Симонов монастырь – один из самых крупных, богатых и известных монастырей, расположенных в былые годы в ближайшем Подмосковье. Сейчас он находится на территории столицы, в Южном административном округе Москвы. В Средние века на Руси он входил в укрепленный пояс, состоявший из монастырей, защищавших подступы к столице с южной стороны. Большое количество построек на его территории было уничтожено во время правления советской власти, особенно много в 30-е годы. Территория была частично застроена.
История монастыря
Датой основания Симонова монастыря считается 1379 год. Он появился в нижнем течении Москвы-реки. Земли для него пожертвовал боярин по имени Степан Ховрин, а первым настоятелем был архимандрит Федор, последователь и ученик знаменитого Сергия Радонежского.
Боярин Ховрин, когда отходил от дел, принял иночество и стал зваться Симоном, отсюда и произошло название самого монастыря. И в будущем между монастырем и родом купца сохранилась тесная связь. Например, здесь была обустроена усыпальница потомков Симона.
Историки до сих пор спорят о том, когда был основан монастырь. Долгое время считалось, что это был 1370 год, но современные исследователи все-таки склоняются к версии, что это случилось между 1375 и 1377 годом.
На нынешнее место Симонов монастырь был перенесен в 1379 году, поэтому некоторые отсчитывают возраст монастыря от этой даты. Там, где монастырь находился ранее, сохранилась только церковь, посвященная рождеству Богородицы. В XVIII столетии именно в ней обнаружили могилы легендарных героев Куликовской битвы — Андрея Осляби и Александра Пересвета. Эти захоронения сохранились и сегодня.
Влияние Сергия Радонежского
Так как Симонов мужской монастырь был основан учеником Сергия Радонежского, то тот считал его неким филиалом своей Троицкой обители. Он часто останавливался в этих стенах во время своих визитов в Москву.
Во многом благодаря этому отсюда вышло немало известных церковных деятелей. Это Кирилл Белозерский, патриарх Иосиф, митрополит Иона, архиепископ Ростовский Иоанн, митрополит Геронтий. Все они так или иначе были связаны с этим мужским монастырем. В XVI веке тут жили и долгое время работали богослов Максим Грек и инок Вассиан.
История Симонова монастыря не всегда была безоблачной. Он неоднократно подвергался набегам, был практически полностью разрушен в Смутное время.
До революции Симонов монастырь в Москве считался одним из самых почитаемых во всем Подмосковье. Поэтому сюда постоянно приезжали заметные и уважаемые личности за советом или отпущением грехов. Богатые вносили существенные пожертвования, поэтому монастырь, как правило, ни в чем не нуждался. Особенно его любил старший брат Петра I по имени Федор Алексеевич. У него даже была собственная келья, в которой он нередко уединялся.
Черная полоса в жизни монастыря
Проблемы у Симонова монастыря в Москве начались вскоре после того, как к власти пришла Екатерина II. В 1771 году она попросту упразднила его из-за эпидемии чумы, которая стремительно распространялась по стране. В результате монастырь в одночасье превратился в изолятор для чумных больных.
Восстановить в нем привычную деятельность удалось только к 1795 году. Ходатайствовал об этом граф Алексей Мусин-Пушкин. Настоятелем был назначен архимандрит Игнатий, который специально для этого приехал из Новгородской епархии, где служил в Большом Тихвинском монастыре.
В годы советской власти
Во время правления советской власти монастырь снова упразднили. В 1923 году на его базе основали музей, который просуществовал до 1930 года. Директором был назначен Василий Троицкий, которому удалось наладить отношения с православной церковной общиной. Он даже разрешил проводить службы в одном из храмов монастыря, а в обмен монахи согласились выполнять функции дворников и сторожей. В 1920-е годы архитектор Родионов провел реставрацию построек монастыря.
В 1930 году была собрана специальная комиссия от советского правительства, которая официально признала, что некоторые древние сооружения, располагавшиеся на территории монастыря, необходимо сохранить как исторические памятники, но при этом стены монастыря и сам собор следует снести. В результате сравнять с землей удалось пять из шести церквей, в их числе колокольня, Успенский собор, надвратные церкви. Были уничтожены Тайницкая и Сторожевая башни, а также хозяйственные постройки, которые к ним прилегали. Было организовано несколько субботников, во время которых стены монастыря разобрали, а на этом месте появился дворец культуры ЗИЛа.
Только в начале 90-х годов остатки монастырских зданий вернули Русской православной церкви.
Как добраться до монастыря?
Добраться до Симонова монастыря, часы работы которого — с 8.30 до 19.30, совсем несложно. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то садитесь на метро до станции «Автозаводская». Далее следует пройти по улице Мастеркова в направлении улицы под названием Ленинская Слобода. Как только вы окажетесь на перекрестке, увидите Солевую башню, которая принадлежит Симонову монастырю. Адрес: город Москва, улица Восточная, дом 4.
Время в пути от метро до самого монастыря составит около восьми минут пешком.
Колокольня
Сегодня мы можем увидеть, что некоторые постройки монастыря удалось восстановить, а некоторые окончательно утрачены. Отдельно стоит сказать о колокольне Симонова монастыря.
К XIX столетию она сильно обветшала, тогда над северными вратами начали возводить новую пятиярусную колокольню, архитектором которой стал Константин Тон. Через 4 года было построено 94-метровое сооружение, ставшее выше колокольни Ивана Великого в московском Кремле. На время она стала самой высокой в столице.
Четыре крупных колокола для нее отлили специально по указу царей, которые часто бывали в этой обители, молились, общались со старцами.
В феврале на обложке журнала «Огонек» была опубликована фотография с изображением громадного обломка только что взорванной колокольни Симонова монастыря. Колокольня официально прекратила свое существование в 1930 году.
Трапезная
Трапезная Симонова монастыря является памятником русской гражданской архитектуры XVII века. В монастыре она появилась в еще в XV столетии, но со временем перестала удовлетворять потребности многочисленной братии.
Новое здание начали строить в 1677 году под руководством архитектора Потапова. Но его облик не понравился заказчикам, церковному руководству. В итоге строительство на время заморозили. Оно возобновилось в 1683 году, и к 1685 году было завершено. На этот раз работами руководил известный столичный зодчий Осип Старцев.
Современные исследователи относят трапезную к московскому барокко. Справа находится церковь Святого Духа, а слева — башенка, на верхнем ярусе которой есть смотровая площадка.
У трапезной, кстати, есть уникальная особенность. Это ступенчатый шипец на западной стороне. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма, а стены украшены «шахматной» росписью.
Внутри трапезной палаты один большой свод, который перекрывает всю ширину здания. По этому образцу трапезные палаты позже стали строить во многих русских храмах.
Церковь и башни
Монастырь расположен в удивительно красивом живописном месте. Оно не раз вдохновляло многих писателей и поэтому на создание удивительных произведений. Например, описание Симонова монастыря можно найти в повести Карамзина «Бедная Лиза». В пруду именно возле его стен в финале утопилась главная героиня. Это надолго сделало монастырь весьма популярным среди поклонников и последователей сентиментализма.
Первая каменная соборная церковь при монастыре появилась в 1405 году. Она была названа в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее строительство начали как раз в 1379-м. С тех пор Симонов Успенский монастырь считается одной из главных святынь Русской православной церкви.
Купол собора серьезно пострадал в 1476 году, когда в него ударила молния. Поэтому вскоре его пришлось серьезно перестраивать. За дело взялся итальянский архитектор, имя которого не сохранилось до наших дней. К 1549 году храм был отстроен заново. На старом фундаменте был возведен пятиглавый собор, ставший больше в размерах.
На исходе XVII столетия его расписали столичные мастера, тогда же в монастыре появился и резной иконостас в золоте. В нем находилась главная святыня Симонова монастыря — Тихвинская икона Богоматери. Именно ее вручил Сергий Радонежский Дмитрию Донскому, благословив его на победу в Куликовской битве.
Среди редких ценностей тут же можно увидеть золотой крест, усыпанный изумрудами и алмазами, его монастырю подарила царевна Мария Алексеевна.
Среди исследователей бытует мнение, что старые стены и башни монастыря строил один из самых известных русских зодчих Федор Конь. Тот самый, что построил смоленскую крепостную стену. Он всерьез занимался укреплением пограничных рубежей Руси во времена правления царя Бориса Годунова, который и заложил первый камень в смоленский кремль.
Потрудился Конь и в этом монастыре. Труд зодчего не прошел даром. В 1591 году монахи подверглись нападению крымского хана Газы II Гирея, но благодаря крепким стенам сумели выстоять против неприятеля.
Стены некоторых башен Симонова монастыря и самого монастыря сохранились и до наших дней, хоть и были построены в 1630 году. Когда сооружалась новая крепость, в ее состав включили некоторые фрагменты, над которыми работал еще Федор Конь.
Общая протяженность монастырских стен по окружности составляет 825 метров. Высота внушительная — около семи метров. Едва ли не лучше остальных до наших дней сохранилась башня Дуло, которая увенчана шатром с оригинальной дозорной башней. Еще две уцелевших башни называются Солевая и Кузнечная, они появились в 40-е годы XVII века. Тогда как раз велась масштабная перестройка стен и строений, сильно пострадавших в Смутное время.
В перечень зданий и сооружений Симонова монастыря входят и трое ворот. До наших дней сохранились северные, западные и восточные.
После знаковой победы над ханом Казы-Гиреем, которая состоялась в 1591 году, при монастыре была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. В 1834 году еще одна церковь, святого Николая Чудотворца, появилась над восточными воротами.
Важное решение для развития монастыря было принято в 1832 году. Православному комплексу потребовалась новая колокольня, деньги на которую пожертвовал купец Игнатьев. Первоначально был утвержден проект, сделанный архитектором Тюриным. Колокольню должны были построить в стиле классицизма, но позже от этой идеи отказались. Во многом из-за того, что в России все большую силу набирали традиции возвращения к исконной традиционной русской архитектуре. Так в 1839 году и появилась колокольня из пяти ярусов, проектировал которую уже Константин Тон.
Еще десять метров составляла звонница. Самый большой колокол в Симоновом монастыре весил целую тысячу пудов, это около 16 с половиной тонн. Как его удалось поднять на такую высоту в то время, для многих так и остается загадкой. Именно эта колокольня превратилась в один из доминантов для Москвы своего времени. Зрительно ей удавалось завершать картину живописной столицы в южной части города.
В 1929 году колокольню взорвали и велели разобрать на кирпич советские власти.
Некрополь
В древнем монастыре, как и водится, похоронены многие известные люди, про вклад которых в историю России и судьбу монастыря знают многие.
Например, в соборе при монастыре был похоронен крещеный по прихоти Ивана IV Грозного Симеон Бекбулатович, которого в 1575 году неожиданно для всех окружающих нарекли царем на Руси. Правда, уже через год тот же Грозный его благополучно свергнул.
После происков приближенного к царю князя Бориса Годунова Симеона Бекбулатовича ослепили в 1595 году, а в 1606 сослали на Соловки. Там он постригся в монахи. Вернувшись в Москву, был помещен в Симонов монастырь, где и умер под именем схимника Стефана.
В некрополе монастыря покоится тело и Константина Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), который также перед смертью принял монашеский постриг и умер под именем инока Кассиана. В разное время на монастырском подворье хоронили представителей рода бояр Головиных, Бутурлиных, князей Мстиславских, Сулешевых, Темкиных-Ростовских.
Тут же покоится немало представителей творческой интеллигенции. Умерший в 1827 году талантливый поэт Веневитинов, писатель Аксаков, скончавшийся в 1859-м, композитор Алябьев, написавший знаменитого «Соловья» (смерть его настигла в 1851-м), добившийся признания в коллекционировании и библиофилии Бахрушин, Николай Львович Пушкин (дядя знаменитого поэта), Федор Головин (близкий соратник и сподвижник первого российского императора Петра I).
Можно отыскать и могилы представителей многих знаменитых русских семей дворян, таких как Вадбольские, Оленины, Загряжские, Татищевы, Шаховские, Муравьевы, Дурасовы, Исленьевы, Нарышкины.
Когда в 30-х годах XX века был уничтожен монастырь, не сохранилась и большая часть некрополя. Удалось разыскать только немногие останки. Например, поэта Веневитинова и прозаика Аксакова, их перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Вместо кладбища организовали столярный и гальванический цеха. После того как монастырь вернули церкви, начались строительно-восстановительные работы, в рамках которых нашли еще некоторые останки и захоронили по православному обычаю.
Священники отмечали, что все найденные могилы были сильно разрушены, большинство осквернены. Останки обретались в процессе вывоза строительного мусора, была проведена громадная работа по разделению человеческих костей от костей животных.
Современное состояние
Сегодня можно увидеть только небольшую часть построек Симонова монастыря, дошедших до наших дней. От самого монастыря осталась южная стена с тремя башнями (Дуло, Солевая и Кузнечная). Сохранилась трапезная XVII века с церковью Святого Духа, а также братский корпус, так называемые трапезные палаты, которые относятся к XV столетию, хозяйственные постройки и мастеровые палаты.
В последние годы Русская православная церковь проводит масштабные восстановительные и реставрационные работы. В частности, трудятся над восстановлением трапезной, братского корпуса и хозяйственных построек. Последние также используют в качестве мастерских. Оставшиеся уцелевшие башни и стены преимущественно пребывают в заброшенном состоянии.
Еще больше узнать можно, попав на экскурсию в Симонов монастырь. Это совсем несложно. Проект «Гуляем по Москве» стартовал в свое время в рамках празднования Дня города. Эти экскурсии оказались настолько востребованными, что их запустили на постоянной основе.
Продолжительность такой познавательной и образовательной прогулки составляет около двух с половиной часов. За это время удается пройтись вместе с опытным и начитанным экскурсоводом по живописным и тихим местам Симоновской слободы, увидеть тот самый пруд, в который бросилась с горя героиня Карамзина, здание вокзала, оставленное поездами на долгие семь десятков лет, узнать о трагической и величественной судьбе монастыря-воина, который не раз оказывался на защите столицы, побывать на могиле героев Куликовской битвы. Здесь же находится место памяти известного композитора Алябьева, так называемое кладбище колоколов.
Среди основных объектов — не только Симонов монастырь и находящиеся на его территории постройки, но и вокзал железнодорожной станции Лизово, церковь Рождества Богородицы, место, на котором Кириллу Белозерскому явилась Богоматерь, православный завод промышленника Александра Бари, могилы Пересвета и Осляби.
Организаторы экскурсии гарантируют, что после ее окончания вы узнаете, почему писатель Карамзин переименовал слободу, хоть и не желал этого, на каком месте снесли храм мракобесия и построили дом просвещения, каким образом монастырская башня превратилась в семафор, по какой причине войска атамана Болотникова не смогли преодолеть монастырские стены, как композитор Алябьев создал свое самое знаменитое произведение «Соловей», где было традиционное место сборов курсантов Спасской башни.
Единственное, о чем стоит помнить, если вы собрались посетить эту экскурсию: что на территории монастыря необходимо соблюдать определенные правила. Быть одетым в соответствии с правилами православного благочестия, в частности нельзя появляться в шортах или коротких юбках.
Маршрут, по которому пройдет экскурсия, начнется возле станции метро «Автозаводская», оттуда вы проследуете на улицу Мастеркову, затем на Ослябинский и Пересветов переулки, посетите сам Симонов монастырь, сходите на улицу Ленинская Слобода и снова вернетесь к станции метро «Автозаводская».