Праведники, святые, священномученики… С этими христианскими понятиями знакомы многие, даже те, кто никогда не относил себя к категории верующих в Бога. Одним из таких людей является Александр Феофанович Петровский. Что же это был за человек? Как прожил свою жизнь, и чем завоевал всеобщую любовь?
Александр Петровский – начало пути
В городе Луцке Волынской губернии, 23 августа 1851 года, в семье диакона родился сын – Александр Петровский. Биография его очень насыщена и интересна.
Тогда еще никто не знал, что спустя годы этот мальчик станет архиепископом и будет причислен к лику святых. Окончив 4 класса и получив хорошее образование на юридическом факультете, молодой человек стал жить с матерью. А после ее смерти Александр получил небольшое наследство и начал вести разгульный образ жизни. Это продолжалось достаточно долго, пока однажды не произошло почти мистическое событие.
Вернувшись домой поздно ночью, Александр лег спать в своей комнате, которая была отделена от бывшей комнаты матери занавеской. Неожиданно занавеска открылась, и он услышал голос мамы, которая просила его оставить этот образ жизни и уйти в монастырь.
Жизнь и служба в монастыре
Это событие оказало на молодого человека огромное влияние и стало судьбоносным. Совсем скоро Александр Петровский, фото которого представлено в статье, действительно ушел в монастырь и принял постриг.
Его путь к сану архиепископа был долгим и трудным. С 1900 года, в течение 10 лет, он — иеромонах, наместник, архимандрит Александр Петровский и, наконец, настоятель Лубенского монастыря (в 1911 году). За годы службы здесь священнослужитель прославился организацией знаменитого крестного хода из монастыря в Белгород, в котором приняли участие сотни человек.
А с 1917 до 1919 года он был настоятелем Псково-Печерского монастыря и настоятелем скитской церкви в Полтавской губернии. Это были трудные годы – церкви закрывались, и священники находили приют в образовавшемся ските. Среди 12 священников, служивших здесь, были замечательные люди, обладающие большими талантами в различных областях – подвижничестве, пении, проповедовании, иконописи.
Большое количество людей со всей округи собирались на службу, которая всегда проходила очень вдохновенно. Александр Петровский много внимания уделял народному пению. Будучи сам прекрасным певцом, он приглашал всех принимать участие в песнопениях. И люди пели!
Очевидцы вспоминали, какой стройный народный хор раздавался над скитом во время службы. В последующие годы будущий архиепископ и священномученик зарабатывал все большую известность и всеобщее признание. В мае 1937 году советский епископ Александр Петровский был удостоен чести владения Харьковской епархией.
Народное признание
Епископ Александр Петровский обладал незаурядными чертами характера – душевностью, человеколюбием, добротой, вниманием к чужому горю. При этом он был очень живым и приятным в общении человеком. Его стойкость и выдержка проявлялись во всех делах и начинаниях.
Так, в Харьковской епархии он столкнулся с однообразием и рутиной, однако не стал навязывать новые порядки, а просто показал, как на самом деле должна проходить служба. Обычно на Пасху служба проводится три дня. Местная паства не привыкла к такому, потому что третий день был рабочим. Новый епископ призвал всех отложить работу и прийти на службу и в третий день.
Народ послушал его, и церковь была заполнена. Александр стал петь своим прекрасным тенором и призвал паству поддержать его. Никогда раньше над церковью не слышали такого вдохновенного и слаженного песнопения. По окончании службы и хористы на клиросе, и простой народ были счастливы и благодарили епископа за этот урок.
1937 год в судьбе епископа Александра Петровского
Не секрет, что 1937 год был очень сложным для всей тогдашней России. И епископ Александр в полной мере испытал на себе все его негативное воздействие. В те годы церкви в Харькове повсеместно закрывались. В конце концов, действующей осталась только одна из них. Люди без страха собирались туда со всех концов города, потому что находилась она на самой окраине. Однако власти добрались и туда.
В церковь пришло распоряжение, согласно которому храм надлежало поделить с обновленцами. С этого момента православный архиерей и обновленцы должны были проводить воскресные службы по очереди. Паства была крайне возмущена таким решением. В итоге, было решено соорудить стену и отдать обновленцам один из приделов.
Несмотря на несогласие властей, стену соорудили уже через две недели. На службу к обновленцам с этого момента собиралось не более 40 человек, в то время как другая часть храма была переполнена. Люди съезжались из разных мест и готовы были простаивать долгие час в ожидании службы. Здесь Александр Петровский привычно призывал народ принимать активное участие в песнопениях, и над храмом каждое воскресение разносилось вдохновенное «Подай, Господи!».
Арест и обвинение в контрреволюционной деятельности
Подобная деятельность не могла остаться безнаказанной в то сложное для страны и всего народа время. В июне 1938 года архиепископ был арестован и обвинен в контрреволюционной пропаганде. Спустя год военный трибунал приговорил его к 10 годам тюремного заключения. К слову, заключенные отнеслись с почтением к осужденному, но спустя два года, 24 мая 1940 г., архиепископ Александр Петровский скончался в тюрьме.
Жизнь после смерти
Похоронен владыка в селе Залютино. В течение долгих лет это место служило местом паломничества для верующих людей.
В настоящее время святые Мощи архиепископа находятся в городе Харькове, в Свято-Благовещенском соборе. После его смерти службы в церкви продолжались еще долго, вплоть до 1941 года, когда состоялась последняя из них. Паства так же, как и при жизни владыки, исполняла песнопения дружным хором.