Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.
Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны – ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.
Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю «Шарли Эбдо», которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно – умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.
Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории
Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север – с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.
Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.
Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: боги дождя, урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего – человеческих.
Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.
История распространения ислама в Сирии
На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий – иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.
Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано исламское государство, в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства – халифат.
Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались праведными халифами. Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов – Абу Бакр – умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.
Первая задача, которая стояла перед халифатом, – нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.
Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.
Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам – христианские Иисус и Мария).
Современная религиозная палитра Сирии
В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).
Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины – сирийские православные, прочие же – католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).
Самое значительное национальное меньшинство Сирии – курды. Вероисповедание курдов в Сирии крайне многообразно: около 80% всех курдов – сунниты, также много шиитов и алавитов. Помимо этого, есть курды, исповедующие христианство и иудаизм. Самым же неординарным курдским религиозным течением можно назвать езидизм.
Религиозно-политические конфликты на территории современной Сирии
В наше время явление массового антиисламского психоза связано, по большей мере, с пропагандой террористов «Исламского государства». На просторах Интернета ежедневно появляются свидетельства новых «пиар-акций» экстремистов ИГИЛа, Аль-Каида и прочих транснациональных организаций, базирующихся на идеологии исламского радикализма. Данная идеология представляет собой решительное толкование исламского вероучения в контексте идеализации раннеисламского образа жизни и базирующейся на ней политической стратегии, направленной на формирование всемирного Халифата, руководимого законами Шариата.
Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.
Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение – идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.