На мысу, образованном поймами рек Бабарынки и Туры, в начале XVII века был основан первый в Тюмени Свято-Троицкий монастырь. Он известен как один из старейших и красивейших архитектурных ансамблей Сибири. Закрытый в годы атеистического лихолетья и тем самым разделивший судьбу большинства российских обителей, монастырь возродился к жизни лишь благодаря веяниям новых посткоммунистических времён.
- Благое деяние старца Нифонта
- Начало строительства монастыря
- Возведение нового храма
- Дальнейшее расширение обители
- Монастырская жизнь в XVIII и XIX столетии
- На пороге мрачных времён
- Период разорения обители
- Годы войны и период последующего восстановления хозяйства
- Первый настоятель возрождённой обители
- Главные святыни обители
Благое деяние старца Нифонта
Первое упоминание о Тюменском Свято-Троицком мужском монастыре содержится в грамоте, датированной 1621 годом и направленной из Казанского приказа, входившего тогда в число высших государственных органов России, сибирскому воеводе. В ней приказной дьяк сообщает о том, что, по его сведениям, пятью годами ранее некий старец Нифонт заложил в Тюмени монастырь, а местом для него избрал речной мыс неподалёку от Ямской слободы.
Этим сообщение и ограничивается, но при всей своей скупости позволяет предельно точно установить год основания Свято-Троицкого монастыря, который в течение первого столетия своего существования именовался Спасо-Преображенской обителью. Это произошло потому, что первую, возведённую в 1622 году на территории монастыря деревянную церковь, освятили в честь одного из важнейших библейских событий, которым стало Преображение Господне. Её создателем был мастер Корнелий Хорев.
Начало строительства монастыря
История сохранила для нас имена и других строителей, таких как инок Иона Лихарёв, принявший до этого постриг в знаменитом Кирилло-Белозерском монастыре, и старец Онуфрий – выходец из Новгородской Антониевой обители. Их же усилиями были возведены братские кельи и некоторые хозяйственные сооружения.
На это богоугодное дело строителей благословил первый настоятель монастыря – игумен Авраамий, прибывший в Тюмень из Ростова Великого. Важную роль в становлении монастыря сыграло покровительство, оказываемое ему царём Михаилом Фёдоровичем. По его повелению, монахам была назначена руга – денежное содержание, выплачиваемое казной, а также предоставлены обширные рыбные ловли.
Возведение нового храма
В 1705 году в Тюмени произошёл сильный пожар, охвативший весь город и уничтоживший большинство построек. В огне погибла и единственная монастырская церковь. Наученные горьким опытом тюменцы обратились через своего митрополита Филофея (Лещинского) к Петру I с просьбой дозволить им, вопреки существовавшему запрету, построить на месте сгоревшей Свято-Преображенской церкви каменный храм. Проблема состояла в том, что государевым повелением в те годы дозволялось строить каменные сооружения только в молодой столице государства – Санкт-Петербурге и ещё нескольких городах, в число которых Тюмень не входила.
Высочайшее дозволение было получено, и на собранные всем миром средства в 1708 году на территории монастыря началось возведение каменной церкви. Работы, непосредственный контроль над которыми осуществлял всё тот же митрополит Филофей, продолжались в течение семи лет, а по их завершении новых храм был освящён в честь Пресвятой Троицы, отчего обитель с той поры стала именоваться Свято-Троицким монастырём Тюмени.
Дальнейшее расширение обители
Любопытно отметить, что сей благочестивый Филофей после завершения строительства оставил занимаемую им митрополичью кафедру и, приняв схиму, намеревался провести остаток жизни в стенах покровительствуемой им обители, но долго пребывать в праздности не смог. Возобновив через два года архиерейское служение, он стал инициатором постройки на территории монастыря ещё одной каменной церкви, освящённой на этот раз в честь преподобных Зосимы и Савватия.
Когда же 1722 году государь отменил запрет на повсеместное строительство в России каменных сооружений, тюменский архиерей инициировал возведение ещё одного каменного монастырского храма в честь Петра и Павла. Работы над ним были непомерно затянуты и закончились лишь через три десятилетия после его кончины, последовавшей в 1727 году. Одновременно с храмом в тот период строилось здание настоятельского корпуса, и возводились каменные, окружавшие обитель, стены. Однако и эти работы велись весьма неспешно и, начатые в 1724 году, растянулись на 15 лет.
Монастырская жизнь в XVIII и XIX столетии
Сохранился документ XVIII века, именуемый «Духовным штатом», согласно которому за малочисленностью братии Свято-Троицкий монастырь (Тюмень) в тот период был отнесён к самому низшему, третьему классу. Однако это не помешало ему уже к середине следующего столетия занять место среди самых лучших обителей Сибири, встав в один ряд с такими прославленными монастырями Иркутска, как Иннокентьевский и Вознесенский.
В 1842 году Тюмень охватил второй в его истории страшный пожар, также нанесший городу неисчислимый урон. Из монастырских сооружений сильнее всех прочих пострадал храм Петра и Павла. Его пришлось отстраивать заново, что привело к некоторому искажению первоначального облика. Тем не менее после восстановления он продолжал входить в число городских архитектурных достопримечательностей.
На пороге мрачных времён
Так, отсчитав три столетия своей истории, славная обитель подошла к трагическим событиям 1917 года. Менее чем через год после вероломного захвата власти большевиками их правительство издало указ, на основании которого в январе 1923 года Свято-Троицкий монастырь (Тюмень), адрес которого тогда хорошо знали не только боголюбивые горожане, но и многие паломники, приезжавшие из разных городов страны, был упразднён.
Впрочем, нововведения тогда коснулись всех сторон жизни. На плане города, в частности, появилась Коммунистическая улица, прежде именовавшаяся Большой Монастырской и подходившая к самым вратам некогда процветавшей, а ныне разорённой, но, к счастью, не разрушенной обители.
Период разорения обители
Десятилетия, последовавшие после закрытия монастыря, можно назвать периодом его «хождения по мукам». Впрочем, такое определение вполне соответствует историческому пути всей России после прихода к власти её «народа богоносца», как наивно называл его Лев Толстой.
В первые годы настоятельский корпус, а также ряд иных монастырских построек были отданы для размещения в них материалов губернского архива. Далее на территории бывшей обители попытались создать комплекс объектов культурно-массового назначения, а поскольку советская культура была несовместима с религиозным дурманом (выражение бывшее в ходу у воинствующих атеистов), то, не задумываясь, уничтожили ценный исторический памятник – могилу митрополита Филофея (Лещинского), о благих начинаниях которого рассказывалось выше. Его останки, извлечённые из захоронения, передали в городской антирелигиозный музей, размещавшийся в помещении Благовещенского собора, также упразднённого и взорванного летом 1932 года по решению городской партийной организации.
Годы войны и период последующего восстановления хозяйства
После нападения фашистов на нашу страну вся территория бывшего Свято-Троицкого монастыря была передана в распоряжение штаба Тюменского гарнизона для размещения на ней военнослужащих, проходивших обучение перед отправкой на фронт. Однако годы военного лихолетья не нанесли обители столь большого урона, как последовавший за ними период мирной жизни.
В 1946 году городу потребовались очистные сооружения, и для их строительства власти выделили участок на территории бывшего монастыря, для чего пришлось взорвать три уцелевшие до той поры церкви: Петро-Павловскую, Зосимы и Савватия, а также возведённую в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Фото монастыря, сделанное в те мрачные годы, приведено выше.
Монастырь, некогда славившийся своей красотой, от полного уничтожения спасло лишь постановление Совета Министров РСФСР «Об охране памятников архитектуры». В 1949-1950 гг. городские власти провели его капитальный ремонт, а ещё через 10 лет монастырь, а точнее, всё, что от него осталось, было передано в ведение областного управления культуры.
Первый настоятель возрождённой обители
Истинное же возрождение монастыря началось лишь с началом перестройки. В 1995 году его настоятелем был назначен тогда ещё архимандрит, а ныне епископ Тихон (Бобов). На личности этого человека хочется остановиться особо, поскольку он внёс неоценимый вклад в становление духовной жизни современной Тюмени.
Родившись 12 сентября 1954 года в Первоуральске, Виктор Дмитриевич Бобов (таково его полное имя) рано ощутил в себе тягу к религии, и по достижении совершеннолетия принял святое крещение. Однако в те годы он ещё не думал о том, чтобы посвятить служению Богу всю свою жизнь, и в 1973 году поступил в зооветтехникум, а по окончании его стал студентом Московской ветеринарной академии.
Получив диплом, Виктор Дмитриевич работал в одном из научно-исследовательских институтов столицы и в 1989 году защитил докторскую диссертацию. Перспективному учёному пророчили блестящую карьеру, но неожиданно для всех он принял монашеский постриг с именем, взятым им в честь святителя Тихона Задонского. С этого периода началось его беззаветное служение Церкви. Будущий епископ Тихон с честью прошёл все ступени роста, начав рядовым иноком и в 2013 году облачившись в архиерейскую мантию. Его фото приведено ниже.
Главные святыни обители
В 1996 году Свято-Троицкий монастырь (Тюмень) был, наконец, возвращён Церкви. После целого ряда восстановительных и реставрационных работ, проводившихся при непосредственном участии его настоятеля архимандрита Тихона, в июне 2003 года было совершено первое после долгих десятилетий «мрака и запустения» богослужение. С этих пор, возрождённая обитель вновь вошла в число ведущих духовных центров не только Тюмени, но и всей Сибири.
Особым почётом у верующих пользуются иконы Свято-Троицкого монастыря, среди которых особо выделяется Иерусалимский образ Божьей Матери. Его обитель получила в дар от православной паломнической общины Израиля, делегация которой посетила Тюмень в 2000 году. Изготовленная, и освящённая во Святой Земле, она является благословением, полученным от Иерусалимского патриарха Феофила.
Другой не менее почитаемой святыней являются мощи святителя Филофея, являвшегося во дни земной жизни Митрополитом Тобольским. Его нетленнные мощи, осквернённые некогда большевиками, о чём рассказывалось выше, были обретены чудесным образом в 2006 году и ныне покоятся в Свято-Троицком соборе монастыря.
Кроме того, многие паломники, приезжающие в Свято-Троицкий монастырь, расположенный по адресу Тюмень, ул. Коммунистическая, 10, спешат поклониться Кресту с частицей Животворящего Древа Господня, а также чудотворной иконе священномученика Гермогена, епископа Тобольского. Эти две святыни также хранятся в его возрождённых стенах.