«В чем застану, в том и сужу»: Великий Вторник

Началась Страстная Седмица, и я предлагаю тем,кто будет в интернете посмотреть подборку картин западных и наших художников,икон и послушать песнопения ,посвященные  притчие о Десяти Девах…

Великий Вторник.

Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь

Се Жених грядет в полунощи, /

и блажен раб, егоже обрящет бдяща: /

недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. /

блюди убо душе моя, /

не сном отяготися, /

да не смерти предана будеши, /

и Царствия вне затворишися, /

но воспряни зовущи: /

Свят, Свят, Свят еси Боже, /

Богородицею помилуй нас.

«Се Жених грядет в полунощи…»

— эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию.

Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной.

Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь.

«В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь.
Текст этого песнопения вдохновлен христианской притчей о десяти девах: половина из них дождались жениха, бодрствуя и будучи готовы к великой встрече.

Других же желанная весть застала врасплох, они спохватились лишь в последний момент, когда уж поздно было что-либо изменить, и потому остались ни с чем.
Смысл этой притчи в призыве к постоянному бодрствованию души, к отрицанию душевной лености и вялости. Как сказано в Писании: бодрствуйте,потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим.

Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии.

Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства.

Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас.

Липгарт Эрнст Карлович. Притча о мудрых и неразумных девах

«Hallelujah» RUSSIAN ORTHODOX CHURCH MUSIC «

Когда придет Он, в какой год и день, в какую пору и час? Опять тайна для всех. «О дне… и часе том, – сказал Сам Он, – никтоже весть, ни Ангели небеснии» (Мф. 24:36). И вот, эта-то глубокая неизвестность составляет ту таинственную полночь, в которую, как говорится в рассматриваемом нами песнопении, Жених придет, ибо полночь у нас есть такое время, когда прекращаются не только все дела, но и все ожидания, и люди, ничего больше не ожидая, предаются сну.

Поскольку таким образом время пришествия небесного Жениха неизвестно; а с другой стороны, нигде не сказано, чтобы это пришествие последовало не иначе, как спустя весьма долгое время, то явно, что оно может последовать всегда, во всякий день и час; а посему тем, которые обручены небесному Жениху, то есть всем нам, должно быть всегда готовыми к встрече Жениха, ожидать Его всегда, не отлучаться, так сказать, никуда вдаль, не заниматься ничем таким, что бы могло помешать явиться вовремя к Его приходу. Так именно заповедал нам Сам Жених, пред Своею разлукою с нами: «бдите убо, – говорил Он, – яко не весте дне, ни часа, в он же Сын Человеческий приидет» (Мф. 25:13).

Далее  названия картин даны сверху над картинами

Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века.

Притча о десяти девах. Уильям Блейк

Carlos Schwabe (1877-1926)

Боровиковский Притча о 10 девах

Концерт мужского хора «Александр Невский» в городе Vannes (Франция) 19.08.2005 г.Киевский распев

хор Сретенского мужского монастыря

Также в основе текста молитвы может лежать и притча «О верном слуге» (Или Притча о хозяине дома).

Евангелие от Луки: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими… Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий…

Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными…» ( Лк.12:36-46).

Хор братии Свято-Успенской Почаевской  Лавры

У древнего русского богослужебного пения трагическая судьба. Являясь церковным искусством высокого уровня и, несомненно, с православными корнями, обладая всеми необходимыми выразительными средствами для адекватной передачи духа и настроения православного богослужения – оно незаслуженно забыто в наши дни.

Но ведь именно ему святитель Игнатий Брянчанинов посвятил свои вдохновенные и проницательные строки: «Весьма справедливо Святые Отцы называют наши духовные ощущения “радостопечалием”: это чувство вполне выражается знаменным напевом, который еще сохранился в некоторых монастырях и который употребляется в единоверческих церквах.

Знаменный напев подобен старинной иконе.

От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем.

Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства — очевиден, но он исчезает перед духовным достоинством.

Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием.»

Ватопедский монастырь 15 в.

Се Жених грядет, глас 8 (знаменный распев). Хор братии Валаамского монастыря

Схиигумен Савва (Остапенко)

Притча о десяти девах, притча о талантах и описание Страшного суда — такие разные сюжеты, такой непохожий ритм действия, — но основа одна — ответ перед Богом за самую главную задачу нашей жизни: научиться любить своих ближних, всех тех, с кем Господь дал мне прожить в одно время и в одном месте мою небольшую жизнь.

Что получают работники в притче о талантах? Каждый получает некую силу любить, каждому даётся по его силам, по его мере. И как человек приумножит эту любовь, насколько он сможет вовлечь в это круговращение любви как можно больше людей, заразить ею своих ближних — настолько оправдана его жизнь. Ведь вся жизнь человека — что это, как не творчество в любви, творчество, делающее нас богоподобными.

Древние толкователи притчи о десяти девах видели в символе елея дела любви, сотворённые человеком. Пять дев ведь тоже ждали Жениха-Христа, искренно и терпеливо, но Он не узнал их: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф 25:12).

Здесь уместно вспомнить другие слова Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). В описании Страшного суда, интересного прежде всего тем, что его приводит Сам Судия, всё человечество разделяется по делам любви, оказанным ближним. 

И тем более важно нам обратить внимание на то недоумение, какое будит суд Христов у людей как грешных, так и праведных: когда мы видели Тебя странником, алчущим или жаждущим? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40).

Христос отождествляет Себя с нашим ближним, тем самым неказистым и рядом живущим современником, слишком простым, таким обычным, что вряд ли он способен разбудить наш интерес. 

Если я подвизаюсь, стараюсь вжиться в Церковь всем своим существом, но при этом у меня исчезает интерес к человеку — конкретный интерес к конкретному человеку, рядом стоящему, рядом живущему, на общение с которым обрёк меня Господь, — я должен признаться себе, что что-то со мной не так, что-то я делаю не правильно и недостаточно во мне той бодрости любви, к которой призвал меня Христос. 

Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:13).

Конечно, это слова о Страшном суде и о Судие Грядущем, о Женихе, не объявившем времени Своего прихода. 

Но каждый человек, нуждающийся в нашей любви, есть такой жених, неожиданный и опасный. Христос идёт на страдание из любви к человеку, из любви к каждому из нас. Потому мы — ученики Человеколюбца должны в жизни своей, в своём духовном труде поддерживать интерес к человеку, иметь запас света и тепла для каждого нуждающегося в них жениха.

фреска





Оцените статью
Добавить комментарий