Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге заслуженно считается одним из наиболее ярких памятников елизаветинского барокко. Возведённый в честь святителя Николая Мирликийского – покровителя всех плавающих и путешествующих — он в течение долгих лет является местом духовного окормления российских моряков.
- Петербургская Морская слобода
- Предшественницы нынешнего храма
- Начало возведения каменного храма
- Зодчий, создавший проект собора
- Собор, которому не страшны наводнения
- Николо-Богоявленский морской собор: описание
- Иконы собора и декоративная резьба
- Памятный обелиск и благотворительные заведения собора
- Собор в советские и постсоветские годы
- Службы, проводимые в соборе
Петербургская Морская слобода
Общеизвестно, что жизнь Санкт-Петербурга неразрывно связана с морем, и начиналась она вокруг возведённой в 1704 году Адмиралтейской судоверфи. Вблизи неё помещалась в те годы Морская слобода – поселение, состоявшее главным образом из одноэтажных каменных казарм, в котором жили те, чьими руками и создавался российский флот. Память о них сохранилась в названиях – Канонерская улица и одноименный же переулок. Канонерами в петровские времена называли пушкарей.
Кроме того, и воздвигнутый здесь собор, о котором идёт речь в нашей статье, также дал своё название площади, на которой он находится, рынку, переулку, двум мостам, и улице, носящей в наши дни имя Глинки.
Как явствует из архивных документов, выбор места, на котором впоследствии поднялся Николо-Богоявленский морской собор, был определён не только наличием свободного пространства, но и близостью водных артерий, таких как Крюков и Екатерининский каналы, а также река Фонтанка.
Предшественницы нынешнего храма
С целью духовного окормления тех, кто служил в Морском ведомстве, неподалёку от Адмиралтейской верфи изначально было возведено несколько церквей. На том месте, где сейчас высится Николо-Богоявленский морской собор, находилась часовня, также освящённая в честь небесного покровителя мореплавателей и путешественников. Из воспоминаний современников известно, что она отличалась необычайным богатством своего убранства, но не могла вместить всех желающих.
Снисходя к многочисленным просьбам прихожан, Священный синод постановил возвести на её месте деревянную церковь, также посвящённую небесному покровителю флота, но сделать её значительно большего размера, что и было исполнено в 1743 году. В неё были перенесены из прежней часовни иконы, церковная утварь и всё, что представляло какую-либо ценность. Приходская община новой церкви была весьма многочисленной. Согласно сохранившимся документам, её членами были 3396 казённых служащих и мастеровых, не считая женщин и детей.
Начало возведения каменного храма
Однако строительство деревянной церкви явилось лишь полумерой. Овеявший себя славой российский флот требовал для своего небесного покровителя более достойного храма, и в 1752 году князь Михаил Голицын, являвшийся президентом Адиралтейств-коллегии, подал на высочайшее имя прошение о возведении нового каменного собора.
Все издержки планировалось покрыть из средств Морского ведомства, а также из добровольных пожертвований граждан. В своём обращении к императрице Елизавете Петровне князь особо подчёркивал, что строительство собора явится достойным воздаянием памяти «славных побед флота Российского». Государыня Елизавета Петровна не замедлила дать своё согласие, после чего были начаты работы.
Зодчий, создавший проект собора
Николо-Богоявленский морской собор, фото которого представлены в статье, был построен петербургским архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским. В качестве образца будущей постройки зодчему было рекомендовано использовать собор, ранее выстроенный в Астрахани и своими очертаниями весьма понравившийся Петру I во время его посещения этого нижневолжского города. Известно, что государь намеревался построить такой же и в Санкт-Петербурге, но неожиданная кончина, последовавшая в 1725 году, помешала осуществлению его планов.
Чевакинский был вынужден согласиться, но в итоге сходство двух храмов ограничилось лишь их пятиглавием, которое для Петербурга тех лет было редкостью. Дело в том, что уже давно все храмовые постройки в нём возводились по образцу известного собора, находящегося на территории Петропавловской крепости, то есть одноглавые и увенчанные колокольней со шпилем. Таким образом, создавая Николо-Богоявленский морской собор, архитектор сделал существенный шаг на пути возвращения к русской православной традиции.
Собор, которому не страшны наводнения
Свой первый проект архитектор подал на высочайшее утверждение весной 1752 года, но вскоре получил его на доработку, так как при составлении чертежей не была учтена возможность наводнений, столь частых в Северной столице. После надлежащей переработки, занявшей год, проект был, наконец, утверждён в том виде, в котором собор сохранился до наших дней.
В своём новом варианте его здание было поднято настолько, чтобы пол оказался выше уровня, который в моменты стихийного бедствия достигает невская вода. В соответствии с этим были продуманы и общие пропорции собора. Отдельно от него в период с 1755 по 1758 год была возведена колокольня, согласно петербургской традиции, увенчанная высоким шпилем.
Николо-Богоявленский морской собор: описание
Этот один из крупнейших соборов Санкт-Петербурга вмещает одновременно пять тысяч человек. Его здание имеет в плане крестообразную форму и богато декорировано коринфскими колоннами, лепными наличниками, а также балконами с коваными узорными решётками.
Согласно проекту С. И. Чевакинского, здание собора строилось в два этажа. Своды помещений имеют форму равностороннего креста. Верхняя церковь была освящена в честь Богоявления Господня. Торжественная церемония была проведена 26 июля 1762 года архиепископом Сильвестром (Кулябкой) в присутствии императрицы Екатерины II, посетившей Николо-Богоявленский морской собор. Его нижнюю церковь, как и было первоначально задумано, освятили в честь святителя Николая Чудотворца.
Иконы собора и декоративная резьба
Особого внимания заслуживают иконостасы обеих церквей, выполненные в XVIII веке выдающимися мастерами-резчиками С. П. Никулиным и И. Ф. Канаевым. Интересны также и иконы, создание которых было поручено лучшему петербургскому иконописцу тех лет Федоту Лукичу Колокольникову, а также двум его родным братьям – Ивану и Мине.
Следует заметить, кстати, что эскизы обоих иконостасов разработал сам архитектор собора – С. И. Чевакинский. Он же занимался составлением перечня необходимых для них икон. Кроме работ указанных мастеров, в соборе представлена уникальная икона Николая Чудотворца с частицами его мощей, выполненная в XVII веке. Она является главной соборной святыней.
Памятный обелиск и благотворительные заведения собора
Каждый, кто приходит в Николо-Богоявленский морской собор, невольно обращает внимание на строгий обелиск, высящейся в его саду. Установлен он был в 1908 году в память об экипаже броненосца «Александр III», геройски погибшем в Цусимском сражении, которое явилось одной из трагических страниц Русско-японской войны.
Эскиз обелиска был создан одним из участников тех событий – полковником, князем М. С. Путятиным. В дореволюционный период при соборе была открыта больница для малоимущих, а также женский приют-богадельня и благотворительное общество с бесплатной школой.
Собор в советские и постсоветские годы
В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, Николо-Богоявленский морской собор, адрес которого: Никольская площадь 1/3, в отличие от многих других городских храмов, не закрывался, а в период с 1941 по 1999 год даже имел статус кафедрального. В помещениях, устроенных на хорах, в те годы проживали ленинградские митрополиты – Алексий (Симанский), занявший впоследствии патриарший престол, а также Григорий (Чуков).
В апреле 2009 года, после того как митрополитом Владимиром (Котляровым) была заново освящена верхняя церковь, в неё возвратили многие изъятые прежде святыни, среди которых особое место занимают старинные иконы, выполненные живописцами Колокольниковыми (о них речь шла выше), а также ковчег с частицами многих православных святых.
Поскольку Николо-Богоявленский морской собор (СПб) изначально строился как дань памяти героям российского флота, то и в наши дни эта традиция нашла своё продолжение. Подтверждением тому могут служить установленные в верхней церкви мемориальные доски с именами десятков подводников, погибших при исполнении своего долга. Среди них и экипаж подводной лодки «Комсомолец», затонувшей в апреле 1989 года в Норвежском море, а также АПЛ «Курск», погибшей в 2000 году. В дни поминовения в соборе служатся панихиды по ним и по всем морякам российского флота, отдавшим жизнь за Родину.
Службы, проводимые в соборе
Сегодня, когда Россия после долгих десятилетий тотального атеизма вновь устремилась к своим духовным истокам, среди прочих питерских святынь обрёл своё достойное место и Николо-Богоявленский морской собор. Расписание богослужений, проводимых в нём, свидетельствует о полноте и насыщенности его религиозной жизни.
Ежедневно проводятся две литургии: ранняя, в 7:00 и поздняя, в 10:00. Каждой из них предшествует исповедь, начинающаяся за 15 минут до указанного времени. Кроме того, в 8:45 и в 12:00 проводятся молебны, а в 18:00 – вечернее богослужение. Остальное же время, по мере необходимости, бывает заполнено всевозможными требами.