Складень трехстворчатый. Икона триптих. Реставрация икон

Многие из старшего поколения вспоминают из детства уютный бабушкин дом, где, проснувшись, всегда можно было почувствовать запахи вкусных пирогов, услышать тиканье ходиков и увидеть строгое великолепие Красного угла. К иконам святых обращались с молитвами о помощи, в болезнях и скорбях. Как правило, в каждом доме была икона Господа Спасителя, образ Богородицы, и любимый в народе лик Николая Чудотворца. Кроме обычных образов, у многих имелся складень трехстворчатый, где все эти иконки находились рядом. Также в Красном углу во многих домах стояли свечи или лампадка, медные распятия, бронзовые складни. Все это привлекало и завораживало, побуждало обратиться к Господу нашему с молитвой.

Иконы

Самое зримое воплощение православной веры — образ, икона. В ее сопровождении человек проживает жизнь от самого рождения до последнего своего часа. В храмах находится десятки разных икон, они повсюду: на стенах, в иконостасе, на аналое. Участвуют иконы и в крестных ходах, и в богослужении. Самыми почитаемыми среди верующих считаются образы, которые прославились своими чудесами. Люди обращаются к ним с самыми потаенными, заветными желаниями. Называют их чудотворными.

В нашем мире стали возрождаться традиции православия. Во многих домах появляются Красные углы. Можно увидеть их и в больницах, офисах, военных частях. Миниатюрные иконы часто сопровождают водителей, путников в дороге. Удобен в таких случаях складень трехстворчатый. Образами благословляют родители детей своих в путь, на службу, на бракосочетание. Надеются при этом на поддержку небесных покровителей. Какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он ни был, спокойнее он себя чувствует, имея рядом иконку. В любое время можно обратиться с молитвой, просить помощи у Господа, Богородицы, всех святых и ангелов.

Слово «икона» произошло от греческого «образ». Каждая имеет свое предназначение, написана в соответствии с церковными канонами.

Формы складней

Что такое складень? Представляет собой несколько маленьких икон, которые между собой соединены петлями. Складень может состоять из двух икон — это двухстворчатые диптихи, из трех икон — икона триптих, если икон гораздо больше, то такой складень уже именуется полиптихом.

Прежде всего, складни предназначаются тем, кто находится где-то вне дома, церкви — в путешествиях, на службе, в больнице, в командировке. Складень занимает мало места, поэтому его удобно всегда иметь при себе. В любой момент можно соорудить небольшой иконный уголок, где будет возможность помолиться. Самыми распространенными и почитаемыми образами, которые включаются в триптих, являются образ Богоматери, Иисуса Христа, Николая Чудотворца, а также Пантелеймона-целителя. Встречаются складни, где собраны образы Божьей Матери наиболее чудотворные и особо почитаемые.

На Руси самым распространенным и любимым считается триптих, средняя часть в котором закрывается створками. Напоминают они царские врата, которые по традиции были составляющей христианского иконостаса. В середине триптиха был Спас на Престоле, справа — Богоматерь, слева — Николай Угодник. Такие миниатюрные складни носили с собой на подвязках или хранили в багаже. Изготавливались старинные складни из меди, бронзы, дерева (карельской березы, липы, кипариса), покрывались эмалью, костью, украшались драгоценностями.

Старинные иконы-складни

С давних времен популярен среди христиан складень трехстворчатый, многообразие видов которого огромно: нательный, киотный, нагрудный.

Старинные складни называли путевыми иконами. В дальнюю дорогу православные обязательно их брали с собой. Многие иконы так и называли походными. У каждого воина, без исключения, на Руси с XVIII века на груди в виде складня хранились святые образы. Перед трудной битвой, сражением солдаты поклонялись им, просили защиты у Господа.

Самыми первыми старинными складнями считаются литые триптихи, которые еще в Х веке доставлены на Руст были из Византии. Уже в XIX веке литыми складнями заменялись целые иконостасы, большие святцы.

Процесс изготовления складней был весьма тонким, кропотливым, поэтому до наших дней дошло их малое количество, и они считаются очень редкими и ценными.

Бронзовая икона-складень

Настоящим произведением искусства можно назвать старинный бронзовый складень. Матрицу изготавливал отливщик, используя образец отливки. Петли различной конструкции соединяли складень трехстворчатый. Затем к работе приступал мастер-резчик. Кажущаяся простота работы здесь обманчива, ведь никто не смог воспроизвести работу мастеров XIX века до сих пор.

Каждая створка складня — это отдельная работа, икона, иногда даже маленький иконостас. Например, триптих Деисус — это три иконы, которые писаны в каноническом порядке. Складень двунадесятые праздники собрал в себя 12 икон, изображаются здесь главные церковные праздники христиан. В XIX веке такой иконостас не только размещали в Красном углу, но и повсюду возили с собой. Особенно красивы старинные складни, которые украшались эмалями. Мастер на литой складень наносило множество цветов эмали. Конечно же, цена на такой складень будет значительно выше, чем на бронзовый, одноцветный, без эмали.

Медные складни

Медная икона-складень — это целая страница в религиозной истории. Изготавливались такие иконы в меднолитейных мастерских. Самой ценной считают медную пластику Выга. Однако были мастера своего дела и в других литейных уголках на Руси. Православные складни имели самые разные размеры. К примеру, «Праздники» — тяжелый, большой предмет, а нательники имели малые размеры. Благодаря своей легкости и миниатюрности, они легко помещались в походный мешок, некоторые можно было даже повесить на шею рядом с крестиком, сверху у складня имелось ушко для веревочки.

Современные коллекционеры, да и верующие ценят пластику старины. Она вызывает повышенный интерес. Некоторые стремятся создать дома целую экспозицию, где старинная икона-триптих занимает центральное место. Конечно же, все эти предметы религиозного культа очень ценятся за то, что иконы намолены столетиями и имеют особую силу.

Старинные медные складни теперь встретить можно не часто, и поэтому они очень быстро находят новых владельцев. Любители старины не перестают удивляться тонкой работе мастеров, их труд остается вечным.

Ценность икон

Все складни старинные имеют свою судьбу, путь. Иконы могут меняться внешне, просветляться, темнеть, изменять краски без какого-либо вмешательства людей. Образа путешествуют по миру, переходят из одних рук в другие, из одной семьи в другую, из поколения в поколение. Бывает так, что икона обретается чудодейственным способом, дарованным самим Господом.

Самыми ценными считаются иконы, переданные по наследству. В них сконцентрирована вся семейная мощь. Все молитвы, которые произносились с горячим сердцем, верой будут давать силу следующему поколению. Такие иконы называют намоленными. Они дают силы в горестях, утешают, укрепляют духом и верой, вдохновляют на новые дела. Именно поэтому очень важно оставлять своим близким иконы в наследие. Хорошо, конечно же, если икона такая будет не кустарной работы, а мастерской, писаной на доске красками. Останется она на долгие годы всему вашему роду.

Реставрация

Старинные деревянные иконы, хранимые долгое время со временем становятся тусклыми, внешний облик портится, и даже святой образ постепенно стирается. Время делает свое дело. Краски тускнеют, начинают осыпаться, ведь иконы чаще всего претерпевают перепады температур, рядом с ними часто зажигают свечи. Бывает и так, что воск попадает на изображения. Так или иначе, со временем иконам требуется реставрация.

Любой иконе можно предать первоначальный, красивый вид, такую возможность предоставляют опытные, профессиональные реставраторы.

Каждая реставрационная работа имеет несколько этапов. Для начала мастер должен вникнуть в композицию картины. Иногда надписи истираются, фрагменты изображений тускнеют и фактически пропадают. Если утерян лик, необходимо точно установить, какой святой изображен, подобрать каноны в соответствии со стилем. Таким образом возможно воспроизвести первозданный облик.

Далее мастер очень аккуратно удаляет осыпающееся покрытие. При этом детали изображения должны сохраняться. Перед этим этапом иконы фотографируются с самых разных ракурсов, чтобы точно запечатлеть первоначальный облик.

И наконец, мастер делает надежную основу. Она позволяет держаться новой краске очень долгое время. Эта кропотливая работа уже через некоторое время позволяет получить привлекательную, новую икону.

Качественная реставрация — что представляет собой?

На Руси издавна славились мастера темперной живописи. Теперь работа по реставрации икон заключается как раз в восстановлении темперы. Мастер должен обладать всеми тонкостями иконописи, иметь опыт в реставрации. Обязательно нужно помнить и то, что икона – это не просто картина, а духовное начало верующего, ценный образ.

Прежде чем начинать реставрацию, мастер должен понять технологию иконописи, которая применялась, процессы и последовательность действий. Для восстановления темперы применяются традиционные методы, отработанные веками, используются натуральные материалы. Однако некоторые изъяны позволяют исправить современные технологии, секретные приемы, которыми владеет каждый отдельный реставратор.

Что под слоем краски?

Если производится реставрация икон старинных, то под слоями верхних красок мастер может обнаружить множественные поправки, попытки реставраций других мастеров. Часто реставрация требуется изображениям из-за того, что верхний слой олифы темнеет, требует обновления. Если за иконой не ухаживали должным образом, со временем лик можно и не различить. Восстановления могли производиться неоднократно и не всегда качественно. Так что первоначальный образ может даже отличаться от последнего изображения.

Цена реставрации

Современная реставрация включает в себя: укрепление слоя краски и левкаса, расчистку поверхности, позолоту нимбов, укрепление трещин, тонировку и консервацию. Перед тем как взять на реставрацию икону-антиквариат, мастер внимательно ее изучает и рассказывает клиенту обо всех недостатках, о том, как они будут устраняться. После этого обговаривается стоимость работы. Цены во всех мастерских разные. Но, нужно помнить, что тонкий, кропотливый труд не может стоить дешево. Процесс восстановления долгий, непростой, требует дорогостоящих материалов, опыта и знаний реставратора.

Оцените статью
Добавить комментарий