Священноисповедник Афанасий Сахаров и его труды

Все детство и юношество святитель Афанасий Сахаров, будущий Епископ РПЦ и деятель катакомбного движениях, а в миру — Сергей Григорьевич, провел в святом граде Владимире. Трудности и испытания уже с самого детства посыпались на него градом. Но именно в такой непростой жизненной среде он постепенно мужал и получал свои благодатные силы для будущей проповеднической деятельности.

Очень рано в их семье умер отец, и Афанасий Сахаров нашел все то, что ему пригодилось для достойного вхождения в православную жизнь в родной матери. Ведь именно она желала видеть сына монахом, и за это Сергий всю жизнь был ей очень признателен.

Он любил учиться в приходской церкви и не тяготился долгими и изнуряющими церковными службами. Будущий владыка в богослужениях видел ту высшую степень молитвы Господу, которую он полюбил всем своим сердцем и душою. Будучи еще совсем юным, он предчувствовал, что будет служителем церкви и даже своим сверстникам он дерзновенно по-мальчишески хвастал, что станет архиереем.

Афанасий Сахаров: житие

Сергей родился 2 июля (по-старому стилю) в 1887 году в селе Паревка Тамбовской губернии. Его отца звали Григорием, он был уроженцем Суздаля и работал надворным советником, а мать — Матрона — происходила из крестьян. Жили они тогда в городе Владимире.

Их семейство уважали за доброту и благочестивые нравы. На этой-то благодатной почве и взрастили они редкие духовные дарования своего единственного сына, которого назвали в честь преподобного старца Сергия Радонежского. Сергея, как и его небесного покровителя, печальника земли Русской, отличала беззаветная любовь к Церкви и к Отечеству.

А пока жизнь у него шла своим чередом. Отрок выучился рукоделию и даже начал шить и вышивать священнические облачения. Эти неприхотливые таланты ему потом очень пригодились во время ссылок и лагерей, когда он изготавливал ризы для икон. Как-то раз ему пришлось даже самому приготовить специальный плат антиминс для служения литургии для заключенных в тюрьме.

Учеба

Учиться отроку Сергию было нелегко, но он не отчаивался и упорно трудился. Вскоре его ждала Владимирская духовная семинария, затем Московская духовная академия, которую он закончил достаточно успешно. Однако юноша не возгордился, так как был по натуре скромным и смиренным, как и подобало быть настоящему монаху-молитвеннику за всех людей. В 1912 году его постригли с именем Афанасий, и вскоре он стал священником.

Особенно тщательно владыко Афанасий Сахаров изучал вопросы литургики и агиологии. Он очень внимательно относился к текстам богослужебных книг и всегда старался понять смысл особо трудных слов, примечая их на полях книг для разъяснений.

Первые труды

Еще будучи учеником Шуйского училища, он написал тропарь святочтимой Шуйско-Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. Это был первый сочиненный им литургический гимн. А академическое сочинение, написанное им под названием «Настроение верующей души по Триоди постной», уже говорило о том, что у автора была большая осведомленность в вопросах церковной гимнологии.

Его первым духовным наставником и учителем стал архиепископ Владимирский Николай (Налимов), о котором у него навсегда осталась благоговейная память. Затем Афанасий Сахаров перенимал духовный опыт у ректора Московской Духовной Академии — строгого аскета и известного богослова, епископа Феодора (Поздеевского), который в дальнейшем постриг его в монахи и посвятил иеродиаконом и следом иеромонахом.

Революция

Свои церковные послушания владыко Афанасий Сахаров начал с Полтавской духовной семинарии, где он проявил себя талантливым преподавателем. Но силу ученого богослова он приобрел во Владимирской семинарии, где показал себя как убежденный и вдохновенный благовестник слова Божия. И тогда в Епархиальном совете на него легла ответственность за состояние проповеди в приходах.

Когда в России прогремела революция, иеромонаху Афанасию было 30 лет. На так называемых «епархиальных съездах» начали поднимать головы люди, которые враждебно относились к русскому православию.

В 1917 году в лавре преподобного Сергия собрались главные представители всех мужских монастырей. На этом Поместном Соборе Русской Церкви (1917-18 гг.) присутствовал и иеромонах Афанасий, которого избрали работать в отделе по богослужебным вопросам. Примерно в этот же время святитель Афанасий Сахаров работал над своей знаменитой «Службой Всем Святым, в земле Российской просиявшим.

Ненависть и глумление

Революция, как страшный ураган, пролила океаны христианкой крови. Новоиспеченное народное правительство начало разорять храмы, истреблять духовенство и глумиться над мощами святых. Грозные пророчества святого Иоанна Кронштадтского сбылись, и гибель Русского Царства наступила. Отныне оно превратилось в сброд иноверцев, ненавидящих и истребляющих друг друга.

В 1919 году во Владимире, как и во многих русских городах, начались демонстративные вскрытия святых мощей перед народом, которые выставляли напоказ и высмеивали. Чтобы пресечь эти дикие надругательства, иеромонах Афанасий, возглавлявший Владимирское духовенство, установил охрану в Успенском соборе.

В храме на столах лежали святые мощи, и иеромонах Афанасий и псаломщик Потапов Александр, когда открылись перед толпой двери, провозгласили: «Благословен Бог наш!», и в ответ услышали: «Аминь!». Начался молебен святым Владимирским угодникам. Вот так в торжественное прославление превратилось желаемое толпою осквернение святынь. Люди вошли в храм и стали благоговейно молиться, ставить свечи возле мощей и отдавать поклоны.

Наместник

Вскоре Сахарова уже в сане архимандрита поставили наместником древних монастырей Боголюбского и Владимирского Рождества Пресвятой Богородицы. Одним из переломных моментов в жизни владыки тогда стало его назначение епископом Ковровского викария Владимирской епархии. Возглавил хиротонию будущий Патриарх всея Руси митрополит Владимирский Сергий (Старогородский).

Но тут появилась еще одна ужасная проблема и великая боль для святительского подвига епископа Афанасия, которая стала пострашнее борьбы с противодействием неверующих властей с их целенаправленными разрушениями и закрытием храмов – раскольническое течение «Обновленчество», которое призывало к реформированию РПЦ.

Эти семена были посеяны еще до революции. Уже тогда велась тщательная подготовительная работа в стенах духовных школ и религиозно-философских обществ, которые были уделом определенной части духовенства, вышедшей из среды тогдашней интеллигенции. Но лидеры обновленцев опирались в основном на конформистов и маловеров.

Свт. Афанасий Сахаров ревностно боролся с обновленцами и не столько за их еретические убеждения, сколько за отступничество от Церкви Христовой, за иудин грех – предательства в руки палачей святителей, пастырей и мирян.

Великий проповедник и арестант

Владыко объяснял своей пастве, что раскольники, выступающие против канонического епископата, во главе которого стоял Патриарх Тихон, не имели права совершать церковные Таинства, а храмы, в которых происходят службы, безблагодатны.

Священноисповедник Афанасий Сахаров заново освящал оскверненные отступниками церкви. Он обличал тех, кто не раскаялся и увещевал их принести покаяние. Он запрещал своей пастве общаться с обновленцами, но не питать к ним злобы за захват святынь, так как святые всегда пребывают духом только с православными верующими.

Такая бурная деятельность не могла оставаться незамеченной работниками новой власти, и 30 марта 1922 года борца-священника первый раз арестовали. Свое положение в тюрьме епископ Афанасий Сахаров не считал тяжелым бременем и называл «изолятором от обновленческой эпидемии».

Больше всего он переживал за тех, кто оставался на воле и терпел от обновленцев бесчисленные издевательства и притеснения. Его длинная арестантская дорога пролегла через тюрьмы: Владимирская (Владимирская обл.), Таганская и Бутырская (г. Москва), Туруханская (Красноярский край) и лагеря: Соловецкий и Онежский (Архангельская обл.), Беломоро-Балтийский (Карелия), Мариинский (Кемеровская обл.), Темниковский (Мордовия) и т.д.

Последний его срок закончился только 9 ноября 1951 года, когда ему исполнилось шестьдесят четыре года. Но и тогда место его нахождения и судьба держались в абсолютном секрете. После освобождения уже очень больного старца поместили в дом инвалидов в поселке Потьме (Мордовии) под строгим надзором, не отличавшимся от лагерного.

Заключения

В конце 30-х годов его неоднократно арестовывали и приговаривали к высшей мере наказания, но он чудесным образом смог избежать смерти. В начале войны с фашистами его отправили в Онежские лагеря. Заключенные шли по этапу пешком, на себе они тащили вещи, дорога была тяжелая и голодная. Святитель так ослабел, что чуть не умер, но опять Господь спас его.

После Онежских лагерей святителя отправили в бессрочную ссылку в Тюменскую область. В одном из совхозов рядом с рабочим поселком Голышманово он работал на огородах ночным сторожем, потом его отправили в город Ишим, где он еле выжил, благодаря средствам своих друзей и духовных чад.

Зимой 1942 года епископа по ложному доносу срочно отправили в Москву, там его на протяжении полугода допрашивали (как обычно, по ночам). Допросы были долгими и изнурительными, однажды он длился девять часов. Но епископ не выдал ни одного имени и не подписал самооговора. Ему дали срок 8 лет Мариинских лагерей (Кемеровской обл.). В тех местах особо жестоко относились к идейным врагам советской власти. Таким людям назначались самые грязные и тяжелые работы.

Летом 1946 года на владыку опять был донос, и его снова этапировали в Москву, но вскоре доносчик изменил свои показания, и епископа отправили в Темниковы лагеря (Мордовия). Там он отбыл срок до конца. Его здоровье было подорвано и никаким физическим трудом он заниматься не мог, правда, умело плел лапти. Спустя год его отправили в Дубровлаг (та же Мордовия), где свт. Афанасий уже не работал по возрасту и состоянию здоровья.

Спасительная вера

Никогда святой Афанасий Сахаров не терял веры в Господа и всегда благодарил Его за великую милость немного пострадать за Него. Работы в лагере всегда были изнурительными и зачастую опасными из-за жестоких и вороватых уголовников. Однажды, когда он выполнял обязанности инкассатора, его ограбили, и власти наложили на него тяжелые взыскания, а потом добавили год к сроку.

На Соловках Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, заболел тифом, и опять неминуемая смерть ожидала его, но по великой милости Божией он снова остался жить.

В тюрьмах и лагерях он неизменно держался церковного устава. Ему удавалось даже держать строгие посты, он находил некоторую возможность готовить себе постную пищу.

Для окружающих он стал духовником, который просто и задушевно утешал тех, кто обращался к нему за помощью и поддержкой. В праздности его нельзя было застать, он постоянно работал над литургическими заметками, украшал бумажные иконки бисером и смотрел за больными.

Воля

7 марта 1955 года свт. Афанасия наконец освободили из Зубово-Полянского инвалидного дома. И он уехал сначала в город Тутаев (Ярославская область), а потом перебрался в поселок Петушки Владимирской области.

Казалось, что формально он был на свободе, но власти постоянно сковывали его действия. В поселке ему разрешали служить в храме только при закрытых дверях и без архиерейского облачения. Но ничего не боялся Афанасий Сахаров. Молитвы Господу давали ему утешение и самое главное — надежду на спасение.

В 1957 году прокуратура Владимирской области опять начала расследовние его дела от 1936 года. Святителя опять ждал допрос. Его защитные доводы не принесли должных результатов и были неубедительными для следователей, поэтому его не реабилитировали.

Святость и новые гонения

Последние свои годы владыко находил огромную радость в богослужениях в Троице-Сергиевой лавре, где его когда-то постригли. Несколько раз он сослужил Патриарху Алексию (Симанскому). Однажды на одном из богослужений все молящиеся заметили, что во время евхаристического канона старца как будто бы плавно носила какая-то сила — его ноги не касались пола.

Затем пришли годы так называемой хрущевской оттепели, однако начался новый этап либеральных гонений на православную Церковь.

Владыка в это время умножил свои молитвы всем русским святым и Покровительнице Руси Пресвятой Богородице. Он не хотел отклоняться от борьбы с приближающимся злом, и сразу попытался попросить, чтобы его назначили викарным епископом. Однако сильно пошатнувшееся здоровье не позволило ему продолжать общественное служение. Но он не унывал. Напротив, в лагерях и тюрьмах он преисполнился божьей спасительной благодати и энергии и всегда находил спасительные занятия для своей души.

Именно в темных и серых застенках он создал необыкновенную в литургическом смысле службу всем русским святым. Свою законченность она обрела после обсуждения с сокамерниками-иерархами, которые сидели с ним в застенках. Одним из таких иерархов был архиепископ Тверской Фаддей, который был прославлен церковью как священномученик.

Афанасий Сахаров: о поминовении усопших и другие труды

Когда умерла мать владыки, он побудился к написанию горячим молитвам о ней и так родился его фундаментальный труд «О поминовении усопших по Уставу ПЦ». Этот труд высоко оценил митрополитом Кирилл (Смирнов).

В августе 1941 года святитель Афанасий составил «Молебное пение об Отечестве», которое было наполнено необычайно молитвенной силой и глубоким покаянием.

В долгие периоды заключений он много работал над такими молебными пениями как «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «О прекращении войн и о мире всего мира», «Благодарение о получении милостыни». Это были главные труды Афанасия Сахарова. Святитель пел Богу свои молитвы даже во вратах смерти, и Господь сохранил жизнь служителя для Церкви и Отечества.

В лихие годы испытаний он не потерял веры, а только еще больше приобрел ее. Исповедуя день и ночь о Христе, святой стяжал своей смиреной душой свет божественного духа, которого миру так не достает. К этому свету и потянулись люди со всех сторон.

Каждый искал утешения и покоя в душе. Они встречались с человеком наполненным непрестанной молитвой о каждом человеке. Он не роптал на тюремное прошлое и для каждого находил слова утешения, любви и доброты. Владыко делился своим опытом, раскрывая смысл Евангелия и жития святых угодников. Книги Афанасия Сахарова стали настольными учебниками для священнослужителей и православных людей.

После заключений, а он провел в неволе в общей сложности 22 года, святитель получал до нескольких сот писем в год. К Великим праздникам Рождества и Пасхи он посылал нуждающимся посылки и утешительные письма. Духовные дети владыки рассказывали о нем то, что он был очень простым и очень внимательным в общении, за любую, даже малую услугу, он старался, как мог, отблагодарить.

Он жил скромно, и людская внешность для него была не главным. Слава и честь для него были тоже не важны, он учил жить по Евангелию и творить добро, чтобы получить плоды воздаяния на Небесах.

Смерть и канонизация

В августе 1962 года владыко стал готовиться к смерти. За несколько дней к блаженному приехали из лавры на отмечания даты пятидесятилетия монашеского пострига наместник архимандрит Пимен, благочинный архимандрит Феодорит, игумен и духовник Кирилл. В этот день, а это был четверг, святитель пребывал в благостном состоянии и благословлял присутствующих. В пятницу смерть приблизилась к нему, и он уже не мог разговаривать, только молился про себя. К вечеру он тихо произнес слова: «Молитва спасет вас всех!», затем своей рукой написал на одеяле: «Спаси, Господи!».

В 1962 году 28 октября в воскресение в день памяти свт. Иоанна Суздальского благочестивый старец мирно отошел к Господу. Час и день смерти он знал заранее. Свою прозорливость епископ Афанасий Сахаров скрывал и обнаруживал ее только в самых редких случаях, и то, только ради помощи ближним.

В 2000 году его имя было канонизировано Арихиерейским собором в лике новомучеников и исповедников Российских. Сегодня в Петушках есть церковь, где молился Афанасий Сахаров. Мощи его святые и нетленные тоже хранятся там, они помогают людям по их молитве получить помощь и защиту от Господа.

Подробную информацию о жизни святителя можно узнать из книги «Какое великое утешение вера наша», она содержит откровенные письма великого исповедника святого Афанасия.

Оцените статью
Добавить комментарий