Священник всегда должен быть готов к непредвиденным ситуациям

В первую очередь священник должен думать о том, что он являет собой пример Христа не только в храме или на амвоне, но и в любой точке своей жизни.

Особенно если учесть, что священника можно узнать не только в рясе, но и в любой другой одежде. На него всегда обращают свои внимательные взгляды не только верующие, но и неверующие люди, особенно, если какие-то ситуации чрезвычайные. Ожидают от пастыря примера для поведения; могут к нему обратиться за советом, за помощью. И, конечно, в этом на священнике очень большая ответственность, как себя правильно повести.
Например, в каких-то чрезвычайных ситуациях, каких-то конфликтных ситуациях. Зачастую от него требуется не только образ кротости, смирения, но и какой-то организации. Например, во время пожара или какого-то крушения, которые, к сожалению, так часто в нашей жизни встречаются. По идее, священник должен быть тем человеком (если нет других адекватных специалистов — военных или полицейских), который должен начать как-то людей выводить из зоны риска. Причём делать это очень аккуратно, с любовью, без психической напряжённости.
При любых обстоятельствах, как мне кажется, священнослужитель должен видеть развитие этой ситуации к созиданию конкретной личности (или личностей), и выстраивать своё отношение к ним, свой диалог или свои действия именно в этом направлении. Не всегда слово, сказанное даже священником, бывает услышано. И не всегда даже слово правильное и истинное нужно говорить по той же самой причине.
В частности, что касается действий современного человека (священника в том числе) в ситуации дорожно-транспортного происшествия. Мы все спешим, торопимся, проезжаем мимо этих жертв несчастных, и порой даже не задумываемся, что может им нужна какая-то помощь. Надеемся, что другой, следующий за нами, остановится и эту помощь окажет, или кто-то уже оказывает. И даже если священник остановился и вышел из машины, он не всегда знает, как себя правильно вести — начиная от оказания доврачебной медицинской помощи, и кончая уже пастырскими вопросами.
Находится человек в тяжёлом состоянии, что ты у него спросишь? Начнёшь спрашивать грехи, чтобы облегчить его душу в страданиях? Мне кажется здесь для каждого из нас есть масса вопросов, на которые мы должны, если уж не сразу отвечать, то, по крайней мере, задавать их себе. И вот в этой динамике, мне кажется, должна родиться такая если не система, то какая-то парадигма, некие границы поведения духовенства в тех или иных чрезвычайных ситуациях. Если священник оказался в этой ситуации не в духовной одежде (если он, например, в отпуске) — как ему себя повести? Как ему правильно представиться? Какие вопросы он должен задать человеку в первую очередь? Порой ведь он может, как любой другой человек растеряться, и даже не смочь вызвать, например, службу «Скорой помощи» или полицию, пожарных.
У нас формируется (в общем, наверное, как и у многих) некий стереотип поведения, стереотип мышления. Он нам очень привычен, и мы в этих достаточно узких границах живём. А когда возникает какая-то нестандартная ситуация, мы можем неправильно себя повести. Знаю, что зачастую некоторые священники избегают таких ситуаций наро́чито. Не понимая, какие им нужно совершить действия, они уходят, проезжают мимо или отворачиваются. А ведь на них пристальный взглядом внимания и ожидания того, что именно они окажутся тем человеком, который скажет решающее слово или сделает необходимое действие.

Епископ Переславский и Угличский
ФЕОДОР

По материалам портала Пастырь

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Михаил

    Перезвоните мне пожалуйста 8 (499) 322-46-85 Михаил, не обращайте внимания на заставку, дождитесь ответа оператора.

    Ответить