С тех пор как озарил нашу страну свет православия, не иссякает Благодать Божия, являемая Господом через чудотворные иконы Его угодников. Хранят они святую Русь от врагов видимых и невидимых. За это пользуются они в народе всеобщей любовью и почитанием. Одной из таких икон является Великорецкий образ святителя Николая. В честь него каждый год совершается один из самых многолюдных и продолжительных крестных ходов — Великорецкий крестный ход. Но прежде чем поговорить о нём, познакомимся с историей этого чудного образа.
Чудесное обретение иконы
Предание гласит, что давно это было — шесть веков назад. Шёл однажды житель Вятского края, благочестивый крестьянин Семён Агалаков по берегу реки Великой. Шёл он по своим домашним делам, как вдруг увидел в стороне, среди густых зарослей свет. Казалось, что в лесной чаще, кто-то возжёг церковные свечи. Оторопь взяла Семёна и, перекрестившись, он ускорил шаг. Однако на обратном пути, проходя тем же местом и вновь увидев чудесный свет, он не утерпел и вошёл в чащу. Таинственные огни неожиданно померкли, а его взору представился образ святителя Николая, чуть мерцавший отблесками старинного серебра.
С благоговейным трепетом приняв в руки обретённую святыню, принёс её Семён Агалаков в своё село Великорецкое. И сразу же по молитвам перед ней стали происходить многочисленные чудеса. Молва о них быстро разнеслась по окрестным сёлам, и к избе Семёна потянулся неиссякаемый поток паломников. С этих пор началось всеобщее почитание Великорецкого образа.
Спасительный переезд иконы в город Хлынов
Дом крестьянина не вмещал всех богомольцев, и вскоре, по благословению местного Владыки, была построена деревянная часовня. Место для неё выбрали на берегу реки Великой, как раз там, где был обретён чудотворный образ. Но в те годы неспокойно было в Вятских землях. Из лесных чащоб совершали свои набеги языческие племена. Много горя приносили они русским людям. Поэтому, из соображений безопасности, было решено перенести икону в город Хлынов, но с условием, что каждый год будут возвращать её туда, где она явилась однажды проходившему мимо крестьянину.
С этих пор и начал свою историю Великорецкий крестный ход. В течение года икона святителя Николая хранилась в Хлынове — центре Вятского края. Вначале она находилась в храме, построенном в честь святого Прокопия Устюжского, но вскоре специально для неё возвели Никольский собор, который стал главным городским собором. Был установлен праздник — день обретения святыни — 6 июня (н.с.). История Великорецкого крестного хода начинается именно с этих ежегодных шествий прихожан и духовенства к месту чудесного обретения иконы.
Путешествие чудотворного образа в Москву
Довелось побывать чудному образу и в Москве, куда по повелению царя Ивана Грозного она была доставлена в 1555 году. С колокольным звоном, в присутствии царя и высшего духовенства встречала первопрестольная Великорецкую икону. Знаменитый теперь на весь мир храм Василия Блаженного на Красной площади в те годы ещё только строился, и повелением государя один из его пределов был освящён в честь иконы святителя Николая. В эти годы, в связи с широким его почитанием, было написано множество списков с чудотворного образа.
Побывала эта икона в Москве и в начале XVII века. Призвал её на этот раз недавно восшедший на престол царь Михаил Фёдорович. Страна ещё переживала тяжкие последствия Смутного времени, потому необходимо было поднять дух народа. И снова был колокольный звон, и склонённые головы архиереев, и стоящие на коленях многотысячные толпы народа. И на этот раз явил Господь Свою милость — обретала страна силы для дальнейшей жизни.
Наступление периода богоборчества
Так на протяжении веков икона святителя Николая, обретённая на берегу реки Великой была духовным символом Вятской земли. Но потрясения XX века не обошли стороной и её. С наступлением периода богоборчества, были закрыты многие храмы и монастыри, однако сразу запретить праздничные шествия власти не решились. И вплоть до начала тридцатых годов Великорецкий крестный ход ещё устраивался, но со временем и он был запрещён.
К этому времени относится и исчезновение самой чудотворной иконы. След её был безвозвратно утерян. Как таинственным образом явилась икона, так и покинула своё прибежище. С тех пор остались от неё лишь списки, сделанные в своё время в большом количестве. Но, кстати сказать, многие из них были прославлены своим чудотворением.
Начало новых времён
Когда с наступлением перестройки отношение власти к вопросам религии изменилось, то были предприняты попытки возродить Великорецкий крестный ход. В 1989 году было получено разрешение на проведение богослужения на берегу реки, но позволить в полном объёме шествие власти не решились. Впрочем, нашли компромисс — разрешили, но только от ближайшего села Чудиново. Но это было уже начало перемен.
Настал, наконец, долгожданный день, когда отправился в путь первый после десятилетий атеистического мракобесия Великорецкий крестный ход. Киров, бывшая Вятка, провожал процессию паломников и духовенства. Впереди них двигался к реке Великой — месту своего чудесного обретения — образ святителя Николая. Как нельзя кстати пригодился прежний опыт паломников. О Великорецком крестном ходе сохранилось много свидетельств прежних его участников. Кроме того, помогли и архивные документы, и литературные источники.
Главное событие духовной жизни Вятского края
Сегодня ежегодный праздник на берегу реки Великой становится главным событием духовной жизни края. Ежегодно, 6 июня в нём принимают участие более пятнадцати тысяч паломников, съезжающихся сюда со всех концов России. Вошло в традицию, что в этот день праздничную литургию служит лично Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. В числе гостей торжества можно увидеть не только представителей высшего духовенства, но и основных должностных лиц края, во главе с губернатором.
Все богослужение в этот день сопровождается пением архиерейского хора. По окончании литургии, сопровождаемые звоном колоколов, паломники направляются к источнику, на котором совершается чин водосвятия. Здесь же принимают святое крещение все, кто желает связать свою жизнь с Богом. Вошли в традицию и омовения в специально оборудованной для этого купальне.
Духовный настрой во время крестного хода
Особенно следует отметить ту обстановку приподнятости, но в то же время молитвенной сосредоточенности, которая на всём протяжении пути сопровождает Великорецкий крестный ход. Отзывы его участников свидетельствуют об этом. Даже молодёжь, которая в большом количестве следует в общем шествии, для которой вполне естественны желания развлечься и повеселиться, ведёт себя сдержанно и в полном соответствии с серьёзностью момента.
Надо сказать, что совершить подобный переход — дело не из лёгких. Маршрут Великорецкого крестного хода составлен таким образом, что его участники проводят в пути пять дней. Три дня процессия движется из города Кирова в направление села Великорецкого, к месту проведения торжеств. Попутно во всех крупных сёлах совершаются молебны. Для местных жителей это является главным событием года. Обратный путь занимает два дня, и представляет сложность уже тем, что сказывается физическая усталость.
Великорецкий крестный ход — путь к национальным истокам
Очень интересно читать отзывы паломников. Великорецкий крестный ход, участниками которого они были, вызывал у большинства из них чувство необыкновенной слитности и сплочённости православных людей разного возраста и разных социальных слоёв. То, что происходило в течение этих пяти проведённых в дороге дней, явилось как раз воплощением идеи национального единства.
Не требовались ни пропагандистские речи, ни громкие лозунги. Всех объединила великая святыня православия. Термин «национальные истоки» перестал быть лишь газетной формулировкой. Он воплотился и принял вполне осязаемые формы в виде летнего дня, поблёскивающих на солнце хоругвей и этой нескончаемой массы людей, идущих туда, где шестьсот лет назад Господь даровал людям чудотворный образ Своего угодника.