Притча — это короткая поучительная история, от басни она отличается только тем, что изложена не в стихах. При слове «притчи» вспоминается, прежде всего, Евангелие. Первые православные притчи действительно изложены в Евангелии, их рассказал Христос. Они совсем простые, чаще это даже не истории, а описание нескольких бытовых моментов. Например, притча о женщине, которая потеряла одну монету. Она просто выронила ее – событие, не стоящее особого внимания. Но тот вывод, который делает Христос из поведения этой женщины, удивителен. Оказывается, и Отец Небесный так же ищет душу заблудившегося грешника, как женщина ищет свою монетку. Больше известна другая притча, аналогичная этой. Это рассказ о потерявшейся в горах овечке.
Православные притчи, изложенные в Евангелии, стали темой картин, литературных произведений, музыкальных композиций. Самые известные притчи из всех евангельских — это, наверное, притча о посеве в поле, о блудном и непутевом сыне, о фарисее, который гордился, и мытаре, который смирялся.
Известны они как самые понятные и самые яркие из всех евангельских притч. Но этими тремя историями православные притчи, изложенные в Евангелии, не ограничиваются. Есть еще история о женщине, которая поставила дрожжевое тесто, о хитром управляющем, о сыне, который просит у отца рыбу. Почему же Господь говорил притчами? Прежде всего, это было необходимо для народа, который его окружал. Это были крестьяне и рыбаки, которые хорошо знали свое дело, свое хозяйство. Отвлеченные предметы и сложные богословские понятия были им совершенно чужды. Они не стали бы слушать непонятное изложение. Надо было объяснить, что называется, на пальцах, вот Христос и объяснял.
Но зачем просвещенным людям нашего времени примеры, которые были придуманы для грубых галилеян без малого две тысячи лет назад? Но, если задуматься, становится понятно: в этих коротких историях вся суть выражена настолько емко, что прибавить больше уже нечего. Например, православная проповедь (слово Божие) действительно не доходит до сердца именно по тем причинам, которые изложены в истории о сеятеле. Некоторые не верят, другие, и таких среди верующих большинство, верят, но суета поглощает все их добрые намерения. А третьи слушают и пытаются следовать слову Божию, но сами не замечают, что уклонились в сторону.
Рассказ о блудном сыне еще ближе нашим современникам. Если о посеве в поле вручную большинство сейчас имеет весьма условное понятие, то сложные дети – бич нашего времени. Мальчик попросил отца отдать ему наследство, словно он уже умер, и ушел искать веселой жизни. А потом вернулся. И отец его встретил: вот какова сила Божией любви. Прочувствовать может каждый.
Но истории из Евангелия – это не все существующие притчи православные. Христианские истории рассказывались в форме притч не только Спасителем. Многие проповедники использовали этот прием. Существует множество рассказов о пустынниках и подвижниках, которые изложены в Патериках и Житиях Святых. Причем многие из таких рассказов напоминают классические православные притчи. То есть это короткие и поучительные истории о монахах. Речь в них идет о послушании, смирении и любви.
Православные притчи для детей иногда издаются отдельными книжками с богатыми иллюстрациями. Ребенку, которого обучают основам веры, необходимо знать эти истории, а главное — понимать их истинный смысл.