Когда мы даём человеку епитимию или правило, мы должны давать её не как наказание, а как исправление, как лекарство для человека. Если мы дадим такую епитимию, которая сломает его, то это будет и нам в осуждение.
Я знаю таких священников, которые давали епитимии и сами выполняли её вместе с тем человеком, вместе несли её тяжесть. Скажет батюшка: «Так, 200 поклонов». А потом думает: «Ну как же он будет 200 поклонов-то делать? А вдруг он не сделает? А как он будет отвечать перед Богом за то, что он не исполнил моего наставления? Это будет в осуждение ему. Что делать?» Ведь священник поставлен Богом не для того, чтобы судить. Мы призваны для того, чтобы вести людей в Царство Небесное, свидетельствовать о нём. И вот тогда батюшка делает сам эти 200 поклонов за него. И если на Страшном Суде вдруг предстанут и пастырь, и грешник, а демоны будут говорить: «Он наш, потому что не исполнил церковной епитимии», то священник скажет: «Я за него исполнил, он не виновен». Мне кажется, такая позиция должна быть нам очень близка.
Или приходит женщина, обращается прямо в магазине, и говорит: «Что делать? Была у батюшки, покаялась в абортах», — а ей уже за 70, этот грех, видимо, не давал ей покоя, и она в третий раз поехала к какому-то«просветлённому старцу», который дал ей по 100 поклонов в день — «А я не могу их делать — у меня артрит, у меня давление, просто физически не могу. Как быть?».
Конечно, если даёшь какую-то епитимию — нужно сперва спросить: «А ты сможешь то её выполнить, эту епитимию?».
Бывает даже так, что человек говорит «Смогу», потому что он никогда не делал ничего подобного, и может даже не представляет, что это. Но одно дело — один раз исполнить; а другое дело — каждый день.
Вместе с епитимией священник обязательно должен дать алгоритм действий: «Если вдруг у тебя что-то случится, ты не сможешь это выполнять — обязательно приди ко мне. Если меня не будет — тогда к другому батюшке», чтобы человек не оказался пленником ситуации. Хорошо, если он церковный, адаптировался в нашей среде. А если он пришёл в первый раз? Для него пока всё непонятно и ново. И получив сразу такую ношу, он может растеряться, и вообще в церковь больше не пойти. Так и останется с этим грузом.
Поэтому, надо очень аккуратно давать наказания, и обязательно объяснить человеку, что связь со священником (давшим епитимью) не должна быть прервана, она сохраняется.
Интернет-портал Пастырь