Святой равноапостольный князь Владимир — это тот человек, который принес на Русь православную веру. Он долго шел к этой цели. Чтобы склонить людей к новой религии, проводил жесткие кампании, которые в итоге практически полностью искоренили язычество на русских землях.
- Биография
- Путь к христианству
- Новая вера на берегах Днепра
- Распространение христианства в других городах
- Почитание памяти святого князя Владимира
- Иконография
- Святовладимирский храм в Киеве
- Астраханский собор
- Севастопольские храмы
- Утраченный храм
- Храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево
- Отличительные знаки
- Грамотный политик, обращенный в лик святых
Биография
Князь Владимир считался незаконнорожденным сыном Святослава, поскольку его матерью была древлянская княжна Малуша, а не законная жена киевского правителя. Родился мальчик в 963 году. Его воспитанием занимался брат Малуши — Добрыня. В 972 году его посадили на престол Новгорода, поскольку на правление в Киеве он не имел права ввиду своего происхождения.
Но спустя некоторое время началась война между сыновьями Святослава за право восседать в столице. В 980 году будущий святой равноапостольный князь Владимир победил своего брата Ярополка и стал киевским князем. За время своего правления он существенно расширил границы государства, отодвинув их до Балтийского моря и реки Буг. Также он усмирил многие племена, которые не хотели покориться Киеву.
Поскольку Владимир был язычником, он повсюду ставил идолов. Им поклонялись, возле них приносили жертвы, иногда и человеческие. Самый роскошный и богатый пантеон был на киевских горах.
Большая территория, которая находилась под его властью, требовала крепкой руки правителя, иначе она могла снова легко расколоться на части. И в качестве скрепляющей основы Владимир решил поменять в стране основную религию, где был бы один Бог, а не десятки, как в язычестве. Именно вера в единого бога и, по аналогии, в единого правителя могли стать тем, что объединит всех людей на Руси.
Путь к христианству
Когда святой равноапостольный князь Владимир задумался о смене религии в стране, он отправил послов в разные страны, чтобы оттуда пришли проповедники и рассказали ему о своих верах. Владимир Великий принял мусульман, немцев-латинян, иудеев и православных греков. С каждым из них он вел долгие беседы, чтобы понять особенности религии. Он взвешивал все «за» и «против».
Есть данные, что больше всего его впечатлил греческий проповедник, который не только рассказал о Едином Боге, но и в конце беседы показал картину по мотивам библейского Страшного Суда. Чтобы подтвердить правильность своего выбора, князь отправил послов в Константинополь оценить на месте особенности новой веры. Те вернулись полные вдохновением от увиденного: Софийского собора, богатства его убранства, торжественности богослужения, необычных песнопений в храме.
Теперь уже окончательно святой равноапостольный великий князь Владимир решил отдать предпочтение православию и принять крещение, как когда-то сделала его бабка Ольга. Но оставался один политически момент. Он не хотел, чтобы Русь подчинилась грекам. По этой причине он довольно быстро занял их город Херсонес и отправил в Константинополь послов с требованием, чтобы ему в жены отдали царевну Анну. Девушка согласилась при одном условии: она не станет женой язычника.
Вскоре царевна прибыла в Херсонес, где принял крещение святой равноапостольный князь Владимир. А случилось это так. Еще до прибытия своей невесты он ослеп. Поэтому Анна советовала ему не затягивать крещение. В 988 году он совершил этот обряд и после выхода из купели прозрел физически и духовно. После этого со своей женой он отправился в Киев.
Новая вера на берегах Днепра
По возвращению домой святой равноапостольный князь Владимир крестил всех своих сыновей и бояр в источнике, который известен под названием Крещатик. После этого он начал уничтожение языческих идолов. Их рубали, сжигали и топили в реках. Самым жестоким образом он поступил с идолом Перуну. Князь приказал привязать его к хвосту лошади, скинуть с горы и утопить в Днепре. Не всем жителям Киева нравилась такая политика.
Вместе с этим на берегах Днепра корсунские и греческие священники вели активные проповеди, рассказывая о том, что такое христианство. Они говорили о едином Боге, который дарует вечное блаженство тем, кто в него уверует и будет вести праведную жизнь. Так постепенно люди начали верить, что это идеальный для них вариант, ведь многие из них жили далеко не в идеальных условиях. И за мученическое существование они могли получить вечное блаженство.
В один из дней святой князь Владимир-Креститель объявил, что все жители Киева, богатые и убогие, должны явиться на реку для того, чтобы принять крещение. Многие киевляне, следуя примеру бояр и княжеской семьи, решили исполнить его волю. Они собрались на берегу Днепра, куда явился и сам Владимир в сопровождении священников. Люди зашли в воду, неся на руках детей, помогая старикам и калекам. В это время священники и сам князь читали молитвы Богу. Так началось крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром.
Распространение христианства в других городах
Когда земли вокруг Киева приняли новую веру, в 990 году Владимир отправил первого митрополита Михаила с шестью епископами в Новгород. Их сопровождал дядя и наставник князя Добрыня. Они повторили в этом городе киевский сценарий: сначала свергли всех идолов, а Перуна протащили по земле и утопили в реке Волхов. После этого начались проповеди и крещение народа.
Потом Михаил и Добрыня отправились в Ростов с четырьмя епископами. Здесь тоже многие люди приняли крещение, а митрополит построил храм и рукоположил пресвитеров. Но в этом городе долго не получалось полностью искоренить язычество, поэтому первые епископы Федор и Иларион покинули свою кафедру. А вот Леонтий и Исаия, святые епископы, вместе с преподобным архимандритом Амвросием сумели наставить большую часть ростовцев на христианский путь.
Святой князь Владимир, креститель Руси, в 992 году посетил Суздаль, чтобы обратить его жителей в новую веру. Вместе с ним приехали и два епископа. Вместе они убедили народ, и он охотно принимал крещение.
Большое значение в насаждении новой веры имела деятельность сыновей князя, которым он раздал уделы. Они делали все для того, чтобы на подвластных им территориях главной, а порой и единственной, религией было христианство. Так до конца десятого века православие приняли жители Мурома, Пскова, Владимира Волынского, Луцка, Смоленска, Полоцка. Также эту веру приняли вятичи.
Но, невзирая на то, что святой равноапостольный великий князь Владимир прилагал немалые усилия для распространения новой веры, христианство сосредоточилось в основном в окрестностях Киева и по водному пути из столицы в Новгород. Но именно эта религия, как и предполагал князь, стала тем, что объединило разные племена в единое государство. Так, крещение святого князя Владимира стало не только примером для преданных ему людей, но и важным политическим решением, которое укрепило Киевскую Русь. Кроме того, вслед за славянами новую веру принимали и соседние им племена. Православие постепенно распространялось на территории Восточной Европы.
33 года сидел на киевском престоле святой князь Владимир Великий, из них 28 лет он жил с верой Христовой. Умер 15 июля 1015 года. Похоронен рядом со своей женой Анной в Десятинной церкви.
Празднование и почитание памяти святого равноапостольного князя Владимира началось после того, как Александр Невский победил шведских крестоносцев 15 июля 1240 года. На эту битву он пошел после молитвы святому Владимиру (крещенному Василием). Именно его заступничество и помогло одержать победу.
Почитание памяти святого князя Владимира
Точных данных о том, когда именно канонизировали святого равноапостольного князя Владимира-Крестителя нет. Но уже практически после смерти его стали отождествлять с апостолом Павлом. По некоторым источникам, до двенадцатого века он не был причислен к лику святых. Поэтому официальной датой почитания его считается именно средина тринадцатого века, что часто связывают именно с Невской битвой.
В 1635 году из руин Десятинной церкви удалось достать мощи святого. Традицию поклонения им основал киевский митрополит Петр Могила. Сегодня они хранятся в Киево-Печерской лавре.
В 1853 году началось строительство храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, который был освящен через 46 лет. В честь празднования 900-летия крещения Руси Святейший Синод выдал указ о почитании его памяти 15 (28) июля. Эта же дата стала поводом для возведения ряда Князь-Владимирских храмов в Российской Империи.
Святой князь Владимир, креститель Руси, почитается не только православной церковью, но и католиками. Это связано с тем, что годы его жизни выпали на времена до раскола церкви (1054 г.).
Этому историческому деятелю и святому установлены памятники в разных городах России и Украины, он изображен на украинских деньгах, есть несколько марок с его портретом. В разных населенных пунктах есть улицы, названные в его честь.
Иконография
Как и другим святым в православии посвящена икона и святому равноапостольному князю Владимиру. Первые из них начали появляться примерно в пятнадцатом веке. Как правило, святой изображается на них либо в полный рост, либо до пояса. Он всегда облачен в княжеские одежды и с венцом на голове. В правой руке у Владимира крест, а вот левая может отличатся. На одних образах он держит свиток с молитвой, на других — меч как символ защиты государства.
Немного реже встречаются иконы, где изображен князь и равноапостольная святая княгиня Ольга, которая одной из первых приняла крещение. Сегодня практически в каждом храме есть образ святого Владимира. Также встречаются варианты не только рисованные, но и вышитые, резные, выжженные на дереве. И не важно, как именно сделана икона, если на ее создание мастера благословил священник, а потом освятил готовый результат работы.
Перед иконой святому равноапостольному князю Владимиру просят исцеления от болезней, особенно связанных с глазами, ведь и сам князь чудесным образом обрел зрение после крещения. Также святой является защитником государства. Поэтому ему молятся о сохранении мира в стране, об устранении в ней внутренних проблем, об укреплении веры как отдельно взятого человека, так и всех соотечественников. Вот короткая молитва святому равноапостольному князю Владимиру, крестителю Руси:
Святой угодник Божий, премудрый князь Владимир! Не обойди вниманием мольбы наши, умоли Господа о нас, дабы не прогневался он за грехи наши, вольно или невольно совершенные, но удостоит милосердия Своего и прощения, дабы могли мы удостоиться Спасения и Царствия Небесного. К Тебе, всемилостивый, взываем: упаси от врагов видимых и невидимых, от наветов дьявольских и человеческих, от недугов телесных и душевных. Не оставь своим покровительством в делах, во благо человеческое совершаемых. Во веки веков славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.
Но все служители церкви утверждают, что если есть необходимость, не обязательно обращаться к святому с конкретной молитвой. Желания и помыслы можно выражать и своими словами. Главное, чтобы это было искренне и от всей души. Тогда такая молитва точно будет услышана.
Святовладимирский храм в Киеве
Как упоминалось ранее, к годовщине крещения Руси Священный Синод решил построить храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. 12 июля 1853 Николай I утвердил доклад о необходимости этого мероприятия. Было принято решение, что храм будет воздвигнут исключительно на пожертвования.
Архитектор Иван Шторм к 1859 году закончил чертежи будущего строения в неовизантийском стиле. Но пожертвования на строительство храма собирались медленно, а площадка для его возведения была небольшого размера. Поэтому Павел Спарро переделал проект, убрав боковые нефы и оставив семь куполов вместо тринадцати.
В 1862 году в присутствии духовенства были заложены первые кирпичи храма. За четыре года он был возведен до куполов. Но неожиданно стены и балки перекрытий дали трещины. Стало очевидно, что ставить купола нет смысла, ибо вместе с ними храм точно рухнет. Как выяснила срочно собранная строительная комиссия при участии И.Шторма, при переделке плана было допущено ряд ошибок в математических расчетах.
Практически на десять лет строительство заморозили. Но Александр II во время своего визита в Киев в 1875 году был крайне взволнован тем, что храм так и оставался недостроенным. Он поручил завершить работы в кратчайшие сроки. Для этого из Петербурга приехал Рудольф Бернгард, который сделал новые расчеты и решил укрепить треснувшие стены с помощью боковых нефов и контрфорсов.
Еще восемь лет понадобилось, чтобы завершить строительство. Но вместе с его окончанием встал новый вопрос — оформление. Большинством членов комиссии и священнослужителей было принято решение о создании внутреннего убранства, соответствующего временам правления князя Владимира. Окончательный проект отделки был создан Адрианом Праховым. Но утверждался он «не без боя». В конечном итоге для его реализации были приглашены многие известные в то время художники: В. Васнецов, М. Нестеров, В. Котарбинский и др. У всех были надежды на то, что к июлю 1888 года отделочные работы будут завершены. Но этого не произошло. Поэтому освящение храма состоялось только в сентябре 1896 года при участии императорской семьи и самого Николая II.
Сегодня же это кафедральный собор святого равноапостольного великого князя Владимира, который находится под управлением Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Астраханский собор
Киев был не единственным городом, где в честь 900-летия крещения Руси решили возвести храм Владимира Великого. 8 июля 1888 года Городская Дума Астрахани приняла такое же решение. В сентябре 1890 года на заседании специальной комиссии был утвержден проект будущего храма, а через пять лет началось его фактическое строительство. Интересный факт состоит в том, что в фундамент была заложена и табличка, на которой указывались причины, по которым было принято решение возвести этот собор.
Строительные работы проходили под руководством астраханского архитектора Кожинского. В 1902 году, как раз к 300-летию основания Астраханской епархии, храм был полностью завершен и освящен.
Во время революции и правления коммунистической власти храм серьезно пострадал. Из-за переделки его в автостанцию были полностью уничтожены внутренние росписи и фрески. Только в 1998 году было принято решение о его полном восстановлении в первозданном виде. В 2001 году епископ Ионой освятил новые колокола. Сегодня храм святого Владимира в псевдовизантийском стиле является неотъемлемой частью архитектурного образа Астрахани.
Севастопольские храмы
На Крымском полуострове есть 2 храма, посвященные святому Владимиру. Возведение их связано с упомянутой ранее годовщиной крещения Руси. Впервые идею таким способом почтить память князя озвучил вице-адмирал А. Крейг. Но так случилось, что таких соборов на территории Севастополя появилось два.
В 1827 году на руинах Херсонеса начались раскопки для поиска места, где был крещен Владимир. Эта экспедиция оказалась успешной. Археологам удалось найти останки крестообазной базилики святого Василия. Ее и решили сделать основой для строительства нового храма. Так хотели восстановить то место, откуда христианство пришло на русские земли.
Архитектор Д. Гримм создал проект в неовизантийском стиле. Строительство храма началось в 1861 году и продолжалось 30 лет. Деньги для реализации проекта поступали только за счет пожертвований. К 1888 году завершить внутренние отделочные работы не удалось. Поэтому к торжественной дате решено было освятить нижнюю церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А уже в октябре 1891 года освятили и верхний Князь-Владимирский храм.
В 1859 году из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге была передана частичка мощей святого Владимира. Ее по завершению строительства поместили в нижней церкви, ближе к руинам базилики святого Василия.
Во времена Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Сначала в него попал крупнокалиберный снаряд. Но храм выстоял. Немецкие оккупанты использовали его в качестве склада для исторических ценностей, которые они хотели вывезти из Херсонеса. Но им планам не суждено было осуществится. Севастополь был освобожден 9 мая 1944 года. Во время отступления немцы подорвали храм. После взрыва устояли лишь 2/3 строения.
Работы по восстановлению собора начались лишь в конце прошлого столетия, но шли довольно вяло. Лишь в 2001 году был готов проект по воссозданию внутренней живописи. За год художники из Крыма, Киева и Санкт-Петербурга завершили роспись собора. В 2004 году освятили главный престол храма.
Второй собор в Севастополе появился тоже с подачи А. Крейга. Он хотел построить храм в Херсонесе, но адмирал М. Лазарев в 1842 году выразил свое беспокойство малым количеством православных церквей в самом Севастополе. Поэтому новый собор решено было возвести в центре города. Строительство началось только в 1854 году. К тому времени адмирал не дожил. Поэтому было принято решение похоронить его в склепе на месте будущего храма.
К началу осады Севастополя во время Крымской войны удалось построить только фундамент. На защитных бастионах погибли адмиралы П. Нахимов, В. Корнилов и В. Истомин. Их также похоронили в склепе под будущим собором.
После войны строительные работы возобновились. Но был переделан проект из русско-византийского храм стал неовизантийским. Освящение собора состоялось в 1888 году.
В 1931 году собор закрыли, открыли склеп и уничтожили останки. Во время ВОв храм подвергся серьезным разрушениям. Лишь в 91 году прошлого столетия специальная комиссия исследовала склеп и нашла в нем только кости, которые через год торжественно перезахоронили. В 2014 году храм святого равноапостольного великого князя Владимира снова освятили. В народе он называется Усыпальница адмиралов. Всего в нем похоронено 11 человек, о чем свидетельствуют памятные доски на стенах собора.
Утраченный храм
В Воронеже в 1888 году тоже заговорили о строительстве храма святого Владимира. Но в силу разных обстоятельств, подготовительные работы начались только через два года. С местом определились еще через четыре. Во время подготовки котлована были обнаружены два полуразрушенных колодца. Поэтому место строительства решили перенести.
Это был масштабный проект. Деньги на его реализацию собирались отовсюду, в местной газете давали отчет о ходе строительства, печатали имена меценатов. Завершить храм удалось только в 1909 году. Еще восемь лет велись работы по внутренней отделке. Освятили собор только в 1918 году. Но ему не суждено было долго просуществовать. Его в том же году национализировали, имущество описали, а само строение начали использовать в качестве зернохранилища.
В 1931 году исполком Центрально-Черноземной области принял решение снести собор по причине якобы появившихся трещин на стенах. Однако документально этот факт не подтвержден. Под него заложили динамит и с помощью взрыва уничтожили с первого раза. На месте храма разбили Комсомольский сквер.
Но жители помнят это величественное строение, которое называют последним масштабным проектом Российской Империи. Это был пятикупольный храм в византийском стиле, названный в народе собором не по сути, а по внешнему виду. Сегодня его очень напоминает Благовещенский собор. А рядом со сквером строится церковь в честь Рождества Христова, которая должна стать памятью о разрушенном храме.
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево
Описанные ранее соборы и церкви были построены в 19-20 веках. Но и в наши дни верующие почитают святого Владимира. Например, в Новогиреево уже выделен участок для возведения нового храма. На нем в 2014 году построена временная деревянная церковь в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. В ней проводятся регулярные богослужения и действует церковная община, реализовывая разные духовные проекты.
Само строительство храма находится сейчас на стадии подготовки площадки со всеми разведывательными работами. Параллельно с этим создается проект будущего сооружения. Эти работы идут довольно медленно, поскольку финансируются они исключительно за счет пожертвований. Ни из государственного бюджета, ни из местной казны на строительство деньги не выделялись и выделяться не будут. Поэтому трудно сказать, когда именно появится новый храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево и как он будет выглядеть. Но можно утверждать, что с Божьей помощью и усилиями мирян проект таки будет реализован.
Отличительные знаки
Не только церквями и памятниками почитали святого Владимира. В его честь учреждено и два ордена. Первый из них принадлежит инициативе Екатерины II. В 1782 году она учредила награду для того, чтобы отмечать людей за заслуги перед Империей. Он был четырех степеней. Кавалером мог быть не только представитель старших воинских чинов, но и младшие чины и даже гражданские. Количество выдаваемых орденов не ограничивалось. В некоторых исторических периодах данный орден ценился чуть меньше, чем такой же по степени св. Георгия. Вручали их за особые воинские заслуги и подвиги.
Капитульным храмом ордена являлся Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге. Его вручали вплоть до 1917 года. Самыми известными кавалерами были А. Суворов, А.Голицын, Г. Потемкин, Н. Репин, Николай II.
Орден святого равноапостольного князя Владимира — второй по старшинству и старейший в РПЦ орден, которым награждаются за верность и праведное служение церкви. Был основан в 1958 году. Имеет 3 степени. До 1961 им награждали только иностранцев за преданное служение христианской вере. Отличительной особенностью ордена является то, что его могут вручить не только служителям культа, но и духовным учреждениям, соборам, семинариям.
Чтобы стать кавалером, необходимо это действительно заслужить, ведь старше его в РПЦ только Орден святого Андрея Первозванного с алмазной звездой, который считается самой высшей заслугой.
Грамотный политик, обращенный в лик святых
Житие святого равноапостольного князя Владимира говорит нам о том, что он вел не всегда праведную жизнь. Но его искреннее покаяние и заслуги перед христианской верой переоценить трудно. Решая вопрос о новой религии для своей страны в далеком 988 году, князь Владимир даже не подозревал, как повлияет не только на жизнь всех, кто называл и называет Русь своей родиной, а и на всю политическую карту мира. Он принес христианство в свою страну, объединив тем самым все дикие народы, которые исповедовали разные варианты язычества.
Да, само крещение Руси прошло не совсем гладко. Еще несколько десятилетий после его многие противились новой вере. Были сожжены храмы и убиты священники. Но вместе с христианством на наши земли пришли культура и образование. При храмах и монастырях переписывались, а позже и печатались книги, появились церковно-приходские школы, которые существенно увеличили процент грамотных людей. Особенная роль новой религии состоит и в том, что начало развиваться искусство: строительство храмов, их внешнее и внутреннее оформление требовало поиска новых форм и методов.
Сегодня мы почитаем его в день святого равноапостольного князя Владимира — 28 июля по новому стилю. И хотя он был персоной не однозначной, роль этого человека в развитии всей Руси переоценить сложно. Ведь он продолжил дело своего отца, расширил и укрепил границы государства, сделал его самым влиятельным на территории Европы периода Раннего Средневековья. Поэтому о нем не забывают и сегодня, посвящая новые произведения искусства, чтя его светлую память и вклад в то, какими мы стали сегодня.