Чудотворные иконы Божией Матери Польской Православной Церкви

Ченстоховская икона Божией Матери

Ченстоховская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой в Сионской горнице, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю и в которой позднее произошло сошествие Святого Духа на святых апостолов.

После разрушения Иерусалима христиане хранили икону в городке Пелле, а через триста лет передали ее святой равноапостольной царице Елене (это произошло 6 марта, и поэтому празднество Ченстоховской иконе совершается именно в этот день).

В X столетии Ченстоховская икона оказалась в православной Галиции, в русском городе Белзе (сейчас Сокальский район Львовской области), где долгие годы пребывала в домовом храме княжеского дворца.

Когда Галиция перешла под власть поляков, владелец замка Владислав, или Ладислав, Опольский, перешедший из православия в католичество, перенес в 1377 году икону Божией Матери сперва во Львов (тогда принадлежавший полякам), а в 1382 году хотел увезти икону в Велюнь.

По пути в Велюнь князь Ладислав «в сумерки на 9 августа 1382 года остановился у селения

Частоховы на ночлег и находившуюся с ним святую икону Богородицы поместил на ночь в Частоховской приходской деревянной церкви Успения Божией Матери, находившейся на так называемой Ясной Частоховской горе.

Когда же на другой день хотели взять святую икону Богородицы из церкви, чтобы князю ехать с нею дальше, то посланные за ней никак не могли взять ее с места в этой церкви. По этой причине князь решил оставить святую икону на Ясной Частоховской горе, в церкви, неприкосновенно».

Сам князь поселился недалеко от Ясной горы, и по его указу деревянная церковь была разобрана, воздвигнут небольшой каменный храм и здания для монастыря. Это тот самый храм, в котором икона находится и сейчас. Вскоре из Венгрии прибыли в новый монастырь 16 монахов ордена паулинов.

Так древняя православная икона Божией Матери оказалась во владении латинян. В 1430 году на монастырь напали гуситы, бывшие ярыми противниками латинян. Они захватили и разграбили католический монастырь, но далеко уехать им не удалось — неподалеку от обители воз, на котором находилась святая икона вместе с награбленной утварью, увяз в болоте, и один из возничих, чтобы облегчить повозку, скинул лежавший сверху образ Божией Матери.

Икона ударилась о камень и развалилась на три части… Святые лики Спасителя и Пресвятой Богородицы остались целы, и тогда один из гуситов ударил по иконе саблей. Когда из ран Божией Матери потекла кровь, гуситы бросились бежать. Монахи-паулины, следившие за похитителями и шедшие за ними следом, подняли части святыни, обмыли их водой ключа, бившего неподалеку, и перенесли разломленную икону в монастырь…

В 1434 году икону Божией Матери отправили в Краков, где польские реставраторы уничтожили древний образ: «Художники накладывали несколько раз новые краски, но они не держались и быстро сплывали. Сегодня нам известно, что трудности этих реставраторов происходили от того, что они писали темперными красками на образе, выполненном восковой техникой (енкаусто). Не умея справиться с задачей, художники соскребли с деревянной основы остатки первоначального письма и написали новую, наиболее точную копию образа. На местах сабельных порезов на лике Божией Матери резцом были обозначены их следы для увековечения варварского деяния…» (книга «Ясная гора. Святилище Богородицы». Италия, 1992).

Об этой варварской реставрации писал также А. И. Рогов в статье «Ченстоховская икона Богоматери как памятник византийско-русско-польских связей» (сборник «Древнерусское искусство». М., «Наука», 1972 г.): «Можно сказать, что… Ченстоховская икона в настоящее время не существует. В 1434 году она была фактически написана заново на старой доске. Под ныне существующей живописью, как показали исследования реставратора Р. Козловского, нет ни малейших остатков первоначальной живописи. Даже сам грунт наложен был на доску заново».

Примечательно, что в путеводителях, посвященных католическому монастырю в Ченстохове, икона Божией Матери не называется Ченстоховской. Католики называют эту икону Ясногорской.

Но и сейчас это великая святыня — доской для иконы послужила столешница небольшого стола, сделанного Отроком Иисусом и праведным Иосифом после возвращения из Египта в Назарет. Эта столешница, освященная трудами Спасителя и праведного Иосифа, была перенесена верными из Назарета в Иерусалим и там хранилась на горе Сион, в доме Зеведея, отца апостолов Иакова и Иоанна Богослова.

Супрасльская икона Пресвятой Богородицы

Издревле почиталась в православной Польше Супрасльская икона Пресвятой Богородицы. Судьба древнего образа, списка Смоленской иконы, которым митрополит Смоленский Иосиф благословил в 1511 году новую православную обитель, основанную на берегу реки Супраслянки, неизвестна — икона пропала в годы Первой мировой войны.

Сейчас в возрожденном Супрасльском монастыре в церкви Иоанна Богослова находится список иконы, выполненный в XIX веке в связи с четырехсотлетием монастыря. Эта икона почитается в Польше как чудотворная.

Оцените статью
Добавить комментарий