Открыв для себя что-то очень важное, интересное и доселе неизведанное, обычный мирянин Сергей Масленников принял крещение в 1994 году и полностью погрузился в изучение духовного наследия христиан. Практически оставив все свои мирские дела, он три года изучал труды свт. Игнатия Брянчанинова и разные толкования Священного Писания святых отцов церкви. Затем Масленников Сергей Михайлович начал свою бурную творческую писательскую деятельность, которая была очень хорошо спротежирована и «раскручена». Многие до сих пор недоумевают, каким образом это у него получилось.
Масленников Сергей Михайлович: биография
На личном сайте писателя можно ознакомиться с его полной биографией, мы же остановимся на ключевых моментах, поскольку ограничены рамками небольшой статьи. Итак, родился он в г. Чайковском Пермской области 26 июля 1961 года, окончил среднюю школу (в 1978 году) с золотой медалью, потом поступил и в 1983 году выпустился из Уральского электромеханического института.
В 1982 году решил жениться Сергей Масленников. Биография его указывает на то, что в браке родилось двое детей. Потом он работал с 1983 по 1986 год электромехаником и начальником участка в Тобольской дистанции сигнализации и связи. Затем, в 1986 году, жил в Свердловске (сегодняшнем Екатеринбурге) и до 1994 года работал на комбинате рыбной гастрономии — сначала начальником электроцеха, затем председателем профкома, а далее замдиректора по торговле и и. о. директора.
Послушник
В 1999 году он становится послушником одного из монастырей г. Екатеринбурга, и ему было предложено возглавить в Екатеринбургской епархии Отдел сбыта. Масленников Сергей Михайлович все это время продолжал заниматься изучением трудов святых отцов и одновременно проводил для школьников Екатеринбурга «Уроки нравственности».
С 2002 года стал трудиться алтарником, певчим и чтецом в приходе Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в городе Екатеринбурге. И вместе с этим вел оглашения и воскресную школу для взрослых. Для этого он еще более скрупулезно изучал труды свт. Игнатия Брянчанинова. За пять лет — с 2003 по 2008 год — он отчитал около 200 часов уроков из серии «Школа покаяния».
Достижения
С 2005 года Сергей Масленников числился старшим преподавателем новосозданной настоятелем прихода «Школы покаяния», для которой специально разрабатывал программу обучения и даже обучал преподавателей.
С 2010 года начал трудиться над составлением трудов «Христианские добродетели» и «Страсти – болезни души», что составило 8 книг тиражом 300 000 экземпляров. Проводил лекции «Аскетика для мирян».
В начале 2015 года за книгу «Примирение со Христом» Сергей Масленников стал лауреатом Всероссийской литературной премии и награжден медалью св. блгв. Князя Александра Невского.
Запрет на распространение книг
И теперь подходим к самому интересному: в 2015 году издательский совет РПЦ отозвал гриф и запретил книги Сергея Масленникова. Ситуацию прокомментировал исполняющий обязанности руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Олег Васильевич Костишак.
По его словам, рецензирование произведений С. М. Масленникова действительно велось несколько лет, и некоторым из его работ был предоставлен церковный гриф. Но чем дальше в лес, как говорят в народе, тем больше дров. После ознакомления с его последними произведениями писателю сделали конкретные замечания, которые он проигнорировал. Эти его труды были названы неполезными для христиан, а для не зрелых в духовной жизни людей даже опасными (по оценке Костишака О. В.). Священник Георгий Шинкаренко так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Услышав ссылки на авторитет святых отцов, многие могут подумать, что здесь идет толкование их учения. А на самом деле учение Православной Церкви подается через личные духовные переживания Масленникова. И, к сожалению, результат – искажение понимания пути спасения». По словам священника, к такому положению дел привели не только его отдельные ошибочные мнения или неточности, а в целом неверная система взглядов этого человека на всю христианскую жизнь.
Ошибки
Сергей Масленников не имеет богословского образования и не является священнослужителем, и путь его духовных познаний достаточно сомнителен. Все его ошибки происходят главным образом совсем не по злому умыслу, а больше от духовной безграмотности, так как он пытается объяснить те моменты из Писания, которые совсем не так-то и просто объяснить. Духовная практика, рекомендуемая писателем, по оценке исследователей, нездорова и может завести человека в тяжелый духовный тупик. Автор постоянно ссылается на слова св. Игнатия Брянчанинова, хотя при трактовке его трудов совершает грубые и порой недопустимые ошибки.
Представления Масленникова о страстях и добродетелях складывались из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, но при этом Священное Писание, творения святых отцов и богослужебные тексты требуют долгого органичного понимания. Наглядным примером является часто пропагандируемый им «Дневник кающегося», где он сознательно классифицирует грехи. «Не знаю, как может опытный духовник разрешить заполнять подобный дневник, с грехами, которые читать-то противно, не то чтобы перечислять их потом вслух? Тотальный контроль над состоянием души со стороны человека, который к тому же не является священником, ничем хорошим закончиться не может!», — отмечает Шинкаренко.
Мнения насельников авторитетных монастырей
Отзывы уважаемого духовенства Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни и Валаамского монастыря, которые прислали свои рецензии, были едины в отрицательной оценке трудов Масленникова. Общим местом в рецензиях был некий «шаблонный» подход, который делает невозможным живое и благодатное покаяние в становлении личности. Они отмечают, что попытка возлюбить Господа Бога без аскезы (преднамеренных самоограничений, самоотвержения и исполнение трудных обетов) и покаяния может вылиться в духовный гедонизм (чувственное удовольствие — духовное и телесное), то есть аскеза ради аскезы, а также покаяние ради покаяния – это мрачное сектантство.
Заключение
Замечания касаются и его книг, и выступлений, но при этом можно добавить, что на определенном этапе книги С. М. Масленникова могут быть полезными, но только в том случае, если смотреть на его творчество в целом. Поэтому распространение произведений этого писателя приостановлены через книжную церковную сеть.
Есть и более жесткие реакции на писательское творчество Масленникова. Их авторы в один голос говорят, что очень странным и совсем нелогичным выглядит то, что человек без должного образования преподает аскетизм и богословие.