Случай, по которому составлен 33-й псалом, означается в надписании его:
псалом Давиду, внегда измени лице пред Авимелехом: и отпусти его, и отъиде.
Обстоятельство это описано в 1 Цар. 21, 11—13. Гонимый Саулом, Давид, побыв немного в Номве, где был ковчег завета и где взял он хлебы предложения и меч Голиафа, удалился в землю Филистимскую.
Здесь он был узнан филистимлянами, которых прежде так посрамил, сразив Голиафа, и представлен к царю в Гефу.
В крайности сей, Давиду пришло на мысль — притвориться потерявшим смысл в надежде, что это спасет его.
Бог благословил это средство, само по себе очень сомнительное: царь отпустил Давида свободным.
Вспомнив о сем избавлении от беды, святой Давид поет благодарно хвалебную песнь Богу.
(К этому же относится и 55-й псалом. Но там излагает Пророк молитву, которую воссылал он к Богу в сей крайности; а здесь благодарит за полученное спасение и прославляет благодать Божию).
Святой Василий Великий говорит: «измени лице свое, когда был окружен врагами, потому что услышал, как они разговаривали между собою и приготовлялись к мщению.
И рекоша,сказано,отроцы Анхусовы к себе:не сей ли Давид, царь земли?
Не сему ли изыдоша жены ликующая, глаголюще: победи Давид с тмами своими, а Саул с тысящами своими?
И убояся Давид от лица Анхусова и измени лице свое пред очами их (ср.: 1 Цар. 21, 11—13).
Изменив лицо свое, Давид был принесен на руках домочадцев к Анхусу, бил в городские ворота, и слины своя точаше по браде, так что Анхус сказал домочадцам: для чего привели вы его ко мне?
Не имею нужды в неистовых, яко внесосте его, да беснуется предо мною (ср.: 1 Цар. 21, 15).
И таким образом Давид, отпущенный оттуда, спасся, как сказано, в пещеру Одолламскую (см.: 1 Цар. 22, 1).
За это спасение и благодарит теперь Бога»…
Таков случай, подавший повод к написанию псалма…
Толкование святителя Феофана Затворника.(краткое изложение,полное смотри ссылку в конце поста)
С текстом псалма,исполняет братский хор Сретенского монастыря.
«Псалом 33», исполнитель: Праздничный хор Свято-Елизаветинского монастыря.Византийский распев
Псалом 33
Пс.33:1. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом: и отпусти его, и отъиде.
Пс.33:2. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
Пс.33:3. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.
Пс.33:4. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Пс.33:5. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя.
Пс.33:6. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Пс.33:7. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.
Пс.33:8. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их.
Пс.33:9. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань.
Пс.33:10. Бойтеся Господа, еси святии Его, яко несть лишения боящимся Его.
Пс.33:11. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.
Пс.33:12. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.
Пс.33:13. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
Пс.33:14. Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти.
Пс.33:15. Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и.
Пс.33:16. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
Пс.33:17. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их.
Пс.33:18. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их.
Пс.33:19. Близ Господь сокрушенных «ердцем, и смиренныя духом спасет.
Пс.33:20. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Пс.33:21. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Пс.33:22. Смерть грешников люта, и ненавидящий праведнаго прегрешат.
Пс.33:23. Избавит Господь души раб Своих, и не прегреша
подробно толкование псалма читайте здесь