николай не смог. По настоянию родителей он оставил «мирской» вуз, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Особенно хотела этого его мама. В 1957 году Байбородин уехал в подмосковный городок Загорск, где стал послушником столичной духовной семинарии. Это был весьма серьезный шаг для человека, живущего в советском обществе, запрещавшем церковь и все, что с ней связано.
В том же году Николая зачислили в братию Троице-Сергиевой лавры. Спустя год он был пострижен в монахи и получил имя Наума в честь преподобного святого Наума Радонежского. Постриг проводил архимандрит Пимен Хмелевский. В конце 1958 года Наум уже получил сан иеродиакона. Это произошло на празднике преподобного Сергия Радонежского. В сан его возвел сам митрополит Барнаульский и Новосибирский Нестор Анисимов. С 1959 года Наум — иеромонах. В Успенском соборе лавры в этот сан его возвел митрополит Херсонский и Одесский Борис Вик. Окончил семинарию будущий архимандрит Наум Байбородин, фото которого представлены в нашей статье, в 1960 году. После этого он поступил учиться в столичную Духовную Академию. Окончив ее, он получил степень кандидата богословия.
Церковная карьера
В дальнейшем церковная биография архимандрита Наума Байбородина складывалась весьма успешно. В 1970 году его произвели в игумены. Спустя еще 9 лет он получил сан архимандрита.
Деятельность Байбородина была связана с популяризацией идей Русской православной церкви. Он имел отношение к возведению сразу нескольких соборов и церквей в разных частях страны. Например, в 1996 году способствовал строительству Михаило-Архангельского женского монастыря в родном селе Малоирменка в Новосибирской области, которое раньше называлось Шубинка. Монастырь был возведен на месте разрушенного во время правления советской власти сельского храма. С 2000 года Байбородин играет важную роль в Духовном совете Троице-Сергиевой лавры. Сначала он входит в совет в качестве одного из членов, а с 2001 года становится попечителем детского дома в подмосковном поселке Топорково. Над этим детским домом издавна шефствовала Троице-Сергиева лавра.
Проповеди Байбородина
Широко известны проповеди архимандрита Наума Байбородина. В них он пытался найти ответы на самые сложные вопросы, которые терзают большинство окружающих.
Например, популярной стала его проповедь «Воля к святости», произнесенная в Троице-Сергиевой лавре в 1998 году. В ней он рассуждал о трех главных грехах, которые существуют в нашем мире. После его смерти активно стала распространяться его проповедь, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. Байбородин ее написал задолго до этого юбилея. К сожалению, в 2016 году старец заболел и впал в кому. В таком состоянии врачи поддерживали его жизнь на протяжении всего 2017 года. 13 октября архимандрит Наум Байбородин скончался. Рано утром 15 октября его отпели в Успенском соборе, расположенном при Троице-Сергиевой лавре. Ему было 89 лет. В своей проповеди на события 1917 года архимандрит Наум отмечал, как много святых было в России до Октябрьской революции. После событий 1917 года ситуация кардинально изменилась. Ответственность за события тех лет он возлагал на правителей, подчиняющихся дьяволу, которые ненавидят все, что связано с Библией. Именно они, по мнению Байбородина, организовали революцию в России. Старец усматривал предпосылки для переворота и в начале этого века. Он отмечал, что новая Гражданская война не началась, потому что этого не допустил Владимир Путин.
Воспоминания о Науме Байбородине
С архимандритом Наумом встречались многие известные люди. Практически на всех он производил неизгладимое впечатление. Певица Надежда Бабкина вспоминала, что можно было «утонуть» в его добрых глазах. После откровенного разговора с ним на душе становилось светло и легко, снисходило настоящее ощущение счастья. Митрополит Кирилл Наконечный вспоминал времена, когда архимандрит Наум принимал исповедь у прихожан. Люди шли толпами, с каждым он разговаривал и давал дельные советы. Многих он направил не только в мирской жизни, но и в церковной. Прихожане, которым довелось беседовать со старцем, рассказывают, что он умел заглянуть в самые потаенные уголки их души. От Наума Байбородина невозможно было ничего утаить. Однако он никогда не ругал за грехи и не корил, а лишь наставлял на верный путь.