Библия – книга уникальная. Ее не зря называют вечной. Не только для христиан всех конфессий содержит Библия ценнейшие руководства и наставления, уроки жизни и веры. Но и для любого атеистически настроенного человека она важна чрезвычайно, т. к., несмотря на давность написания, является морально-этическим кодексом нравственности, учебником правильного воспитания души и сердца.
Библейские притчи
10 заповедей – не единственный свод правил, прямо и конкретно объясняющий, каким образом должны строиться основы человеческого общежития. Огромный нравственный потенциал несут в себе притчи, изложенные в Библии. В этих небольших житейских историях в завуалированной, философской форме заключены важнейшие истины, в них говорится о вечных духовно-нравственных ценностях, характерных не для одного народа, но для человечества в целом. И если абстрагироваться от конкретно-религиозной трактовки притч, рассматривать их в контексте всей истории человеческой эволюции, то каждый из нас может почерпнуть для себя много полезного. К примеру, рассказ о фарисее и мытаре. Обычному среднестатистическому читателю, не обремененному багажом культурно-исторических знаний об евреях, сложно понять ее религиозно-культурологический аспект. Для этого следует ознакомиться с социально-политическими реалиями эпохи, которая отражена в притче. И в первую очередь возникает вопрос: «Фарисей – это кто такой?» Равно, как и мытарь. Давайте попробуем разобраться!
Справочный материал
Помните содержание притчи? Мытарь и фарисей молятся в храме Божьем. Первый смиренно просит прощения за свои грехи, признавая свое несовершенство. Второй благодарит Бога за то, что он не принадлежит к касте презренных нищих. Из контекста мы понимаем, что значит «фарисей». Это человек состоятельный, принадлежащий к обеспеченным слоям населения.
А чтобы более точно понимать значение слова, заглянем в толковые словари и справочники. В словаре Ушакова сказано, что в Древней Иудее фарисей – это представитель одной из крупнейших и влиятельных религиозно-политических партий. В нее имели право вступать только именитые, зажиточные граждане, в основном жители городов. Хорошее образование, знание религиозных догм и священных иудейских книг также было обязательным условием принятия в фарисеи. И, наконец, незапятнанная репутация ревностного служителя церкви! Без нее фарисей – это не фарисей! От членов партии требовалось строжайшее соблюдение и проявление всех правил и признаков благочестия, причем с усиленным рвением! Следовательно, фанатизм и лицемерие усердно практиковались в среде представителей партии. Они должны были служить примером простому люду, эталоном истинного служения Богу. Насколько же преуспели на самом деле, нам и покажет притча «О фарисее и мытаре».
Анализ образов
Она изложена в Евангелии от Луки. Автор пишет, что Иисус рассказал историю специально для тех слушателей, которые считают себя праведными и унижают на этом основании других. Притча о фарисее и мытаре прямо указывает: тот, кто считает себя выше других, лучше, чище, духовнее, и кичится этим, как особым преимуществом, особой личной заслугой перед Господом, уверен, что уже заслужил Царство Божие – глубоко заблуждается. Почему? Ведь мытарь и фарисей находятся как бы на противоположных полюсах. Один не грешит, строго соблюдает посты, добровольно жертвует церкви десятую часть своих доходов, в порочащих его занятиях не замечен. А второй, наоборот, по тогдашним законам считается человеком презренным. Мытарь – это сборщик налогов. Он служит римлянам, а значит, ненавидим и презираем коренными иудеями. Общение с мытарями считалось осквернением, грехом. Но как тогда понять заключительную строчку притчи?
Мораль
В конце своего повествования Лука от имени Христа утверждает: мытарь, искренне молившийся и горестно сожалеющий о своей греховности, гораздо более достоин прощения, нежели фарисей, смотрящий на всех и вся свысока. Фарисеи спорили с Иисусом, извращали сущность христианства, служили догме, а не живой вере. Потому издревле слово приобрело негативную оценочную окраску, стало ругательным. Мытарь же ведет себя в храме униженно, с самоуничижением, смирением. И этим заслуживает прощение. Одним из самых страшных грехов в Библии признается гордыня. Ею заражен фарисей. От нее свободен мытарь. Поэтому и делается вывод: каждый, кто возвысит себя сам, будет унижен перед лицом Бога. А унижающий себя – возвышен и введен в Царствие Небесное.
Уроки нравственности
Что можем взять из притчи для себя мы, обычные люди, не очень религиозные, не всегда соблюдающие посты и прочие ритуалы? В первую очередь, должны понимать, что ни в коем случае нельзя возноситься. Всегда следует помнить: чины, регалии, финансы не даются нам навсегда. И не освобождают от ответственности за свои душевные движения и поступки. И перед лицом вечности равны все – и первые лица государств, и последние нищие. Все люди рождаются одинаково, смертны тоже все. Потому не следует возноситься. Чем скромнее мы ведем себя, тем достойнее будет награда.