Началась Страстная Седмица, и я предлагаю тем,кто будет в интернете посмотреть подборку картин западных и наших художников,икон и послушать песнопения ,посвященные притчие о Десяти Девах…
Великий Вторник.
Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь
Се Жених грядет в полунощи, /
и блажен раб, егоже обрящет бдяща: /
недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. /
блюди убо душе моя, /
не сном отяготися, /
да не смерти предана будеши, /
и Царствия вне затворишися, /
но воспряни зовущи: /
Свят, Свят, Свят еси Боже, /
Богородицею помилуй нас.
«Се Жених грядет в полунощи…»
— эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию.
Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной.
Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь.
«В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь.
Текст этого песнопения вдохновлен христианской притчей о десяти девах: половина из них дождались жениха, бодрствуя и будучи готовы к великой встрече.
Других же желанная весть застала врасплох, они спохватились лишь в последний момент, когда уж поздно было что-либо изменить, и потому остались ни с чем.
Смысл этой притчи в призыве к постоянному бодрствованию души, к отрицанию душевной лености и вялости. Как сказано в Писании: бодрствуйте,потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим.
Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии.
Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства.
Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас.
Липгарт Эрнст Карлович. Притча о мудрых и неразумных девах
«Hallelujah» RUSSIAN ORTHODOX CHURCH MUSIC «
Когда придет Он, в какой год и день, в какую пору и час? Опять тайна для всех. «О дне… и часе том, – сказал Сам Он, – никтоже весть, ни Ангели небеснии» (Мф. 24:36). И вот, эта-то глубокая неизвестность составляет ту таинственную полночь, в которую, как говорится в рассматриваемом нами песнопении, Жених придет, ибо полночь у нас есть такое время, когда прекращаются не только все дела, но и все ожидания, и люди, ничего больше не ожидая, предаются сну.
Поскольку таким образом время пришествия небесного Жениха неизвестно; а с другой стороны, нигде не сказано, чтобы это пришествие последовало не иначе, как спустя весьма долгое время, то явно, что оно может последовать всегда, во всякий день и час; а посему тем, которые обручены небесному Жениху, то есть всем нам, должно быть всегда готовыми к встрече Жениха, ожидать Его всегда, не отлучаться, так сказать, никуда вдаль, не заниматься ничем таким, что бы могло помешать явиться вовремя к Его приходу. Так именно заповедал нам Сам Жених, пред Своею разлукою с нами: «бдите убо, – говорил Он, – яко не весте дне, ни часа, в он же Сын Человеческий приидет» (Мф. 25:13).
Далее названия картин даны сверху над картинами
Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века.
Притча о десяти девах. Уильям Блейк
Carlos Schwabe (1877-1926)
Боровиковский Притча о 10 девах
Концерт мужского хора «Александр Невский» в городе Vannes (Франция) 19.08.2005 г.Киевский распев
хор Сретенского мужского монастыря
Также в основе текста молитвы может лежать и притча «О верном слуге» (Или Притча о хозяине дома).
Евангелие от Луки: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими… Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий…
Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными…» ( Лк.12:36-46).
Хор братии Свято-Успенской Почаевской Лавры
У древнего русского богослужебного пения трагическая судьба. Являясь церковным искусством высокого уровня и, несомненно, с православными корнями, обладая всеми необходимыми выразительными средствами для адекватной передачи духа и настроения православного богослужения – оно незаслуженно забыто в наши дни.
Но ведь именно ему святитель Игнатий Брянчанинов посвятил свои вдохновенные и проницательные строки: «Весьма справедливо Святые Отцы называют наши духовные ощущения “радостопечалием”: это чувство вполне выражается знаменным напевом, который еще сохранился в некоторых монастырях и который употребляется в единоверческих церквах.
Знаменный напев подобен старинной иконе.
От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем.
Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства — очевиден, но он исчезает перед духовным достоинством.
Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием.»
Ватопедский монастырь 15 в.
Се Жених грядет, глас 8 (знаменный распев). Хор братии Валаамского монастыря
Схиигумен Савва (Остапенко)
Притча о десяти девах, притча о талантах и описание Страшного суда — такие разные сюжеты, такой непохожий ритм действия, — но основа одна — ответ перед Богом за самую главную задачу нашей жизни: научиться любить своих ближних, всех тех, с кем Господь дал мне прожить в одно время и в одном месте мою небольшую жизнь.
Что получают работники в притче о талантах? Каждый получает некую силу любить, каждому даётся по его силам, по его мере. И как человек приумножит эту любовь, насколько он сможет вовлечь в это круговращение любви как можно больше людей, заразить ею своих ближних — настолько оправдана его жизнь. Ведь вся жизнь человека — что это, как не творчество в любви, творчество, делающее нас богоподобными.
Древние толкователи притчи о десяти девах видели в символе елея дела любви, сотворённые человеком. Пять дев ведь тоже ждали Жениха-Христа, искренно и терпеливо, но Он не узнал их: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф 25:12).
Здесь уместно вспомнить другие слова Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). В описании Страшного суда, интересного прежде всего тем, что его приводит Сам Судия, всё человечество разделяется по делам любви, оказанным ближним.
И тем более важно нам обратить внимание на то недоумение, какое будит суд Христов у людей как грешных, так и праведных: когда мы видели Тебя странником, алчущим или жаждущим? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40).
Христос отождествляет Себя с нашим ближним, тем самым неказистым и рядом живущим современником, слишком простым, таким обычным, что вряд ли он способен разбудить наш интерес.
Если я подвизаюсь, стараюсь вжиться в Церковь всем своим существом, но при этом у меня исчезает интерес к человеку — конкретный интерес к конкретному человеку, рядом стоящему, рядом живущему, на общение с которым обрёк меня Господь, — я должен признаться себе, что что-то со мной не так, что-то я делаю не правильно и недостаточно во мне той бодрости любви, к которой призвал меня Христос.
Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:13).
Конечно, это слова о Страшном суде и о Судие Грядущем, о Женихе, не объявившем времени Своего прихода.
Но каждый человек, нуждающийся в нашей любви, есть такой жених, неожиданный и опасный. Христос идёт на страдание из любви к человеку, из любви к каждому из нас. Потому мы — ученики Человеколюбца должны в жизни своей, в своём духовном труде поддерживать интерес к человеку, иметь запас света и тепла для каждого нуждающегося в них жениха.
фреска