В далёком от нас XVII веке сподобились эстонские пастухи чудного видения: на вершине горы, именуемой Журавлиной, явилась им Царица Небесная. Когда видение рассеялось, то в этом же месте, в расщелине дуба они обрели дивную икону древнего письма «Успение Пресвятой Богородицы». С тех пор гору стали называть Пюхтицкой, что в переводе означает «Святой», а на её вершине со временем был основан женский монастырь.
Рождение Православного Братства
Своим рождением Пюхтицкий женский монастырь обязан созданному в 1887 году в городе Иевве (современный Йыхви) отделению Прибалтийского Православного Братства. Учреждение этой организации было важным шагом в распространении православия среди прибалтийских народов, традиционно исповедовавших религию Западной церкви. В реализации столь благого начинания наиболее важную роль сыграли губернатор Эстляндии князь С. Б. Шаховской и его супруга Елизавета Дмитриевна, избранная председателем вновь учреждённого отделения.
Ещё до того, как был учреждён Пюхтицкий монастырь, Братство развернуло широкую работу по воспитанию православных девочек-сирот, оказанию медицинской помощи местному населению и созданию приютов для бездомных. В скором времени усилиями членов Православного Братства была открыта школа, причём обучались в ней не только девочки, но и мальчики, независимо от их вероисповедания. Большую поддержку начинанию оказал император Александр III. Как истинный христианин, он не мог оставаться в стороне от столь благочестивого дела и повелел выделить школе значительные материальные средства.
Организация женской общины
Пюхтицкий монастырь создавался в тех же традициях, что и многие другие православные обители. Всё началось с того, что летом 1888 года из Костромы, из женского монастыря, прибыли в Йыхви пять инокинь для прохождения послушаний в приходской лечебнице. Направила их сюда настоятельница Богоявленской женской обители игуменья Мария. Вскоре к ним присоединились ещё пять девочек-сирот. Так образовалась небольшая община, совершавшая богослужения в домовой церкви, построенной Братством.
Прежде чем Пюхтицкий монастырь получил право на своё существование, его основателям пришлось изрядно потрудиться. Явных противников его создания не было, но на каждом шагу приходилось преодолевать сопротивление неповоротливой бюрократической машины. Председатель Прибалтийского отделения Братства, княгиня Шаховская, в своём письме епископу Рижскому Арсению указывала на то, что создаваемая обитель могла бы стать хранительницей чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, тем более что поклоняться ей будут на самом месте обретения святыни.
Игуменья Варвара
Пюхтицкий Успенский монастырь был создан в 1891 году, когда, уладив все формальности, связанные с отчуждением необходимого для него земельного надела, община благополучно переселилась на Святую гору. Первой игуменьей-настоятельницей обители стала монахиня Варвара (Е. Д. Блохина). Выбор был не случайным. Эту инокиню в полной мере можно назвать религиозной подвижницей.
В десятилетнем возрасте она оказалась в стенах монастыря и с тех пор на протяжении сорока лет отдавала все свои силы служению Богу. Пройдя послушание в клиросном пении, она также владела искусством рукоделия, прошла медицинский курс обучения, досконально знала Церковный устав и все особенности монастырской жизни. Но главный её талант заключался в организаторских способностях.
В костромском женском монастыре, где прежде жила матушка Варвара, во время русско-турецкой войны был развёрнут эвакуационный госпиталь, и будущая настоятельница имела возможность приобрести богатый опыт по уходу за больными и ранеными. Это помогло ей наладить работу в монастырской лечебнице и создать при ней аптеку. Под её же руководством на Святую гору был переведён и сиротский приют. Но главной её задачей было создание основ полноценной религиозной жизни общины.
Открытие монастыря
В 1892 году, на основании Указа Святейшего Синода, Пюхтицкий монастырь получил официальный статус, а его настоятельница мать Варвара была возведена в сан игуменьи. При разработке устава обители были взяты за основу внутренние правила древних православных монастырей, отличавшиеся необыкновенной строгостью. Всё мирское, отвлекавшее сестёр от служения Богу и от исполнения возложенных на них послушаний, решительно отвергалось. Это помогло с первых дней создать в обители атмосферу аскетизма и духовного подвижничества.
Религиозная общественность России по достоинству оценила труды новой игуменьи. Благодаря распространившейся о нём славе, монастырь стал получать богатые пожертвования. Лично император прислал в дар богатые церковные облачения. Кроме этого, от различных благодетелей регулярно поступали духовные книги, лампады, напрестольные кресты, серебряные сосуды и многое другое.
Одним из наиболее известных благоустроителей обители был великий проповедник и чудотворец протоиерей Иоанн Кронштадтский. Он оказывал весьма значительную материальную помощь и направлял на Святую гору из Петербурга новых насельниц. Когда отец Иоанн приезжал, особенно в праздник Успения Пресвятой Богородицы, то к обители стекалось более десяти тысяч паломников.
Двадцатый век в жизни обители
В 1900 году в Петербурге, в Гавани, в доме мещанина А. Иванова было создано подворье Пюхтицкого монастыря. Через год, после перестройки, была освящена временная церковь с колокольней, а в 1903 году заложили новый храм, проект которого поручили архитектору В. Н. Боброву. Это было весьма внушительное сооружение, на первом этаже которого помещались кельи, а на втором — храм и звонница. К ,после октябрьского переворота подворье было закрыто, а само здание перестроено для хозяйственных нужд.
Так как в двадцатые и тридцатые годы Пюхтицкий монастырь находился на территории независимой Эстонии, его миновала горькая участь большинства российских обителей. Он продолжал действовать, и религиозная жизнь в нём не прерывалась. Да и по окончании Второй мировой войны Господь уберёг его от закрытия. Уже в наши дни были созданы два новых монастырский подворья — в городе Когалыме и в Москве, при храме Николая Чудотворца в Звонарях.
Наши дни
В настоящее время обитель на Святой горе насчитывает сто двадцать насельниц. Среди них и инокини, принявшие постриг, и послушницы, многие из которых готовятся к этому великому событию в их жизни. Под руководством своей настоятельницы игуменьи Филареты (Калачёвой) обитель, как и в прежние годы, ведёт широкую благотворительную деятельность. По всей стране и за рубежом хорошо известен хор Пюхтицкого монастыря. Компакт-диски с записями православных песнопений в его исполнении выходят большими тиражами и пользуются неизменным успехом и у верующих людей, и просто у любителей и ценителей хорового искусства.