Филермская икона Божией Матери
Филермская икона Божией Матери (Филармоса) написана в 46 году и считается последней иконой Божией Матери, созданной апостолом Лукой при Ее земной жизни. Этот образ святой апостол написал для христиан своего родного города Антиохии.
Оттуда икона попала в Иерусалим и пробыла там первые 400 лет своей истории. В Константинополь она была привезена вместе с другими святынями в 460 году императрицей Евдокией.
В 1204 году икона была похищена крестоносцами и находилась в монашеско-рыцарском ордене иоаннитов (или госпитальеров), находившемся в Палестине. В 1292 году, когда арабы вытеснили иоаннитов из Палестины, образ Божией Матери перевезли на остров Крит, затем Родос, в крепость Филермос, откуда и произошло название иконы. После того, как император Карл V в 1530 году отдал рыцарям остров Мальту, образ был помещен в его крепости.
В конце XVIII века Наполеон захватил Мальту. В 1798 году Государь Павел I принял орден под свое покровительство, став Великим магистром Мальтийского ордена, и великие святыни ордена — десница святого Иоанна Крестителя, часть животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери — были перенесены в Россию.
Сперва они пребывали в Гатчине, а после убийства императора Павла I — в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце, в соборе Нерукотворного Спаса — домовом храме царской семьи.
В октябре 1919 года святыни были тайно вывезены в столицу Эстонии Ревель, затем переправлены вдовствующей императрице Марии Феодоровне в Копенгаген. После кончины императрицы в 1928 году они были переданы главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому). В апреле 1932 года владыка передал их в дар сербской королевской династии.
В апреле 1941 года, когда началась немецкая оккупация, 18-летний король Югославии Петр II и патриарх Сербский Гавриил (Дожич) вывезли древние христианские святыни в отдаленный Черногорский монастырь святителя Василия Острожского. Через десять лет коммунистические власти отобрали их у Церкви и поместили в историческом музее города Цетинье.
В 1993 году Сербская Церковь сумела вызволить из музейного заточения десницу Иоанна Крестителя и частицу животворящего Креста Господня. Сейчас они пребывают в Цетинском мужском монастыре, где хранятся в особом ковчеге в приделе монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
К ним идут нескончаемой чередой паломники. Филермская же икона, как называют ее сами черногорцы — «Божия Матерь Филермоза», все еще находится в музее, куда доступ паломников ограничен.
Печская икона Божией Матери
Печская икона Божией Матери — главная святыня Сербии. Эта икона — из древнейших, она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград.
Сербская Церковь хранит предание, что эта икона находилась позднее в Херсонесе, откуда святой равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев, а затем в Новгород. Божией Матери было угодно вернуть Свой образ на Святую Землю, где образ был вручен святителю Савве, который принес икону в Сербию.
Икона пребывает в Косово, в женском монастыре Печь Патриаршая (или Печка Патриаршая). Эта обитель с 1253 года до XVIII века была резиденцией сербских патриархов и архиепископов, мощи которых (некоторые нетленны) и сейчас находятся в монастыре.
Сейчас это ставропигиальный монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху. Он стоит в окружении албанских поселений, сестры стараются как можно реже выходить из братского корпуса — обитель постоянно обстреливается.
По всему периметру монастыря уложены мешки с песком, защищающие от пуль, и растянута колючая проволока… Напротив главных ворот стоит военная техника, а рядом расположен итальянский гарнизон, охраняющий обитель от албанцев. Патриарх добирается в монастырь на броневике…
Чайничская икона Божией Матери
Чайничская икона Божией Матери, по преданию, письма святого евангелиста Луки, была принесена в Сербию со Святой горы Афон. Сперва икона находилась в Баньском монастыре, а в XIV веке, по велению Самой Божией Матери, перенесена в Чайничский монастырь (в Боснии). Это один из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы в Сербской Церкви.
Святитель Николай Сербский писал: «Была ли ты, дочь сербская, в Чайниче, ничем другим, кроме имени Богородицы, не известном? Образ Ее чудотворный, что в Чайниче, славится по всей Боснии и Герцеговине и в дальних странах. Если бы ты видела перед Чайничской иконой почитание и восхищение, покаянное воздыхание и благодарное величание Божией Матери тысячами паломников! Если бы ты слышала удивительные повести о Ее дарах и милостях, которые Она людям посылает!»
Лепавинская икона Божией Матери
Лепавинская икона Божией Матери — святыня православного монастыря Лепавина, основанного около 1550 года пустынником Ефремом (Вукодабовичем), пришедшим на север Хорватии, на Верхнюю Славонию, из афонского монастыря Хиландар.
Турки неоднократно разрушали обитель, и только в 1630 году сербы получили привилегии от австрийского правительства и вскоре началось восстановление и строительство обители.
С тех пор и до наших дней Лепавина — один из духовных центров, в котором хранят православную веру, оберегая от окатоличивания краинских сербов.
Лепавинская икона — одна из самых почитаемых в Сербской Церкви. О ее чудотворной силе знали уже давно. В монастырской хронике сохранились письменные свидетельства об исцелениях еще с XVIII века. Во время Второй мировой войны, когда монастырь оказался на территории новообразованной Хорватии, он опустел, монахи были изгнаны, а в 1943 году обитель разбомбила немецкая авиация.
На храм упали три бомбы, одна из которых пробила кров и взорвалась внутри храма. Все церковное убранство было уничтожено, и в том числе прекрасный иконостас — памятник раннего сербского барокко. Икона Пресвятой Богородицы чудом Божиим осталась невредима, но о ней долгое время ничего не было известно. Она была обнаружена только в 1967 году. Тогдашний настоятель Лепавинского монастыря отец Симеон (Сакуль), ища что-то среди забытых вещей на чердаке здания Загребской митрополии, увидел чудотворную икону.
В 1969 году святыня была возвращена в монастырь. Когда в 1991 году начались военные действия на территории бывшей Югославии, монастырь избежал трагической судьбы многих православных святынь и монастырский порядок не нарушался. Нынешний настоятель обители архимандрит Гавриил вспоминает: «Мы ощутили ужасы этой войны, но не непосредственно на себе. Поблизости от монастыря не было военных действий, и опасности разрушений не было. И на бушующем море всегда найдется какая-нибудь тихая бухта. Отец Василий, тогда послушник Воислав, и я все это время были в монастыре, и никто не пришел нам угрожать и сказать, что мы должны уйти отсюда. В этом отношении мы не испытали никакой угрозы. Мы возлагали надежду на Пресвятую Богородицу, надеялись на Ее защиту. Как сказала писательница Радмила Мишев, святыня хранила нас, а мы хранили святыню. Мы остались, как и наш народ, живущий в окрестностях монастыря».