По правде говоря, крестить славян начали еще ученики Господа нашего Иисуса Христа. По легенде, апостол Андрей Первозванный прибыл на корабле в дельту Дуная. В честь этого события в Вилково (Одесская область) возведен памятник. От дунайских плавней и к северо-востоку начал Андрей свое пастырское служение. Он крестил водой и Духом Святым, отпуская грехи. Так среди подавляющего языческого населения стали зарождаться христианские общины. Они были так немногочисленны, что летописи попросту не упоминают о них. Крещение Руси, значение которого трудно переоценить, произошло спустя почти тысячу лет после апостола Андрея.
Как это было по легенде
Исторический письменный источник «Повесть временных лет» упоминает, что киевский князь Владимир Святославович долго колебался, какую принять веру. Волжские булгары предлагали ислам, хазары – иудаизм, а легат римского Папы – католицизм. Все эти религии были отвергнуты князем. Предпочтение киевский владыка отдал греческому образцу христианства. Поэтому крещение Руси значение имело в первую очередь для патриарха Константинопольского, власть которого от этого акта простерлась далеко на север.
Как это было в реальности
Загнав без долгих разговоров свой народ в воды Днепра, киевский князь Владимир вознес такую молитву: «Великий Боже, Творец неба и земли! Призри на этих новых верных и утверди в них веру правую. А мне помоги, Господи, против врага-супостата. На Тебя надеясь, да побежу все козни его!». Под супостатом князь подразумевал Варду Фоку. Именно для подавления мятежа последнего византийские правители Константин VIII и Василий II Багрянородные искали военных союзников. Владимир же выдвинул условие своего участия в вооруженной авантюре: руку царевны Анны. Это было страшным унижением для цезарей, но деваться им было некуда. Их встречным требованием было принятие христианства самим Владимиром и крещение Руси. Значение этого акта на тот момент было чисто политическим.
Когда это произошло
В «Повести временных лет» указана точная дата – 6496 лето Господне от сотворения мира. В переводе на современное исчисление это 988-й год. Данное событие отображено и в византийских хрониках. Годом ранее Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг отправил в Киев отряд духовенства, на который возложил миссию – крещение Руси. Значение – принятие христианства – на тот момент было оттеснено на задний план. На повестке дня стоял вопрос вступления Киева в войну против «супостата» Фоки. Поэтому князь, да и приезжее духовенство не тратили излишних усилий для просветительской работы. Христианство для русского люда было спущено, как правительственный указ, «сверху».
Историческое значение крещения Руси
Такая поспешность в акте веры и, главное, навязывание чужеземного культа не могли восприниматься людьми положительно. Языческие боги, культ предков, духи природы – всё это жило в сознании народа. Низложение идолов и разорение капищ воспринималось как трагедия. Деревянную статую Перуна по приказу греческого духовенства сбросили в Днепр, а люди бежали по берегу, крича: «Выдубай!» (выплывай). Там, где идола прибило к берегу, высится район Выдубычи. Языческие верования оказались практически неискоренимыми. И вскоре православные священники смирились с этим, и даже возглавили это полухристианство. Крещение Руси значение имело при возникновении удивительного феномена – двоеверия. Приняв догмы и теологию христианства, славянский народ вплел языческие обряды во все религиозные праздники.