Многие века, со времён зарождения христианской веры, люди старались принимать откровение Господне во всей его чистоте, а лжепоследователи искажали его человеческими домыслами. Для их обличения, обсуждения канонических и догматических проблем в ранней христианской церкви созывались Вселенские соборы. Они объединяли приверженцев веры Христовой со всех уголков греко-римской империи, пастырей и учителей из варварских стран. Период с IV по VIII века в церковной истории принято называть эпохой укрепления истинной веры, годы Вселенских соборов способствовали этому во всей своей силе.
Исторический экскурс
Для ныне здравствующих христиан первые Вселенские соборы очень важны, и их значимость раскрывается особым образом. Все православные и католики должны знать и понимать то, во что верила, к чему шла ранняя христианская церковь. В истории можно увидеть ложь современных культов и сект, заявляющих о будто бы схожем с догматическим учении.
С самых зачатков христианской церкви уже существовало незыблемое и стройное богословие, базирующееся на основных доктринах веры – в виде догматов о Божественности Христа, Троице, Святом духе. Кроме того, сложились некие правила внутрицерковного уклада, время и порядок совершения служб. Первые Вселенские соборы создавались специально для того, чтобы сохранить догматы веры в истинном виде.
Первое святое собрание
Первый Вселенский собор проходил в 325 году. Среди присутствующих на святом собрании отцов самыми известными были Спиридон Тримифунтский, архиепископ Мирликийский Николай, епископ Низибийский, Афанасий Великий и другие.
На соборе было осуждено и предано анафеме учение Ария, который отвергал божественность Христа. Были утверждены неизменная истина о Лице Сына Божия, его равенстве отцу Богу и сама Божественная сущность. Церковные историки отмечают, что на соборе определение самого понятия веры было объявлено после длительных испытаний и исследований, чтобы не возникало никаких мнений, дающих повод к раздвоению мыслей самих христиан. Дух Божий привёл епископов к согласию. После завершения Никейского собора еретика Ария постигла тяжёлая и неожиданная кончина, но его лжеучение живо до сих пор среди сектантских проповедников.
Все постановления, которые принимали Вселенские соборы, не были выдуманы его участниками, но утверждались церковными отцами посредством участия Святого духа и исключительно на основании Священного Писания. Для того чтобы всем верующим было доступно истинное учение, которое несёт христианство, оно было изложено ясно и кратко в первых семи членах Символа веры. Эта форма сохраняется и поныне.
Второе святое собрание
Второй Вселенский собор был проведён в 381 году в Константинополе. Основной причиной послужило развитие лжеучения епископа Македония и его приверженцев Ариан-духоборцев. Еретические заявления причисляли сына Божьего не к единосущному Богу-отцу. Святой дух обозначался еретиками как служебная сила Господа, наподобие ангелов.
На втором соборе истинное христианское учение защищали Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Георгий Богослов, состоящие в числе 150 присутствующих епископов. Святые отцы утвердили догмат о единосущии и равенстве Бога-отца, Сына и Святого духа. Кроме того, церковные старцы утвердили Никейский символ Веры, который и по сей день является руководством для церкви.
Третье святое собрание
Третий Вселенский собор созывался в Ефесе в 431 году, на него съехалось около двухсот епископов. Отцы постановили признать соединение двух естеств в Христе: человеческого и божественного. Было решено проповедовать Христа как совершенного человека и совершенного Бога, а деву Марию – Богородицей.
Четвёртое святое собрание
Четвёртый Вселенский собор, проводимый в Халкидоне, был созван специально для того, чтобы устранить все монофизитские споры, которые стали распространяться вокруг церкви. Святое собрание, состоящее из 650 епископов, определило единственное истинное учение церкви и отвергло все существующие лжеучения. Отцы постановили, что Господь Христос — это истинный, незыблемый Бог и истинный человек. По своему божеству он вечно возрождается от отца, по человечеству он был явлен на свет от Девы Марии, во всём подобии человеку, кроме греха. При воплощении человеческое и божественное соединилось в теле Христовом неизменно, неразлучно и нераздельно.
Стоит отметить, что ересь монофизитов принесла церкви много зла. Лжеучение не было искоренено до конца соборным осуждением, и ещё долгое время развивались споры между еретиками-последователями Евтихия и Нестория. Основной причиной споров послужили сочинения трёх последователей церкви – Федора Мопсуетского, Ивы Эдесского, Феодорита Кирского. Упомянутые епископы были осуждены императором Юстинианом, но его указ не был признан Вселенской Церковью. Поэтому возник спор о трёх главах.
Пятое святое собрание
Для решения спорного вопроса был проведён пятый собор в Константинополе. Сочинения епископов были жестоко осуждены. Чтобы выделить истинных приверженцев веры возникло понятие ортодоксальных христиан и Кафолической церкви. Пятый собор не смог привести к желаемым результатам. Монофизиты сформировались в общества, которые полностью отделились от Кафолической церкви и продолжали вселять ересь, порождать споры внутри христиан.
Шестое святое собрание
История Вселенских соборов гласит, что борьба ортодоксальных христиан с еретиками продолжалась достаточно долго. В Константинополе был созван шестой собор (Трулльский), на котором наконец-то должна была утвердиться истина. На собрании, куда съехалось 170 епископов было осуждено и отвергнуто учение монофелитов и монофизитов. В Иисусе Христе признавались два естества – божественное и человеческое, и, соответственно, две воли – божественную и человеческую. После этого собора монофелианство пало, и около пятидесяти лет христианская церковь жила относительно спокойно. Новые смутные течения появились позже по поводу иконоборческой ереси.
Седьмое святое собрание
Последний 7 Вселенский собор проводился в Никее в 787 году. В нём приняло участие 367 епископов. Святые старцы отвергли и осудили иконоборческую ересь и постановили, что иконам должно воздаваться не Богопоклонение, которое приличествует лишь одному Богу, а благоговение и почитательное поклонение. Тех верующих, кто поклонялся иконам как самому Богу, отлучали от церкви. После того как был проведён 7 Вселенский собор, иконоборчество более 25 лет тревожило церковь.
Значение святых собраний
Семь Вселенских соборов представляют первостепенное значение в развитии основных догматов христианского вероучения, на чём основана вся современная вера.
- Первый – утвердил божественность Христа, его равенство отцу Богу.
- Второй — осудил ересь Македония, отвергающего божественную сущность Святого духа.
- Третий — устранил ересь Нестория, который проповедовал о раздвоении лиц богочеловека.
- Четвертый — нанёс окончательный удар по лжеучению монофизитства.
- Пятый — завершил поражение ереси и утвердил исповедание в Иисусе двух естеств – человеческого и божественного.
- Шестой — осудил монофелитов и постановил исповедовать в Христе две воли.
- Седьмой — низверг иконоборческую ересь.
Годы Вселенских соборов позволили внести определённость и полноту в ортодоксальное христианское учение.
Восьмой Вселенский собор
Сравнительно недавно патриарх Константинопольский Варфоломей сообщил, что идёт подготовка с Всеправославному Восьмому Вселенскому собору. Патриарх призвал всех лидеров православной веры собраться в Стамбуле, чтобы определить окончательную дату события. Отмечено, что 8 Вселенский собор должен стать поводом к усилению единства православного мира. Однако его созыв заставил расколоться представителей христианской веры.
Предполагается, что Всеправославный Восьмой Вселенский собор будет носить реформаторский, а не обличающий характер. Семь предыдущих соборов определили и изложили догматы веры во всей их чистоте. Относительно нового святейшего собрания мнения разделились. Некоторые представители православной церкви считают, что патриарх забыл не только о правилах созыва, но и о множественных пророчествах. Они повествуют о том, что святой 8 Вселенский собор станет еретическим.
Отцы Вселенских соборов
В Русской Православной Церкви 31 мая празднуется день памяти святых отцов, которые проводили семь Вселенских соборов. Именно епископы, участвующие в собраниях, стали символом соборного разума самой церкви. Мнение одного человека никогда не становилось высшим авторитетом в догматических, законодательных и сокровенных вопросах веры. Отцы Вселенских соборов почитаются до сих пор, некоторые из них признаны святыми.
Правила истинной веры
Святые отцы оставили после себя каноны или, иначе говоря, правила Вселенских соборов, которыми должны руководствоваться вся церковная иерархия и сами верующие в своей церковной и личной жизни.
Основные правила первого святого собрания:
- В клир не принимаются лица, сами себя оскопившие.
- В священные степени не могут производиться новообращенные верующие.
- Священнослужитель не может иметь в доме женщину, которая не его близкая родственница.
- Епископы должны быть избраны епископами и утверждены митрополитом.
- Епископ не должен принимать в общение лиц, которые отлучены другим епископом. Правило повелевает созывать епископские сборы дважды в год.
- Подтверждается высшая власть некоторых сановных лиц над другими. Запрещается поставлять епископа без общего собрания и позволения митрополита.
- Иерусалимский епископ по степени подобен митрополиту.
- В одном городе не могут быть два епископа.
- Порочные лица не могут быть допущены к священнослужению.
- Падшие извергаются из священного чина.
- Постановляются способы покаяния отступивших от веры.
- Каждый умирающий должен напутствоваться святыми тайнами.
- Епископы и клирики не могут самовольно переходить из града в град.
- Клирики не могут заниматься ростовщичеством.
- Запрещается преклонять колена в дни пятидесятницы и в воскресенье.
Основные правила второго святого собрания:
- Всякая ересь должна быть подвергнута анафеме.
- Епископы не должны простирать свою власть вне пределов своей области.
- Постанавливаются каноны принятия кающихся еретиков.
- Все обвинения на правителей церкви должны быть исследованы.
- Церковь принимает исповедующих единого Бога.
Основное правило третьего святого собрания: главный канон запрещает слагать новый символ веры.
Основные правила четвёртого святого собрания:
- Все верующие должны соблюдать все, что было постановлено на предыдущих соборах.
- Постановление в церковную степень за деньги карается строго.
- Епископы, клирики и монахи не должны заниматься мирскими делами ради прибытка.
- Монахи не должны вести бесчинное жительство.
- Монахи и клирики не должны вступать в воинскую службу или мирской чин.
- Клирики не должны судиться в светский судилищах.
- Епископы не должны в церковных делах прибегать к помощи гражданских властей.
- Певцы и чтецы не должны вступать в брак с иноверными женами.
- Монашествующие и девы не должны вступать в брак.
- В монастыри не должны обращаться мирские жилища.
В общей сложности семь Вселенских соборов вывели целый свод правил, которые сегодня доступны всем верующим в специальной духовной литературе.
Вместо заключения
Вселенские соборы смогли сохранить истинную чистоту христианской веры во всей полноте. Высшее духовенство по сей день ведёт свою паству по пути к Царству Божьему, правомыслию и пониманию канонов и догматов веры.