Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» — одна из самых значимых в православии. Она была создана в середине XVII века для Троице-Сергиевой лавры, которая расположена в Сергиевом Посаде. До сих пор ей приходят поклоняться ежегодно тысячи верующих.
Чем знаменит Симон Ушаков?
Известным иконописцем и графиком был Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» стал его самой известной, но не единственной работой.
Иконописец родился в Москве в 1626 году. О его жизни известно немного. По всей видимости, он происходил из посадских людей. В обучение в монастырь был отдан в раннем возрасте, потому что уже в 22 года стал мастером Серебряной палаты при Оружейном приказе. Весьма почетное место при высоком жаловании.
Здесь он непосредственно обязан был рисовать предметы церковной утвари и дворцового обихода, расписывал знамена, придумывал узоры для рукоделий. Был штатным картографом.
Помимо этого, он писал и для частных лиц, и для церкви. Вскоре приобрел славу известного иконописца.
В Оружейной палате
В 1664 году герой нашей статьи был переведен на службу в Оружейную палату. Круг его обязанностей стал шире, а популярность только возросла. Он быстро стал одним из лучших мастеров при царе, основав целую школу иконописцев.
Царь Алексей Михайлович благоволил Ушакову, лично отдавал ему всяческие поручения по художественной части. Благодаря этому, до самой смерти Ушаков жил в достатке и почете.
Скончался он в российской столице в 1686 году. Ему было 62 года.
«Спас Нерукотворный». Симон Ушаков
1658 год. Свое самое известное произведение создал Симон Ушаков. Икона «Спас Нерукотворный» была написана для мужского монастыря в Сергиевом Посаде.
Работа выполнена на дереве с использованием темперы. Размер иконы совсем небольшой — 53 на 42 сантиметра.
История написания иконы
Писал свою знаменитую икону в Москве Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» появился в церкви Троицы в столичных Никитинках. Примечательно, что в нижней части этого произведения сохранилась надпись. В ней указано, что данное произведение создал государев иконописец Симон Ушаков в 1658 году, в 7166 от сотворения мира.
Данная надпись была обновлена в XIX веке. Икона «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова является самым первым изображением Нерукотворного спаса из всех дошедших до наших дней. Известно, что сам Ушаков и мастера из его круга создали не одно подобное произведение.
Стоит отметить, что в этой иконе проявил определенное новаторство Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» написан в соответствии с самыми современными художественными приемами того времени. Они определили творческое своеобразие российской иконописи на многие годы.
Эта икона выделяется от других не только натуральной передачей черт лица, но также светотеневой моделировкой объема, созданной с помощью сложной системы, в которой перемежались темные и светлые тона. Для того чтобы смягчить переходы между ними, на финальной стадии они дополнительно подгонялись один к другому.
В это же время стоит отметить, что, в отличие от европейской традиции, в русской иконе освещенность лика святого была никак не мотивирована реальным источником света. А расположение световых бликов говорило о том, что Ушаков и его соратники соблюдали традицию, которая была в России еще с XIV века.
Идейные ориентиры
Определенным идейным и эстетическим ориентиром был для Симона Ушакова «Спас Нерукотворный». Год, в который была создана эта икона (1658), был определяющим для многих российских иконописцев. Дело в том, что данный образ впоследствии неоднократно упоминался в трактатах Иосифа Владимирова, которые были посвящены эстетике и поиску соответствующих ориентиров. Кстати, он был другом и соратником Ушакова.
В своих работах Владимиров упоминал, что Христос у Ушакова написан не по канону. Однако именно в таком виде он становится ближе и понятнее обычному человеку. После этого многие ориентировались на работы Симона Ушакова. «Спас Нерукотворный», описание которого приведено в этой статье, стал главным предметом иконописания на ближайшие годы.
Это стал самый авторитетный образ для любого иконописца.
Работы Ушакова
Симон Ушаков был чрезвычайно плодовитым художником и иконописцем. До наших дней сохранилось достаточно много его произведений. Однако большинство из них были, к сожалению, испорчены более поздними реставрациями и записями потомков.
Лучше остальных на сегодняшний день сохранились икона Благовещения, Владимирской Богоматери, святого Феодора Стратилата, Сошествия святого духа и, конечно, Спаса Нерукотворного.
Эти работы иконописца доказывают тот факт, что он был чрезвычайно развитым для своего времени человеком, талантливым живописцем, который в полной мере обладал всеми техниками, известными на тот момент.
Ушаков принципиально отказывался писать иконы по древним образцам, как было принято в то время. Он активно впитывал в себя нюансы западного искусства, которые в XVII веке все активнее проникали на территорию Руси.
Ушаков, соблюдая традиции древнерусской иконописной школы, при этом не боялся экспериментировать. Он изобретал новые композиции, учился на лучших образцах западной культуры, стремился придать фигурам на своих иконах движение и индивидуальность.
Что такое Спас Нерукотворный?
Нерукотворный Спас — это особое изображение Христа в русской иконографии. Оно представляет собой лик Сына Божьего на черепице или глиняной доске.
Существует несколько преданий о нерукотворном происхождении этого изображения.
Первое — восточное. Согласно нему, история связана с болезнью царя Эдессы, правившего в Месопотамии, на территории современной Турции. По легенде, после того как один из художников, присланных к царю, не смог изобразить Христа, Сын Божий умыл лицо и вытер платком, на котором осталось его изображение. Платок он отдал художнику.
Примечательный факт. Так как во время умывания борода Христа была мокрой, то и на платке она отпечаталась в виде характерного клина. С тех пор многие исследователи называют эту икону также «Спас Мокрая Брада».
Существует и западное средневековое предание. Оно возникло между XIII и XV веками. Более точных дат неизвестно. Вероятнее всего, оно появилось среди францисканских монахов.
В предании присутствует еврейка Вероника, которая сопровождала Христа в его последнем пути на Голгофу. В этот момент она подала ему льняной платок, чтобы Сын Божий смог отереть с лица пот и кровь. Лик Иисуса также запечатлелся у нее на платке. С тех пор данная реликвия хранится в Италии, в соборе святого Петра под наименованием «Плат Вероники».
В честь этого события было названо созвездие Южного полушария, которое на сегодняшний день отменено астрономами. На его месте сейчас находится созвездие Секстант.
Ученые неоднократно предпринимали попытки исследовать данное изображение. Все, что они смогли установить: оно нанесено не краской и не органическими материалами.