Древняя Казань, таившая для Руси постоянную угрозу татарских набегов и на протяжении нескольких веков являвшаяся для православных людей символом рабства, после победоносного похода Ивана Грозного в 1552 году вошла в состав русского государства. С тех пор на её улицах появились не только торговые лавки московских и новгородских купцов, но и православные храмы, оглушавшие звоном своих колоколов столицу поверженного ханства.
- Деревянный храм у Проломных ворот
- Строительство храмового комплекса – гордости горожан
- Завещание благочестивого банкира
- Безымянный зодчий
- Строительство знаменитой колокольни
- Начало нового века
- Предреволюционные годы
- Храм, отданный под склад
- Начало возрождения святыни
- Богоявленский собор (Казань): расписание богослужений, адрес и время работы
Деревянный храм у Проломных ворот
Сегодня одной из наиболее известных православных святынь волжской земли является находящийся здесь Богоявленский собор (Казань, республика Татарстан). Принято считать, что православные традиции начали складываться в городе со второй половины XVI века, но первый деревянный храм появился здесь столетием позже. Он был воздвигнут на месте, где некогда находились так называемые Проломные ворота.
Такому названию они обязаны тем, что во время штурма, предпринятого войском Ивана Грозного в 1552 году, именно в этом месте взрывом порохового заряда был образован пролом в городской стене, через который стрельцы, осаждавшие Казань, проникли внутрь. Позже на этом месте были построены ворота, официально именовавшиеся Нагайскими, но в народе их называли по-своему – Проломными. Это же название получила и улица, берущая здесь начало, в наши дни называемая Бауманской.
Строительство храмового комплекса – гордости горожан
В первой половине XVIII века, когда уже не было ни городских стен, ни ворот, деревянную церковь, построенную на их месте и освящённую в честь Богоявления Господня, по-прежнему называли «церковью у Проломных ворот». Так продолжалось вплоть до 1731 года, когда обветшавший к тому времени (а по другим источникам сгоревший) деревянный храм снесли и на его месте начали строительство нового каменного собора. Собор воздвигался на пожертвования двух благочестивых казанских купцов — И. Михляева и С. Чернова.
Строительство храма длилось ровно четверть столетия и было завершено в 1756 году. Новое сооружение вплотную соседствовало с примыкавшей к его северной стене церковью Андрея Первозванного, построенной в 1701 году. Будучи отапливаемой, она использовалась для зимних богослужений. На протяжении всего XVIII века формировался этот архитектурный комплекс, включавший в себя, кроме здания Богоявленского собора и Андреевской церкви, ещё и двухъярусную колокольню, имевшую шатровое завершение, и стоявший с западной стороны дом для церковнослужителей. Собору также принадлежал в те годы и ещё один дом, не сохранившийся до наших дней, стоявший некогда на месте нынешнего памятника Шаляпину.
Известно, что в дореволюционный период Богоявленский собор (Казань) был одним из самых посещаемых в городе. Его прихожанами являлись представители всех социальных групп. Во время богослужений под его сводами можно было увидеть и местных аристократов, и удачливых предпринимателей, поднявшихся на волне ещё недавно зародившегося русского капитализма, и простых граждан, во все времена составлявших основу общества. В 1873 году здесь крестили будущего корифея русской и мировой сцены Фёдора Ивановича Шаляпина. Когда он подрос, то начинал свою музыкальную деятельность в качестве певчего в соборном хоре.
В годы, предшествовавшие революции, среди священников собора были многие деятели российской науки и культуры, оставившие заметный след в истории страны. Среди них известен Е.А. Малов – выдающийся русский этнограф и языковед, автор двухтомного сочинения о становлении христианства в Казани, ставший одним из инициаторов издания Корана с параллельным русским переводом. Здесь же служил и видный богослов протоиерей Михаил (Зефиров), получивший известность, как один из ведущих профессоров Казанского императорского университета, и многие другие.
Завещание благочестивого банкира
И в прошедшие времена, и сегодня достопримечательностью, прославившей Богоявленский собор (Казань), является его знаменитая колокольня. История её создания сохранилась в старых архивных документах. Известно, что в 1892 году скончался один из наиболее богатых и уважаемых жителей Казани, её почётный гражданин, купец первой гильдии Иван Семёнович Кривоносов. Будучи заместителем директора городского общественного банка, он за свою жизнь сколотил немалое состояние и в завещании указал, что оставляет тридцать пять тысяч рублей в качестве пожертвования Богоявленскому собору, в котором долгие годы был старостой. В документе также указывалось, что эта сумма (огромная по тем временам) должна быть потрачена на строительство соборной колокольни.
Благих начинаний в России всегда хватало, не доставало порой лишь денег на их реализацию. Но поскольку в данном случае вопрос финансирования был решён, незамедлительно объявили конкурс на лучший проект будущей колокольни. Местная газета «Волжский вестник» предложила всем желающим принять в нём участие, сообщив, что на рассмотрение комиссии будут приниматься работы, выполненные в старорусском стиле, и указав минимальную заданную высоту колокольни – 32 сажени (примерно 69 метров).
Безымянный зодчий
Как бы нелепо это ни звучало, но имя архитектора, победившего в конкурсе и ставшего автором общепризнанного шедевра храмового зодчества, построенного всего лишь сто лет назад, до сих пор неизвестно. Дело в том, что утерян чертёж колокольни, на котором была указана его фамилия. Считается, что наиболее вероятными победителями являются два архитектора – Генрих Руш и Михаил Михайлов. Сторонники каждой из этих точек зрения располагают достаточным количеством убедительных аргументов.
Известно, например, что Г. Руш получил премию 150 рублей, как победитель конкурса, но руководителем работ был М. Михайлов, что противоречит традиции – кто победил, тот и строит. Более того, в казанских архивах имеются документы о судебной тяжбе между этими зодчими, оспаривавшими авторство проекта. Но так или иначе, победившая работа получила достойную оценку у современников и была представлена в качестве одного из экспонатов проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки.
Строительство знаменитой колокольни
Торжественная закладка будущей колокольни была совершена в ноябре 1893 года, но после того как вырыли котлован под фундамент, работы по неизвестной причине приостановили и возобновили лишь через два года. Возведение этого уникального сооружения заняло сравнительно немного времени. В 1897 году были убраны последние строительные леса, и колокольня Богоявленского собора (Казань) предстала перед жителями города во всём своём великолепии.
Завершив строительство колокольни, приступили к подъёму на неё колоколов – сначала старых, самый тяжёлый из которых весил 217 пудов (3472 кг), а затем нового, специально отлитого для этого в Москве и доставленного в Казань по железной дороге. Его вес составлял 526 пудов (8416 кг). Тогда же на вершине колокольни установили двухметровый крест, выполненный из металла и покрытый позолотой.
Из дошедших до нас газет того времени известно, что на строительство колокольни пошло два миллиона кирпичей, общая стоимость работ превысила сумму, завещанную купцом И.С. Кривоносовым, составив пятьдесят тысяч рублей, десять тысяч из которых пошли на постройку фундамента. Сообщалось также, что недостающие средства на строительство предоставила Казанская епархия.
Начало нового века
Любопытно, что колокольня Богоявленского собора (Казань), получив самостоятельную архитектурную ценность и являясь одной из самых высоких православных колоколен, стала более известной, чем храм, для которого она была построена. В помещении, находившемся во втором её ярусе, был устроен храм в память купца Кривоносова. Его освятили в мае 1904 года.
Газета «Волжский вестник», о которой уже упоминалось в статье, описывала происшествие, случившееся в июне 1901 года. В тот день разразилась страшная гроза, и удар молнии пришёлся непосредственно в колокольню, сделав в её стене огромный провал. Сразу же загорелся потолок третьего яруса и балки под главным колоколом. Как после сильного взрыва, кирпичи и обломки камней засыпали пол и лестницы второго яруса, были во множестве выброшены на улицу. Лишь благодаря расторопности и самоотверженным действиям очевидцев, которые бесстрашно бросились тушить пожар, весь Богоявленский собор (Казань) не был охвачен огнём.
Предреволюционные годы
В 1909 году было принято решение ввиду ветхости разобрать старую, отслужившую свой век двухъярусную шатровую колокольню. С этого времени новая колокольня Богоявленского собора (Казань, республика Татарстан) осталась единственной в городе, и лишь она созывала звоном своих колоколов многочисленных прихожан.
Дальнейшее строительство соборного комплекса было прервано событиями 1917 года. Но и к этому рубежу он включал в себя немало построек. Это прежде всего сам Богоявленский собор (Казань), также тёплая церковь во имя Андрея Первозванного и небольшой храм, устроенный на втором ярусе колокольни, ставший памятником жертвователю, на чьи средства она строилась. Когда после прихода к власти большевиков началось массовое закрытие храмов, Богоявленский собор продолжал работать. В период с 1920 по 1935 год он являлся городским кафедральным собором, в котором совершал службы лично митрополит Казани.
Храм, отданный под склад
В тридцатые годы Богоявленский собор (Казань), история которого во многом схожа с судьбами большинства российских храмов, был закрыт. Примыкавшую к нему Андреевскую церковь снесли, а на её месте, как бы желая ещё больнее уязвить чувства верующих, соорудили зверинец городского зоопарка. Впоследствии его сменил многоэтажный жилой дом.
Само же здание собора вплоть до пятидесятых годов использовалось в качестве складского помещения, а в колокольне разместились торговые лавки и мастерские. Затем в нём был устроен спортивный зал, с кровли были снесены некогда увенчанные крестами главы, а внутри заштукатурен весь декор, представлявший немалую художественную ценность.
Начало возрождения святыни
Лишь в шестидесятые годы в результате длительных трудов представителей городской интеллигенции и музейных работников колокольня собора получила статус архитектурного памятника, подлежащего охране, и впервые за долгие годы была частично отреставрирована. Ей был возвращён тот вид, которым всегда так гордилась Казань.
Богоявленский собор, фото которого представлены в статье, был возвращён церкви в 1997 году. Это событие стало результатом коренного изменения политики правительства по отношению к религии, что вызывает отрадное чувство. Но колокольня по-прежнему осталась в ведении министерства культуры. В ней проходят художественные выставки и развёрнута экспозиция музея древнерусского искусства, а в 2001 году, учитывая незаурядную акустику внутреннего помещения, был открыт камерный зал имени Шаляпина.
Богоявленский собор (Казань): расписание богослужений, адрес и время работы
Время всё расставило на свои места. Сегодня, как и в прежние годы, одним из главных духовных центров этого древнего волжского города является Богоявленский собор (Казань). Расписание богослужений, вывешенное при входе, едва ли отличается от графиков иных православных храмов. Оно свидетельствует о том, что службы в нём проводятся в полном объёме, предусмотренном церковным уставом. Совершаются они ежедневно. В будние дни Божественная литургия начинается в 8:00, а в воскресные и праздничные дни в 9:00. Вечерние богослужения ведутся с 17:00.
Но этими часами не ограничивается доступ прихожан в Богоявленский собор (Казань). Время работы его охватывает весь день, начиная с раннего утра и заканчивая поздним вечером. Так принято в большинстве православных храмов, куда люди приходят зачастую просто для того, чтобы побыть в окружении святых икон, вдохнуть благодатный запах ладана, помолиться о своих насущных делах и испросить Божьего благословения.
Всем, кто интересуется историей храмового зодчества в России и предполагает побывать на Волге, будет весьма полезно посетить Богоявленский собор (Казань), адрес которого: г. Казань, ул. Баумана, 78. Здесь можно не только ознакомиться с этим выдающимся памятником архитектуры, но и помолиться, а по субботам в часовне при колокольне заказать молебен во здравие близких людей или панихиду по усопшим.
В воскресные же дни и постоянные прихожане, и те, кто в храме впервые, могут получить большое удовольствие от акафистного пения, совершаемого здесь в 17:00. Для тех, кто хотел бы получить более полную информацию, прежде чем посетить Богоявленский собор (Казань), телефон: (843) 292 17 58. Каждый позвонивший получит исчерпывающий ответ на любой из интересующих его вопросов.