В 2000 году, после многолетнего перерыва, был возрождён к иноческой жизни Успенский мужской монастырь (Красноярск). Отзывы побывавших в нём единодушно свидетельствуют о той радости, которую принесло зримое свидетельство того, что вопреки всем тяготам, обрушившимся на Православную Церковь в XX веке, она сумела выстоять и возродить в себе монашество – высшую форму служения Богу.
- Обеспокоенность Красноярского владыки
- Смутьяны и их пагубное влияние
- Мудрое решение
- Начало строительства монастыря
- Бюрократические проволочки
- День ликования и торжеств
- Отступничество Городской думы
- Последнее десятилетие благодатного XIX века
- В преддверии грядущих бедствий
- Под властью богоборцев
- Веянья нового времени
- Успенский мужской монастырь (Красноярск): как проехать и часы работы
Обеспокоенность Красноярского владыки
В декабре 1873 года глава Красноярской епархии обратился в Городскую думу с просьбой о предоставлении земельного надела с целью создания на нём иноческой обители. Поводом для этого послужило возросшее влияние на жителей края со стороны многочисленных ссыльных, проживавших как в самом Красноярске, так и в его окрестностях.
Смутьяны и их пагубное влияние
Это были и преследуемые властями раскольники-старообрядцы, ссылавшиеся туда с середины XVII века, и декабристы, отбывшие срок каторги, но лишённые права возвращения в Центральную часть России, и поляки, оказавшиеся в Сибири как участники восстания 1863 года. Последнее же пополнение состояло из членов антиправительственной организации «Земля и воля».
По мнению духовенства, они оказывали на жителей края самое пагубное влияние, в результате которого, как пишет в своём обращении к городскому голове епископ Антоний, среди простых жителей укоренилось недопустимо вольное обращение с представителями власти, нарочитая гордость, а также несдержанность в гневе и непокорность. Владыка отмечает, что в жителях края житейская смётка и практицизм стали уживаться с самыми тёмными предрассудками, в результате чего повсеместно укореняется безверие и нигилизм.
Мудрое решение
Решение проблемы почтенный архиерей видел в создании мощного религиозного центра, способного противостоять духовному распаду, наблюдавшемуся в народе. Этой цели и должен был послужить, по его мнению, Свято-Успенский монастырь (Красноярск), для создания которого требовался достаточно обширный участок земли, о котором шла речь в его обращении к гражданским властям.
Городская дума отнеслась к инициативе епархиального владыки с сочувствием и, удовлетворив его просьбу, выделила надлежащий участок на берегу Енисея, в районе села Плотбища. Был также создан и Строительный комитет, взявший на себя труды по изысканию средств на проведение необходимых работ. В скором времени сумма 21 320 рублей была собрана исключительно за счёт добровольных пожертвований горожан.
Начало строительства монастыря
Когда этот важнейший этап всего предприятия был завершён, сквозь лесной массив проложили дорогу от города к месту, где должен был строиться Свято-Успенский монастырь (Красноярск). Затем на берегу Енисея возвели главное здание обители с примыкавшей к нему церковью, летние архипастырские покои и братские кельи. Кроме того, построили ряд хозяйственных помещений, в которых разместились погреба, амбары, сеновалы, сушильни и конюшни. Не забыли и об учебных классах, в которых должны были обучаться дети из бедных семей.
Поскольку главное здание монастыря предполагалось возводить из камня, а средств на привлечение к этому профессионального архитектора недоставало, решили обойтись собственными силами, и работу по составлению проекта будущей постройки превосходно выполнил свой же иеромонах Зосима. Вразумлённый Господом, он столь блестяще справился со своей задачей, что заслужил высшую оценку комиссии, приехавшей по завершении работ в Свято-Успенский монастырь (Красноярск).
Бюрократические проволочки
Но строительство главного здания было лишь началом великих трудов по созданию обители, и на этом пути встретилось немало трудностей, связанных главным образом с медлительностью и волокитой чиновников. Помощь же и поддержку он получал, как это всегда бывало, от благотворителей, щедро жертвовавших средства и использующих для решения текущих проблем своё влияние и связи. Известно ведь, что на святой Руси для успеха любого начинания, кроме Божьего благословения, требуется и дозволение высокого начальства.
День ликования и торжеств
Наконец, настал долгожданный день 15 мая 1879 года, когда из Санкт-Петербурга прибыл высочайший указ, на основании которого Успенский мужской монастырь в Красноярске получил официальный статус. По этому случаю состоялись торжества, в которых приняли участие, кроме епархиального духовенства, представители всех слоёв общества, включая и простонародье, имевшее несчастье подпасть под влияние ссыльного элемента и дать тем самым повод для постройки обители.
В тот день под несмолкаемый перезвон колоколов всех городских церквей многотысячный крестный ход направился по недавно проложенной сквозь тайгу дороге к обители, отмечавшей своё рождение. В главном её храме – Успенском соборе — состоялась торжественная литургия, после которой духовенство и высшее гражданское начальство были приглашены в кельи настоятеля на подобающую этому случаю трапезу. Отобедав «чем Бог послал» и возблагодарив Всевышнего, они покинули Свято-Успенский монастырь (Красноярск) и в прежнем порядке, то есть крестным ходом с хоругвями и иконами, возвратились в город.
Отступничество Городской думы
Но известно, что враг рода человеческого не упускает случая изгадить любое доброе дело, творимое во славу Божью. Вот и в этот раз он ожесточил сердца местной интеллигенции, а заодно и городского головы, посеяв в них плевелы губительного влияния ссыльных революционеров – безбожников и нигилистов.
Вняв его наущению, Городская дума отказалась финансировать дальнейшее строительство, в результате чего Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск) остался без средств. Положение спасли лишь простые крестьяне, о чьём моральном падении так скорбел епископ Антоний. Именно на их добровольные пожертвования и удалось довести до конца строительство Божьей обители.
Последнее десятилетие благодатного XIX века
С тех пор и до переломного момента российской истории, наступившего в 1917 году, Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск), фото которого тех лет приводится в статье, пребывал в завидном благополучии. Сохранились данные о его состоянии на 1895 год. Согласно им, в монастыре проживало сорок четыре человека, включая наместника, монахов и послушников.
Им принадлежало двадцать голов крупного рогатого скота, а также земли, когда-то полученные у города и сдаваемые теперь в аренду для хлебопашества и огородничества. Кроме того, известно, что на территории монастыря действовали швейная и сапожная мастерские, хлебопекарня, иконописное училище и школа для бедных.
Вопреки расхожему мнению, монахи, особенно те из них, кто был выходцем из простонародья, не боялись тяжёлого труда. Примером тому может служить несчастье, попущенное Господом в 1888 году. Тогда в результате сильнейшего паводка произошло наводнение, уничтожившее часть монастырских построек, а также единственную ведущую в город дорогу и соединяющие с ним мосты. Оказавшись отрезанными от мира, братия не пали духом, а основательно помолившись, своими силами проложили новый путь прямо через лесную чащобу.
В преддверии грядущих бедствий
В последние годы, предшествовавшие Октябрьской революции, в обители был произведён ряд важных преобразований. На основании полученного от Священного Синода благословения на правом берегу Енисея учредили скит, в который перешли на жительство несколько иноков. Кроме того, при монастыре открыли паломническое училище, рассчитанное на пятьдесят человек, а также приют для нищих и калек. Был произведён и капитальный ремонт большинства сооружений, включая Успенский собор.
Под властью богоборцев
В октябре 1917 года тот самый бес, что смущал когда-то умы красноярской интеллигенции, дождался, наконец, своего часа – пришедшие к власти большевики сразу приступили к конфискации монастырских земель. Правда, сразу сделать это в полном объёме они не успели, так как были оттеснены белогвардейскими войсками, в результате чего установилась власть Временного Сибирского правительства. Однако в 1920 году, когда богоборческая диктатура окончательно утвердилась, враг рода человеческого наверстал упущенное.
В ходе национализации церковных ценностей всё монастырское имущество было отнято у его владельцев. Большинство иноков, проживавших тогда в обители, были вывезены в лес и там расстреляны. На месте, где они сподобились принять мученическую смерть, теперь ежегодно совершаются поминальные молебны и служатся панихиды.
В последующие годы на территории бывшего монастыря, а также принадлежавшего ему скита, был размещён ряд медицинских и учебно-образовательных учреждений, безусловно, нужных, но созданных ценою поругания и разрушения Божьих святынь. Этот грех во всей полноте пришлось искупить и тем, кто разорял обитель, и многим последующим поколениям россиян.
Веянья нового времени
Процесс передачи верующим монастыря, вернее того, что от него осталось, начался в 1992 году, на волне всеобщего прозрения, раскаяния и поспешного возврата к духовным истокам. Инициатором этого благого дела стал глава Краснодарской епархии епископ Антоний (Черемисов), горячо поддержанный местным казачеством и их атаманом В. П. Мастьяновым.
Они направили письмо Главе администрации Красноярского края с просьбой передать в распоряжение епархии участок, на котором некогда размещался Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск), адрес: ул. Лесная, 55а. Одновременно казаки брали на себя обязательство восстановить прежние постройки и создать на базе монастыря военно-спортивный лагерь.
Однако, несмотря на то что большинство чиновников к этому времени уже «уверовали» и с постным видом выстаивали церковные службы, с передачей монастыря они не торопились. Дело затянулось, и лишь вмешательство генерал-губернатора А. И. Лебедя, человека решительного и бескомпромиссного, помогло сдвинуть его с мёртвой точки. Акт передачи был подписан в 2000 году, и на его основании епархия получила принадлежавшую ей когда-то землю и здание, чудом сохранившееся на нём, но имевшее на тот момент 87 % износа.
Успенский мужской монастырь (Красноярск): как проехать и часы работы
В 2012 году на территории монастыря был построен и освящён каменный храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица». В нём проводятся регулярные богослужения, как и в былые годы, привлекающие верующих в Успенский мужской монастырь (Красноярск). Адрес и часы работы храма можно узнать из статьи: сообщаем, что во все дни недели он открыт с 8:00 до 18:30. Находится же он, как было указано выше, по адресу: Красноярск, ул. Лесная, 55а. Проехать к нему можно автобусом № 12 от остановки «Предмостная площадь».
Сообщаем также для тех, кто хотел бы получить какие-либо уточнения, прежде чем посетить Успенский мужской монастырь (Красноярск), телефон: 7 (391) 299-14-12.