Архимандрит Мелхиседек (Артюхин Павел) был рожден 2 мая 1962 года в Москве. Он стал православным служителем, настоятелем церкви Петра и Павла в Ясеневе, церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Также архимандрит Мелхиседек (Артюхин в миру) стал пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Биография
В 1984 году, отслужив в армии, он стал студентом духовной семинарии в Москве. Там он отучился 4 года. В 1986 году принял постриг в монахи. Тогда стал Павел Артюхин Мелхиседеком. Архимандрит Алексий, наместник Свято-Троице Сергиевой лавры постриг его лично.
Окончив духовную семинарию, он поступил в духовную академию в Москве, на заочное отделение. В 1988 году он прибыл в монастырь Оптина пустынь. Там он благочинно служил на протяжении нескольких лет. В 1990 году будущий архимандрит Мелхиседек получил сан игумена. В 1992 году Академия была им окончена. В 1997 году Патриарх Алексий II выпустил указ, назначив его настоятелем храма Петра и Павла в московском Ясеневе.
Вскоре он стал настоятелем и в монастырском подворье. Помимо этого он стал настоятелем при возведении храма Покрова Пресвятой Богородицы на улице Айвазовского. Возводить его начали в 2008 году. А уже спустя 5 лет сан архимандрита Мелхиседека Артюхину был передан в Преображенском соборе.
Награды
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которого он является, выиграл в конкурсе «Лучший реализованный проект в сфере инвестиций и строительства». Получил соответствующую награду архимандрит Мелхиседек в 2014 году.
В 2016 году он заявил, что слышал, будто папа римский собирается покаяться и вернуться в православную веру. Это прозвучало в столичной церкви перед прихожанами.
Подробности
Свою биографию архимандрит Мелхиседек лично описывал в многочисленных интервью. Так, он стал священнослужителем, когда ему было 25 лет. В своих беседах Артюхин, архимандрит Мелхиседек, признавался, что изначально собирался жить как монах. Он назвал это решение впоследствии максималистским.
Решение стать монахом пришло в его голову, когда ему было 17 лет. Тогда он осознал, что его жизнь и так ему не принадлежит. И он решил отдать ее Господу. Он не понимал в те времена, что мог просто стать священнослужителем. Но нашел подходящий для себя образ жизни. Будущий архимандрит Мелхиседек уже в том возрасте нашел духовника в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он изнутри изучал монашескую жизнь. По этой причине вплоть до поступления в духовную семинарию он уже имел четкое представление о том, какой будет его жизнь в монастыре. В то же время он понимал, что ему предстоит отучиться, пройти армию, и лишь затем он станет монахом. Он мечтал жить в Троице-Сергиевой лавре. И так, по сути, все и вышло.
Несмотря на то что решение было принято в молодом возрасте, архимандрит Мелхиседек никогда об этом не жалел. Он отмечает, что немало трудностей есть и в семейной жизни, а не только в монашеской.
Об отношениях с родителями
В беседах и проповедях Артюхина, архимандрита Мелхиседека, звучала история о том, что родители его были против поступления в духовную семинарию. Так, мать его просила, чтобы он не становился монахом. И Артюхин убеждал ее, что не станет. И когда мать периодически навещала его в лавре, она каждый раз просила его отказаться от идеи монашества. Несмотря на то что архимандрит Мелхиседек в проповедях, беседах признавался, что уже на первом курсе собирался писать прошение в монастырь, матери он говорил, что не собирается этого делать.
В то время духовником его был игумен Венедикт. Он говорил, что не стоит этого делать без благословения на то матери. Однако архимандрит понимал, что мать никогда ему этого не разрешит. Игумен Венедикт призывал его ждать и молиться. Перспективы в общении с матерью не было никакой.
Становление как монаха
Но на ее настрой повлияли некоторые события. Например, один сон, несмотря на то что многие священники советуют не верить сновидениям в случаях, когда они не являются отражением мыслей о Страшном суде. И когда сновидения вызывают грусть и тоску, их не стоит брать во внимание. Считается в церковной среде, что сны бывают от Бога и от беса.
Во сне Артюхин зашел в Троицкий собор. Там не было никого, как вдруг увидел, как вышестоящие рассуждают о том, кого взять в качестве послушника в монастырь. Им не хватало людей. И тут их посетила идея взять Артюхина. Он засветился от счастья, подошел к ним и признался, что мечтал об этом. Проснулся он со слезами счастья на глазах.
Сновидение оказалось позитивным предзнаменованием. В то же время он не понимал, как ему поговорить с матерью. Вскоре она приехала к нему сама и неожиданно сказала, что Павел станет монахом. Он старался отвлекать от темы, которая ее ранила, но она сквозь свое нежелание сказала снова, что он станет монахом. Он удивлялся, почему она так решила. Она заплакала и нехотя рассказала, что не могла уснуть на днях. Ей было ужасно тоскливо от того, что она постоянно одна. Муж ушел, когда Павлу было 7 лет, и она вырастила двух сыновей одна. Один из них создал семью, а второй ушел в семинарию. И она осталась со своей престарелой матерью, которая могла в любой момент умереть.
Во сне она услышала голос, возвестивший ее о том, что сын ее станет монахом. Ее это совершенно не радовало, но голос был очень жизнеутверждающим, и она поняла, что это будет так.
Итог
Против собственной воли мать дала Артюхину благословение. Он рассказал об этом духовнику, и тот сказал, что 3 года молитв не прошли зря. Тогда Артюхин написал прошение о поступлении в монастырь. И вскоре оказался принят в лавру. Это произошло за 14 дней до большого пожара 1986 года. И будущий архимандрит проживал в корпусе 50, который и сгорел дотла. В нем погибло 5 семинаристов. В то время не было мобильной связи. И когда Артюхин увиделся с матерью, будучи в монашеском одеянии, на лице ее отражалась полная гамма чувств: она была и рада, что он живой, и в полнейшем отчаянии, так как он был в монашеской рясе. Он подвел ее к пепелищу и сказал ей, что, если бы его не приняли в монахи, он мог бы погибнуть вместе с теми семинаристами. Она перестала возражать, выбрав отдать сына служению, нежели чем потерять его насовсем.
О проповедях
В проповедях архимандрит Мелхиседек, Артюхин, указывает на то, что Господь откликается на желания человека. По крайней мере, так случилось с ним самим. Если нет никаких знаков свыше, нужно обладать твердым желанием добиться чего-то в этой жизни.
К примеру, в случае монашества, если человек хотя бы чуть сомневается, становиться ли ему монахом или выбрать семейную жизнь, стоит отдать предпочтение последней. Так как когда человек загорается по-настоящему, в нем не остается ни одного сомнения.
Все события, происходившие в жизни архимандрита, случались на фоне его твердого желания стать монахом. В проповеди архимандрит Мелхиседек отмечает, что попутного ветра не бывает у тех, кто никуда не плывет. Первично желание. Так, когда кто-то в детстве играет в солдатиков, он хочет впоследствии стать военным, когда гоняет шайбу во дворе, хочет стать хоккеистом. Прежде всего, человек принимает мысль, а затем начинает по этапам воплощать свою идею. Главное – загореться каким-либо делом, желанием, а затем устремиться к достижению цели. Тогда Господь будет помогать. При наличии желания и призвания воля будет склоняться именно к этому.
Рассуждая в проповеди, архимандрит Мелхиседек Артюхин указывает, что главным побудительным мотивом для человека в желании стать монахом является любовь к Богу. В монахи люди уходят по нескольким причинам – даже те, кто сильно грешен, порой стремятся в монашество. И игумены приветствуют любую причину. Те, кто плохо начал, могут хорошо закончить.
Об образовании
Нужно отметить, что Артюхин обладает медицинским образованием. Именно это позволяет ему сосредоточиваться на главном, точно определять причины духовных недугов, как он сам считает. Он обожает тех, кто обладает талантами в медицинской сфере. Он считает чрезмерной гордостью надеяться на одни молитвы.
Медицина человеку необходима, и врачей стоит почитать, считает архимандрит. В то же время кто-то знает его как талантливого педагога. И каждый священнослужитель по сути является учителем веры.
О Синодальном отделе
В беседах рассуждает Артюхин и о роли Синодального отдела по монастырям и монашеству. На его взгляд, этот отдел выполняет важнейшую функцию в современной церкви. Сайты о монастырях отражают его деятельность. Благодаря этому монастыри обладают возможностью делиться с внешним миром информацией о духовной жизни, о том, что происходит в них. Наиболее интересные статьи порой берут себе другие порталы. И некоторые материалы оказываются востребованными не только у православных ресурсов, но и у некоторых светских. Последние печатают подобные материалы все чаще. Конференции, форумы – важнейшая часть жизни современных монахов. Обсуждая актуальные вопросы, они осмысливают заново церковные традиции, обмениваются опытом духовной жизни, встречаются друг с другом. Все это необходимо, чтобы монашество продолжало существовать в 21-м веке. Все, кто не был на какой-либо конференции, обладают возможностью прочитать о происходившем на ней на сайте «Монастырского вестника».
О наиболее сложном послушании
Архимандрит считает наиболее сложным послушание в Оптинной пустыне. Он был ответственным за то, как протекала повседневная жизнь в монастыре, за дисциплину всей братии, а она была большой, за то, как каждый относился к послушанию. Помимо этого архимандрит постоянно находился на разъездах, участвовал в переговорах. А ему нужно было следить и за своим духовным развитием. Но в дальнейшем приобретенный в этот период опыт в значительной мере помогал ему справиться с новыми трудностями, возникавшими на его жизненном пути.
Интересен тот факт, что архимандрит в своих беседах подчеркивает важную роль Интернета и мобильной связи для современного развития. В то же время чрезмерная огласка способна навредить внутренней монастырской жизни. По этой причине пользоваться данными благами необходимо с умом.
В беседах
В своих проповедях архимандрит отмечает, что наиболее страшным в духовной жизни является успокоение себя. Мол, что исправишься, изменишься обязательно, но потом. По этой причине важно отслеживать свои мысли. При внешней живости можно оставаться мертвым. Как и наоборот.
Архимандрит не раз приводил историю о старце Карпе. Он был парализованным и слепым, жил в Оптинной пустыни. Многие сокрушались из-за него, жалели его, сочувствовали и высказывали ему слова поддержки. Но Карп искренне удивлялся этому. Он говорил: «Я хоть и лежу, но на Бога гляжу». И этот духовный стержень архимандрит советует найти всем. Призывает радоваться тому, что человек уже стоит на своих ногах, жив – и это не мелочь. Такой человек вообще богат, и ныть ему не положено.
Главная мысль
Старец Амвросий, о котором нередко в своих проповедях для прихожан рассказывает архимандрит Мелхиседек, советовал никого никогда не осуждать, всех почитать. То, что происходит внутри человека, намного важнее всего внешнего. Так, если корабль плывет по воде, он не тонет. Но как только вода попала внутрь него, стала проникать в его корпус, он тонет. По этой причине зло не может не касаться человека, но оно не должно исходить от него самого.
Сердце человека должно быть похожим на воду – если в нее бросить камень, она поколеблется, но следа от него не останется никакого уже через мгновение. И порой человек сталкивается со злом и недоброжелательностью, но охранять своего внутреннего человека нужно всегда. Не дать внешним силам оказаться сильнее своих внутренних.
Внутреннего человека необходимо постоянно культивировать. Иначе он сойдет на нет, забудется в морях повседневных бед. И ежедневно через неохоту нужно продолжать это делать. Так как «Царствие Божие нудится и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Его».