Русским Афоном именуется южная окрестность древнего Киева. Именно здесь с высоты холмов впервые воссиял свет Христовой веры, принесённый апостолом Андреем Первозванным. Здесь же в 1071 году появилась Божья церковь, сооружённая родным внуком крестителя Руси князя Владимира — Всеволодом Ярославовичем. Любил князь охотиться в этих местах, потому и нареклась эта местность Зверинцем. Но истинная слава пришла к ней гораздо позже, когда огласил холмы звоном своих колоколов построенный здесь Ионинский монастырь.
Первые поселенцы на святом месте
В 1860 году нашёл здесь прибежище иеромонах Выдубицкого монастыря — Иона. Слава о его смиренной и праведной жизни вскоре облетела окрестные сёла и стала известна в самом Киеве. С этих пор потянулся к нему нескончаемый поток паломников. Никому не отказывал в помощи благочестивый батюшка. Кому помогал мудрым советом, а кому и горячей молитвой. Очень многие, побывав у старца, шли под его духовное окормление.
Вскоре присоединились к нему ещё два инока — Илларион и Гавриил. Жили они втроём, молились Богу, помогали приходящим людям кто чем мог. Сохранилось предание о том, что сподобился старец Иона дважды узреть Пресвятую Богородицу, явившуюся здесь с сонмом святых, благословившую это место и повелевшую воздвигнуть тут святую обитель.
Позднее, когда обустроился здесь Свято-Троицкий Ионинский монастырь, о чудесном явлении Царицы Небесной напоминала церковь, построенная на том месте, где остались на снегу следы её ног. И неудивительно, что этот монастырь стал со временем одним из центров духовной жизни страны, ведь построен он был по благословению самой Божьей Матери.
Но прежде чем вознёс к небу купола своих храмов Ионинский монастырь, потребовалось много времени и трудов его создателям. Несмотря на всю богоугодность такого дела, слишком рьяные оказались у него противники, и среди чиновников, и даже среди духовенства. Так что пришлось отцу Ионе ограничиться постройкой небольшого скита при Выдубицком монастыре.
Благочестивая жертвовательница
Но Пресвятая Богородица не только благословила создание обители, но ниспослала помощь в этом благом деле. Для этого она избрала жену киевского генерал-губернатора княгиню Екатерину Васильчикову, которая была духовной дочерью старца Ионы. Благочестивая женщина стала щедрой жертвовательницей. На нужды будущей обители она отписала по дарственной свою загородную усадьбу, а в придачу к ней крупную сумму денег.
Но и на этом не остановилась благодетельница. По законам тех лет, для учреждения монастыря необходим был императорский указ, и Васильчикова отправилась в Петербург. Надо заметить, что у неё был сильный союзник — митрополит Московский Филарет. Этот выдающийся религиозный деятель вошёл в историю российского православия как умнейший и образованнейший человек своего времени.
Чудо, повлиявшее на волю императора
Однако идея создания нового монастыря была встречена весьма холодно, как среди высшего духовенства, так и в аристократических салонах столицы. Не желавший вступать ни с кем в пререкания, Александр II отложил решение вопроса на неопределённый срок. И тут произошло чудо, ведь недаром Пресвятая Богородица освятила своим явлением склоны киевских холмов.
Отказ в учреждении монастыря был объявлен государем как раз накануне того дня, когда у выхода из Летнего сада на него было совершено покушение террористом Каракозовым. Только благодаря счастливой случайности, а правильнее сказать — Промыслу Божию, император остался невредим. Усмотрев в этом повеление свыше, он тут же изменил своё решение. Благодаря этому чуду и украсила христианский мир новая обитель, впоследствии получившая название Ионинский монастырь.
Возведение обители
Когда все формальности были улажены, началось строительство обители. Характерная деталь — прежде всего были построены больница, сиротский приют и школа. И только после этого братия озаботилась собственным обустройством — возведением жилых келий. Вот так на деле исполнялись когда-то заповеди Христа. В 1871 году был воздвигнут каменный храм.
Его главный престол освятили во имя Святой Живоначальной Троицы, а боковые пределы: один в честь иконы Божьей Матери Троеручицы, а другой — во имя всех святых. Широко употребляемое сейчас название Свято-Ионинский монастырь появилось только после блаженной кончины старца, а тогда обитель именовалась Свято-Троицкой.
Духовная и хозяйственная жизнь монастыря
Со временем в монастыре широко развернулась хозяйственная жизнь. Были созданы различные мастерские по изготовлению церковной утвари для собственных нужд и на продажу. Кроме того, среди монахов нашлись искусные столяры, бондари, кузнецы и прочие мастеровые люди, выполнявшие заказы киевлян. Этот промысел, а также обильные пожертвования прихожан обеспечивали насельников обители всем необходимым для жизни и молитвенного служения. Кстати, многие окрестные жители, работая по найму в монастырском хозяйстве, обретали тем самым средства к существованию.
Но главное, чем славен Ионинский монастырь в наши дни и что составляло его славу при жизни преподобного Ионы, это нескончаемые духовные труды братии. Святой старец в беседах с иноками уподоблял монастырь лопате, которой Вседержитель выгребает из адского мрака людские души. Влияние же самого настоятеля простиралось далеко за стены монастыря. Таков был результат его деятельности на поприще старчества — самого высшего монашеского подвига.
Беды, постигшие обитель после революции
С приходом к власти большевиков начались для монастыря тяжёлые времена. В 1918 году планировались обширные строительные работы на участке, где расположен Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Для реализации проекта предполагался снос монастырских построек. Но, как и в прежние годы, спасло заступничество Пресвятой Богородицы — на месте будущих работ произошли обвалы земли, вызванные наличием на всей территории подземных галерей. Участок признали непригодным для строительства, обитель была спасена.
До революции на территории, которую занимал Троицкий Ионинский монастырь, было предпринято строительство самой высокой в России колокольни. Высота её должна была достичь 110 метров. Но в первый же послереволюционный год ещё не завершённая постройка была разрушена взрывом. Разумеется, о восстановлении её речи быть не могло. Вскоре начались репрессии в отношении насельников обители. Был отправлен за решётку настоятель архимандрит Филарет. Опустевшие монастырские помещения долгие годы использовались новой властью в хозяйственных целях.
В короткий период с 1942 по 1949 годы монастырская жизнь была восстановлена, но затем на долгие сорок лет снова прервана. Часть монахов стали насельниками других монастырей, а часть была вынуждена скрываться, спасаясь от преследования богоборческой власти.
Возрождение обители
И только с наступлением перестройки начал своё возрождение Ионинский монастырь. Служба, которая столько лет не проводилась в его стенах, стала наконец реальностью нового времени. И хотя само здание храма было закрыто, её проводили прямо на паперти. Хор Ионинского монастыря пел под открытым небом и в дождь, и в лютый мороз. Огромный труд по восстановлению обители лежит за плечами монахов и мирян. Сейчас храм в своей первозданной красоте поражает глаз красотой росписи стен и декоративным оформлением.
Как и в прежние годы, открыли свои двери для всех желающих и воскресная школа, и курсы катехизации, и ещё многие полезные и нужные учреждения. Особое внимание уделяется работе с молодёжью. Молодёжка Ионинского монастыря (так её здесь называют) — это духовные беседы за чашкой чая, проводимые каждую неделю. Их значение в христианском воспитании молодых людей трудно переоценить.
Монастырь ждёт своих гостей
Под своим гостеприимным кровом рад принять людей всех возрастов возрождённый Ионинский монастырь. Как доехать к нему? Можно воспользоваться троллейбусом или маршрутным такси №14. Они идут прямо от Киевского железнодорожного вокзала. Пунктом назначения будет конечная остановка — «Ботанический сад». Если добираться собственным транспортом, то маршрут легко подскажет вам схема городских магистралей.