Работа псаломщика. Из истории Русской Православной Церкви

Сегодня мы публикуем замечательный исторический документ, принадлежащий перу епископа Ташкентского и Средне-Азиатского Гурия (Егорова), будущего митрополита.
митр.Гурий (Егоров)
Датирован он 1948 годом, когда гонимая Русская Православная Церковь в послевоенный годы получила небольшое послабление от властей. Чтобы был понятен контекст публикуемого документа, напомним, что владыка Гурий принадлежит к числу замечательных иерархов Русской Православной Церкви ХХ века. Пройдя ссылки и лагеря, он в годы жесточайшего террора сумел сохранить подпольный монастырь, где ежедневно совершалась церковная служба. Духовными чадами его были будущие правящие архиереи Ярославской епархии митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров). Владыка Гурий был строгим последователем уставности церковного богослужения. К этой теме он настойчиво обращался всегда, и когда церковь была под запретом, и когда после войны начала возрождаться церковная жизнь, и в годы хрущевских гонений. Никакие исторические обстоятельства, по его мнению не давали права на послабление требований к церковной службе. Уверены, что нашим читателям будет интересно познакомиться с этим документом.
В составе причта псаломщик занимает младшее место. В то же время значение псаломщика для небольших храмов – очень большое.
В крупных храмах имеется диакон, поет налаженный хор, имеющий регента; из среды молящихся находятся опытные чтецы и певцы, которые образуют левый хор. В таких храмах псаломщик нужен на буднях и на требах на дому. А на праздничных богослужениях он должен, главным образом, руководить пением левого лика, чтецами и порядком богослужения (Уставом).
Неизмеримо большее служение лежит на плечах псаломщика в небольших храмах и молитвенных домах.
Все пение, все чтение, даже обслуживание алтаря лежит в таких приходах на ответственности псаломщика. Счастлив священник, у которого псаломщик знает богослужебный Устав, хорошо читает, знает гласы и честно и заботливо относится к своим обязанностям.
Мало знаний, требуется желание применить их к делу, усердие и забота о добром исполнении богослужения.
Можно все знать и понимать, но не применять к делу.
Мучительно трудно служить священнику, который чувствует во всем равнодушие и леность своего псаломщика, нежелание псаломщика правильно исполнять в богослужении все то, что лежит на псаломщике.
Главная трудность работы псаломщика заключается не в знании своего дела, а в том, что всегда, во всем, во всех требах и будничных службах он должен быть неослабно усерден, благоговеен, заботлив, без небрежности, без механического выполнения обрядов, так, чтобы верующие слышащие его чтение и пение были утешены.
Только что отслужена торжественная всенощная под большой праздник.
Псаломщик старался выполнить все возможно торжественнее. Молящиеся разошлись удовлетворенные. В храме осталась одна женщина. Она скорбит и тоскует. Несколько дней тому назад она похоронила любимого ребенка. Она просит отслужить в тиши опустевшего храма панихиду, чтобы помолиться, поплакать, чтобы в церкви найти утешение.
Слова людские ей не помогут, только молитва соединит ее таинственными нитями с потерянным ребенком. А священник и псаломщик устали. Они спешат домой к семье. К тому же им нужно подготовиться к завтрашней торжественной Литургии, нужно убрать алтарь, заправить лампадки и т.д. и т.п. Облачение, сосуды, ноты… Да разве мало забот по храму! Невольно хочется сказать: «Придти завтра, у нас сегодня много дела – сами видите!»
А тут одна скорбящая душа… только одна. Но какой грех будет на священнике и псаломщике, если они не поймут ее скорби, если или откажут, или небрежно, торопливо и комкая, совершат панихиду… Быть может, плачущая мать не скажет ни слова укоризны, но всегда она будет помнить бесчувственность духовных лиц и, читая в Евангелии слова Христа о том, как ветхозаветный священник и левит, посмотрев на израненного разбойника, прошли мимо, не оказав помощи, — эта женщина невольно вспомнит равнодушные слова и пение в тот предпраздничный вечер…
И так, слова молитвы, исходящие из уст псаломщика во время богослужения, должны быть всегда согреты пониманием того, что он читает или поет.
Псаломщик является руководителем клироса.
Ведь, регент правого хора почти никогда не знает порядка службы и не имеет понятия о том, что богослужение должно дать цельное впечатление, в котором чувствовалось бы, какой именно праздник мы празднуем.
Например, праздник Рождества Христова должен внушить верующим, что Бог пришел на землю, что Он – «с нами» за это от нас Богу вечная «слава». Псаломщик должен через хор и чтение передать народу основную МЫСЛЬ праздника и заставить почувствовать то, о чем говорит то или другое праздничное богослужение.
Священнику хватает дела в алтаре. Да и не совсем прилично священнику в облачении выходить на клирос. Псаломщик руководит клиросом. И как говорят теперь, работа псаломщика должна быть «культурной», т.е. осмысленной, разумной, с предварительной подготовкой.
Ведь не будет разумной работа псаломщика, если он на Рождество Христово затратит много времени на подготовку трудного нотного «Ныне отпущаеши…», а забудет о праздничных припевах на 9-й песни, где так прекрасно восхваляется Рождество Христово.
Из сказанного ясно, что псаломщик должен быть подготовленным к своей работе, знающим и настроенным.
Знать он должен порядок богослужения, т.е. Устав, должен знать гласы и безошибочно и вразумительно читать по-славянски.
Гласы, т.е. церковные напевы восьми вариаций не всегда исполняются правильно, по строгим, так сказать, образцам церковным. Например, второй глас тропарного распева («Пречистому Твоему образу») поется и одной строчкой, и четырьмя. Пение одной строчкой является искажением, недопустимым упрощением законного церковного напева. Законом в нашей Русской Церкви считается обиход нотного пения.
К сожалению, в Средне-Азиатской епархии мало псаломщиков (или исполняющих обязанности псаломщика), хорошо знающих богослужебный Устав, гласы и даже безошибочно читающих по-славянски.
Но от псаломщика требуется еще и другое: личные добрые свойства.
И священство, и верующие высоко ценят трезвого, скромного, вежливого, исполнительного, заботливого в своей работе псаломщика.
Поэтому нередко настоятель и Церковный Совет просит епископа не присылать и не назначать им псаломщика со стороны, удовлетворяясь и ценя монахинь, которые, обладая указанными душевными свойствами, вполне удовлетворяют требованиям.
По этим же соображениям Ташкентский епископ Гурий назначает псаломщиков в приходы только в исключительных случаях, обычно же представляет настоятелям постараться найти псаломщика среди своих прихожан.
Однако, епископ не может относиться равнодушно к недоброкачественной работе этих псаломщиков (в отношении чтения, пения, чина службы и порядка на клиросе).
Уровень их работы дает тон всему богослужению. Иногда вразумительное, ясное, безошибочное прочтение одного только шестопсалмия украшает всю всенощную.
Епископу приходится и на местах, и в Ташкенте проверять степень подготовленности и желающих быть псаломщиками, и уже работающих на этом поприще.
Псаломщик должен быть ОТВЕТСТВЕН за клирос. А для этого он должен быть подготовлен теоретически (знание священной истории, Ветхого и Нового Заветов, истории Церкви и Богослужебного устава) и подготовлен практически (хорошее безошибочное чтение славянского текста, умение быстро разбираться в Уставе и твердое знание гласов) и иметь письменное ручательство настоятеля, известного епископу, за устойчивость добрых нравственных качеств псаломщика (трезвость, скромность, вежливость, аккуратность, исполнительность).
Еще должно указать на одну важную обязанность псаломщика: наблюдение за благоговением и порядком на клиросе или левом лике.
Отсутствие суетливости и шума на клиросе во время богослужения, подготовленные богослужебные книги с закладками на соответствующих местах и ноты, молитвенное настроение у самого псаломщика – все это является необходимым условием умилительной, доходящей до сердца службы.
Только обладание всеми перечисленными качествами дает право на звание штатного псаломщика.
Штатный псаломщик должен быть назначен (или утвержден) указом от епископа и имеет право на известную долю братской кружки.
Если всем этим требованиям удовлетворяет лицо женского пола, она может быть по представлению настоятеля назначена исполняющей обязанности штатного псаломщика.
ЕПИСКОП ГУРИЙ.
От редакции: Памятка под названием «Работа псаломщика» была опубликована в Бюллетене Ташкентской и Средне-Азиатской епархии.

Оцените статью
Добавить комментарий