Вознесение Господне. Иконография

Глубоко раскрывается значение события Вознесения Господня в христианской иконографии. 

Уже в самых ранних иконописных изображениях Вознесения (например, на дверях храма св. Сабины в Риме) изображение делится на две части: в верхней – Христос в ореоле, с четырех сторон от Него – символы Евангелистов: Орел, Лев, Телец, Ангел. 

В более поздних иконах стали изображать четырех ангелов – этот тип стал каноническим.

В нижней части изображались Божия Матерь-Оранта, святые апостолы Петр и Павел. Небесный мир здесь четко отделен от земного. Небо представлено изображением Солнца, Луны и звезд. 

Это символ космической значимости события, ибо Вознесение Господне – Вознесение Его просветленной плоти – совершается для всей Вселенной.

ВОЗНЕСЕНИЕ. МИНИАТЮРА ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ. 585 г. ФЛОРЕНЦИЯ

Ореол Вознесения обрамлен венком из лавровых ветвей. Он воспринимался в первые века христианства как символ победы и награды, ибо лавровый венок венчал победителей Олимпийских игр. Это символ «венца жизни», о котором говорит в Апокалипсисе святой апостол Иоанн Богослов: «Будь верен Мне до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). В центре венка помещалась монограмма Спасителя. 

Впоследствии венок был заменен ореолом – знаком Нетварного Света Божественного.

Эти символы отражают духовный опыт Святой Церкви, создавшей священные каноны изображения, для помощи душе в возведении ее к Божественному первообразу.

Созерцание этих древних изображений как бы прообразует путь от видимого к невидимому, от образа к Первообразу, помогает духовно пережить «вознесение человеческой природы от внешнего видмого к Творцу всего сущего».

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИКОНА 1546 г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА

Как писал митрополит Платон (Левшин), «все в Церкви есть «духовное». Хотя в ней совершается много действий наружных и видимых, но их главное намерение не есть то, чтоб одни чувства телесные ими или трогать или услаждать, и одной наружностью все кончить, но их намерение и напряжение единственно есть то, чтоб наши душевные чувства возбудить и, подняв от низости телесной и земной, возвысить их к высоте духовной».

Так церковные богослужения, красота икон, храмов, священнодействий помогают нам и свидетельствуют о необозримых возможностях, стоящих перед человеком и позволяющих ему вслед за Вознесшимся «по человеческому естеству» Христом, «войти в место блаженных, вне и выше сего мира, жилище Бога, Ангелов и блаженных человеков» (Минея праздничная).

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИКОНА XVI в. ИЗ МОНАСТЫРЯ ФИЛОФЕЙ. АФОН

И во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. 

Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветленных золотыми лучами, ассистом, образом божественных сил-энергий. 

Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится).

 Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. 

И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. 

ВОЗНЕСЕНИЕ. МИНИАТЮРА ЕВАЕНГЕЛИЯ МОГНИ. XI в. АРМЕНИЯ

Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле.

Свт. Иоанн Златоуст так говорит о Вознесении Спасителя: «Взираем горе́ на небо, на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал. 

Так и придет Сын Божий с неба судить нас, и не замедлит. 

Общий наш Владыка придет, ведя с Собою воинства, полки ангелов, собор архангелов, строй мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди них, невещественно витая,– Сам как Царь в невыразимой и неизреченной славе».

И эта видимость, осязаемость воплощенного Слова сделала возможным для Церкви иметь и почитать святое изображение Христово. 

Основа святой иконы покоится в том, что: «Слово стало плоть, и с нами поживе, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14)

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА. МОЗАИКА. СИЦИЛИЯ. XII в.

Об этом дне свт. Иоанн Златоуст говорит, как о дне, когда «Бог примирился с родом человеческим, долговременная вражда прекратилась, наступил некоторый дивный мир, и мы, которые оказались недостойным земли, вознесены на небеса».

Святая Церковь, не ограничивается уяснением связи этого праздника с тайной любви и домостроительства Божия. 

Она призывает нас к тому, чтобы и сам мы духовно соучаствовали в этом великом торжестве. «Если Христос восходит на небо,– говорит свт. Григорий Богослов,– восходи с Ним и ты; будь в числе сопровождающих или сретающих Его Ангелов». 

Путь к такому восхождению указывается нам богослужением нашего праздника. Церковь призывает нас здесь к тому, чтобы мы в этот святой день последовали за апостолами в их пути, приведшем их из Иерусалима к горе Масличной.

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА. 1304-1306 гг. ХУД. ДЖОТТО. КАПЕЛЛА СКРОВЕНЬИ. ПАДУЯ

Нам нужно прежде всего помнить, что, вознесшись на небо, Господь Иисус Христос не оставил нас на земле Своей любовью и попечением. 

Он создал здесь Свою Церковь, которой через десять дней после Вознесения послал обетованного Святого Духа, непрерывно с тех пор обитающего в ней и через святые таинства освящающего верных по слову ангельскому. Он «приидет тем же образом, как видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

Христос, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога и Отца, несет на Своей человеческой плоти раны, которые Ему нанесены человеческим грехом. Он все еще несет на Своих плечах человеческую немощь. 

Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, но Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе.

 Христос остается Агнцем Божиим, до сотворения мира закланным за спасение мира.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ФРЕСКА. ВИЗАНТИЯ. СОБОР СВ. СОФИИ. ОХРИД. XI в.

Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, то место, куда мы призваны,– одесную Бога и Отца. 

Но путь этот нелегок, хотя сила – не от нас, а от Самого Бога. Не своей силой взойдем мы на Небо, не своей силой обретем мы спасение.

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Из столетия в столетие Церковь призвана быть Телом Христовым, ломимым во спасение человечества. 

Мы – Тело Христово, живое, трепетное: измученное и изъязвленное за тысячелетия Тело Христово, носящее, по слову апостола Павла, на себе раны Спасителя.

Оцените статью
Добавить комментарий