В течение последних лет в Тейковском районе Ивановской области была возрождена к жизни Иваново-Золотниковская пустынь, некогда весьма известная и почитаемая в России, но в годы господства атеистической идеологии упразднённая и частично разрушенная. О том, какова её история и что принёс ей сегодняшний день, рассказывает эта статья.
Труды инока Ионы
Согласно историческим сведениям Золотниковская пустынь берёт своё начало в первой четверти XVII века. Известно также и имя её основателя, им стал некий инок Иона, в 1624 году ставший игуменом новой обители. По всему видно, что Господь наделил его не только смирением, подобающим его сану, но и усердием, поскольку при нём, несмотря на крайнюю скудость братии, удалось возвести деревянную церковь, посвящённую Успению Пресвятой Богородицы.
Нынешнее название монастыря – Золотниковская Успенская пустынь, которое дала ему протекающая рядом река Золотоструйка, — появилось в официальных документах лишь столетие спустя, а изначально его именовали Новой пустынью березовского борку, Успения Пресвятой Богородицы.
Государевы благодеяния
Ввиду крайней нищеты, в которой пребывала обитель, преемник Ионы, новый игумен Иаков, был вынужден бить челом царю Михаилу Фёдоровичу и просить его не покинуть в беде Божьих иноков. Архивные данные свидетельствуют о том, что благочестивый государь не оставил без ответа его «слезницу» (так в старину называли всевозможные жалобы) и в 1632 году передал монастырю в пользование (на прокорм) значительные земельные угодья, находившиеся в той же местности и называвшиеся Смердичево и Березинка.
Как видно, доход с пожалованных государем земель был весьма изрядный, поскольку его хватило не только на «хлеб насущный», но и на строительство новой каменной церкви, возведённой в 1651 году на месте прежней деревянной. Вскоре к ней прибавились и две других постройки – надвратная церковь Всех святых и другая, освящённая в честь иконы Казанской Божьей Матери, благодаря чему Золотниковская пустынь, ранее тихая и незаметная, приобрела известность.
Потянулись к ней вереницы паломников, а порой навещали и весьма высокие особы. Например, известно, что её часто стал посещать митрополит Суздальский Илларион, а однажды даже принимал в ней царицу Прасковью Фёдоровну – жену государя Ивана V, являвшегося родным братом и соправителем Петра I. Много в те годы поступило в монастырь щедрых вкладов и из царского дворца, и из боярских теремов. Сытно и вольготно зажила братия.
Пора бед и напастей
Но Господь, как известно, посылает испытания, дабы смирить возгордившиеся сердца. Не миновала этой участи и Золотниковская пустынь. В начале следующего – XVIII — века постигла её череда напастей, от которых она стала беднеть, а в 1725 году и вовсе была приписана к Суздальскому Спасо-Ефимьевскому монастырю. Окончательно же гнев Божий пролился в 1764 году, когда в ходе реформ, проводившихся государыней Екатериной II, монастырь сделался заштатным и в связи с этим был лишён материальной поддержки.
О том, как существовала Золотниковская пустынь в последующие годы, после того как у неё были секуляризированы, то есть изъяты, земельные угодья и прекращены синодальные отчисления, можно только догадываться. От полного разорения уберегли её добровольные жертвователи, среди которых, как и в прежние годы, встречались весьма известные и высокопоставленные лица.
Жизнь обители в XIX веке
Среди них был, например, наследник престола цесаревич Александр Николаевич – будущий государь Александр II, посетивший монастырь в 1837 году в сопровождении своего учителя и наставника, известного российского поэта В. А. Жуковского. Не осталось глухо к нуждам обители и местное купечество, всегда щедрое на пожертвования. Именно благодаря им ещё в начале XIX века в монастыре возобновилось строительство и был возведён каменный настоятельский корпус, а несколько позже стараниями богатого помещика А. С. Шереметева удалось обнести территорию монастыря кирпичной стеной.
Под гнётом богоборческой власти
После октябрьских событий, в корне перевернувших жизнь страны, началась повсеместная кампания гонения на церковь. Были закрыты и переданы для нужд народного хозяйства сотни святых обителей, многие из которых были свидетелями многовековой истории России. Не избежала всеобщей участи и Золотниковская пустынь. Монастырь был упразднён в 1921 году, после чего власти приступили к планомерному уничтожению находившихся на его территории построек.
В результате их варварских действий обитель понесла невосполнимые потери. Была снесена представлявшая высокую архитектурно-художественную ценность Всехсвятская надвратная церковь, уничтожена кирпичная стена и взорван корпус, в котором помещались братские кельи. Серьёзные разрушения претерпела Успенская церковь, а храм Казанской иконы Божьей Матери к началу пятидесятых годов превратился в руины. Лишь настоятельский корпус, в котором с момента закрытия монастыря размещалась начальная школа, сохранился до наших дней в своём первозданном виде.
Возрождение поруганной обители
Изменения в жизни некогда весьма известной, но в силу исторических катаклизмов разорённой и порушенной обители начались в середине девяностых годов. Золотниковская пустынь (Ивановская область), а точнее то, что от неё осталось, в 1996 году решением правительства России была передана Ивановской епархии, на территории которой она находилась, и уже на следующий год вокруг чудом уцелевшей Успенской церкви образовался приход.
Не имея возможности вернуть к жизни уничтоженные монастырские сооружения, решили возместить их потерю постройкой новых. В рамках этого плана в ноябре 2008 года на территории обители была совершена торжественная закладка деревянной церкви в честь святителя Митрофана Воронежского.
В том же году руины храма Казанской иконы Божьей Матери передали в ведение братии Успенско-Казанского монастыря, после чего началось их активное восстановление, позволившее на Пасху 2010 года отслужить первое за долгие десятилетия богослужение. Тогда же началось строительство корпуса братских келий, встретивших через год своих первых насельников.
В настоящее время религиозная жизнь обители восстановлена в надлежащем объёме. Регулярно проводятся богослужения, и организован приём паломников, стремящихся, как в былые годы, поклониться её святыням.