Город Саратов, Троицкий собор: фото, расписание богослужений, часы работы, описание, адрес, телефон, история

На Музейной площади Саратова высится древний Свято-Троицкий собор. Слышали его стены и свист татарских стрел, и гомон многоязычной пугачёвской ватаги, и охрипшие от надрыва голоса революционных ораторов, призывавших «разрушить до основания и построить…», впрочем, что именно нужно строить, они и сами представляли смутно. Многое ими было уничтожено безвозвратно, но возродился из мрака и запустения дивный храм – краса и гордость Волжского края. Рассказ о его рождении следует начать, вернувшись на четыре века назад.

Деревянная предшественница собора

В 1590 году, при благочестивом государе Фёдоре Иоанновиче, основали стрельцы на берегу Волги сторожевой город, названный Саратовом. О том, в каких храмах молился православный люд в первые десятилетия его существования, сведений не сохранилось, но доподлинно известно, что в 1674 году благословил епископ Астраханский Парфений соорудить на единственной по тем временам городской площади деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы.

Усердием прихожан возведена она была на том самом месте, где ныне высится знаменитый на всю страну Троицкий собор (город Саратов). Десять лет прослужила церковь во спасение душ людских, но в 1684 году попустил Господь случиться в Саратове большому пожару – частому гостю всех старорусских деревянных городов, и уничтожил огонь беззащитный бревенчатый храм.

Остались на месте церкви одни головешки – прихожанам скорбь, а её настоятелю протопопу Игнатию (Данилову) так вообще разорение. И пошли они бить челом Астраханскому митрополиту Савватию, чтобы тот разрешил постройку каменного собора, а своё архипастырское благословение подкрепил бы деньжатами, коих на такое дело требовалось преизрядное количество.

Возведение каменного здания

Ну, насчёт денег неизвестно, а благословение своё владыка дал, и даже указал, какими особенностями должен отличаться будущий собор от своих собратьев, во множестве возведённых к тому времени на святой Руси. С получением митрополичьей грамоты работа на городской площади закипела, и в ней принял участие весь православный Саратов. Троицкий собор возводился не только на народные средства, то есть добровольные пожертвования горожан, но и их же руками. Известно, что все работы, не требовавшие специальной квалификации, выполнялись самими будущими прихожанами.

По завершении строительства в 1659 году из Астрахани был прислан архимандрит Иосиф, со всей строгостью освидетельствовавший новый собор и тогда же освятивший оба его храма – верхний, во имя Пресвятой Троицы, и нижний, в честь Успения Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился акт приёмки, составленный дотошным архимандритом. В нём подробнейшим образом перечисляются все конструктивные особенности здания, а более всего уделяется внимания роскошной и весьма редкой для провинциальных храмов голландской печи, установленной на первом этаже и покрытой «дивными изразцами».

Новые пожары и бедствия

Но печи, несущие в дома тепло и уют, таили в себе и реальную опасность. Вот и в 1712 году выпал у кого-то из-под чугунной заслонки горящий уголёк, и вновь заполыхал Саратов, большинство построек которого по-прежнему оставались деревянными. Этот пожар вошёл в историю как самый страшный и губительный из всех, случившихся в городе со дня его основания.

С болью описывал современник то, во что превратил огонь главную городскую святыню. Кровля, оконные рамы, двери и все прочие деревянные части здания полностью сгорели, остался лишь покрытый копотью каменный остов. Погибло и богатое внутреннее убранство собора, составленное на пожертвования боголюбивых прихожан.

Впрочем, кого на Руси этим удивишь? История большинства старинных храмов – это сплошная череда пожаров и последующих восстановлений. Вот и в Саратове православный люд, погоревав, полез в кубышки за пятаками и гривнами на ремонт святыни. Дело Божие – нельзя отказать.

Восставший из пепла

Возрождённый после пожара, Саратовский Троицкий собор выглядел лучше прежнего. Трапезные нижнего и верхнего этажей были удлинены и соединены между собой арками. В верхней части здания соорудили крытую галерею и, что весьма важно, колокольню. По тем временам она не только созывала звоном колоколов богомольцев, но и служила наблюдательным пунктом, с которого следили за возможным приближением татар, вплоть до 1717 года неоднократно устраивавших набеги и опустошавших предместья.

Перестройка собора, ставшая следствием пожара, растянулась более чем на десять лет. С ней связано событие, вошедшее в историю Саратова. В 1722 году, отправляясь в персидский поход, его проездом посетил государь Пётр Великий со своей супругой императрицей Екатериной I. В городских архивах сохранились записи о том, что царь лично поднимался на леса, покрывавшие здание собора, и, имея, как известно, навык в плотницком и строительном деле, давал весьма дельные указания.

В 1774 году послал Господь саратовцам новые испытания. В мае случился в отстроенном к тому времени соборе очередной пожар, сильно повредивший верхний храм, а летом город пережил нашествие Пугачёва, подступившего к нему во главе многотысячного войска. Большинство из тех жителей, что бежали в леса и тем спаслись от смерти, вернувшись, обрели на месте своих прежних домов лишь пепелища, а из тех, кто оставался в городе, положившись на волю Божью, многие простились с жизнью, став жертвами «бессмысленного и беспощадного» бунта, захлестнувшего среди прочих городов и Саратов. Троицкий собор бунтовщики, однако, не тронули.

Великий русский «авось»

Следующий этап в истории собора охватывает период с 1786 по 1811 год и является весьма характерной иллюстрацией русской жизни. Дело в том, что в середине восьмидесятых годов на фасаде здания появились и стали постепенно увеличиваться трещины – очевидный результат проектных ошибок или строительного брака. Поскольку в таком состоянии собор представлял опасность (мог рухнуть в любой момент), правящий архиерей прислал губернатору распоряжение полностью разобрать аварийное здание и на его месте возвести новое.

Вполне понятно, что только на демонтаж огромного каменного сооружения требуются немалые средства, а уж на строительство нового – тем более. Однако в архиерейской грамоте было много добрых пожеланий, но о деньгах не говорилось ни слова. Жители города, при всём их благочестии, такую сумму собрать не могли.

Поэтому было решено, положившись на Волю Божью да на великий русский «авось», собор не закрывать, а продолжать в нём богослужения, тем более что за долгие годы все к нему привыкли. Так и молились саратовцы, опасливо косясь на потолки, вплоть до 1795 года, пока из Астраханской консистории не прибыл чиновник со строжайшим указанием немедленно опечатать храм.

Запертым собор простоял до 1800 года, пока горожане не решили: раз уж до сих пор не рухнул, то и дальше Господь пронесёт. Печати сняли, службы возобновили, но учредили при храме комитет, состоявший из почётных граждан города. В его обязанности входило регулярно осматривать стены и давать официальное заключение – расползаются или нет. Одиннадцать лет почтенные мужи составляли технические отчёты, в которых единственным обоснованием продолжения работы храма была Божья милость.

Наконец, в 1811 году местный соляной промышленник и богач М. А. Устинов на свои средства произвёл работы по укреплению здания. К его стенам были подведены мощные вертикальные рёбра – контрфорсы, скрытые от глаз возведённой над ними крытой галереей и двухэтажной папертью. Его же трудами деревянное покрытие кровли было заменено железным, а внутри устроены новые богатые иконостасы. На том и завершился период, длившийся ровно четверть века, в течение которого собор то закрывали – обвалится, то вновь открывали – Бог милостив. На этот раз пронесло – всегда бы так!

Период благоденствия собора

В 1826 году в городе был построен и освящён новый кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского. С этих пор он являлся центром, вокруг которого строил свою духовную жизнь Саратов. Троицкий собор стал обычным приходским храмом, но, снискав за долгие годы своей истории любовь саратовцев, пользовался их привязанностью и, что немаловажно, пожертвованиями. Так, в 1836 году купцом первой гильдии Ф. Я. Пулькиным к обеим трапезным храма были пристроены приделы, разобранные в советский период и не сохранившиеся до наших дней.

Начало XX века ознаменовалось подготовкой к большим работам по перестройке и реконструкции храма. Для их осуществления был создан комитет во главе с вице-губернатором Саратова — действительным статским советником В. Н. Азанчеевым-Азанчевским и его заместителем — настоятелем храма протоиереем Геннадием (Махровским). Комитет выполнил разработку плана по строительным и реставрационным работам, осуществить который помешали события 1917 года, захлестнувшие Саратов.

Годы тотального богоборчества

Троицкий собор находился на площади, ставшей в этот период центром политической жизни города. На ней постоянно проходили революционные и антирелигиозные митинги, сменявшиеся акциями всевозможных организаций и движений, включая такую скандально известную, как «Долой стыд!», провозглашавшую физическую наготу единственно возможной формой равенства.

Переживший в XVIII веке нашествие Пугачёва, Саратов вновь погрузился в кошмар произвола и беззакония. Начались повальные аресты представителей духовенства и наиболее активных прихожан. В сентябре 1919 года без суда и следствия были расстреляны настоятель Троицкого собора протоиерей Геннадий (Махровский) и целый ряд других клириков, а через месяц мученический венец приняли правящий архиерей Саратовской епархии и многие из его окружения.

Уже в начале тридцатых годов почти все храмы Саратова прекратили свою работу, многие из них были разрушены. Закрыли и Свято-Троицкий собор. Город Саратов стал ареной беспримерной по своим масштабам и дикости атеистической кампании. Памятник храмового зодчества, насчитывавший к тому времени более трёх веков своей истории, вначале использовали в качества склада, а затем определили под снос как не представляющий интереса для членов нового социалистического общества.

Борьба за храм

И разделил бы он судьбу многих безвозвратно потерянных Россией Божьих храмов, но нашлись люди, не побоявшиеся подать голоса в его защиту. Это были не только прихожане, но лучшая часть городской интеллигенции. Главную же инициативу проявили сотрудники Саратовского университета и работники городских музеев. С их стороны это было проявлением беспримерного гражданского мужества, так как в те годы любые действия, направленные против генеральной линии партии, включавшей в себя и борьбу с религией, рассматривались как антигосударственные и могли привести к самым трагическим последствиям.

Но их борьба увенчалась успехом – Троицкий собор Саратова уцелел, хотя и оставался недействующим. Так продолжалось до тех пор, пока тяжелейшее положение на фронтах Великой Отечественной войны не заставило правительство пересмотреть своё отношение к религии, видя в ней мощную силу, способную сплотить народ и придать ему сил, необходимых для победы над врагом. Известно, что в эти годы вновь стали действующими многие храмы, прежде закрытые и использовавшиеся для хозяйственных нужд.

В октябре 1942 года возобновил работу и Троицкий собор (Саратов). Описание его тех лет способно наполнить болью сердце каждого человека – не только верующего, но и просто относящегося с трепетом к собственной истории. Вандалы-безбожники, в руках которых он находился многие годы, разломали иконостасы, разграбили ризницу, уничтожили богослужебные книги и иконы.

Однако горячая молитва прихожан согревала опустошённый и холодный Троицкий собор (Саратов). Расписание богослужений – небольшой листок бумаги, появившейся на его дверях – стал первой ласточкой духовной весны, время которой должно было обязательно наступить. И она приближалась. Её посланцами были тысячи людей, приходивших в храм в первые послевоенные годы, большинство которых составляли вчерашние фронтовики.

Восстановление внутреннего убранства собора растянулось на долгие годы. Причиной тому была крайняя бедность народа. Люди несли в храм лишь те малые средства, которые с трудом удавалось выкроить из скудного домашнего бюджета, но и эти деньги беззастенчиво изымались госчиновниками для пополнения ими «Советского фонда мира».

Значительные улучшения наступили лишь в начале пятидесятых годов, когда известный художник-палешанин П. Л. Парилов написал для собора сорок икон, вошедших в иконостасы верхнего и нижнего храмов. К этому времени удалось провести и многие фасадные работы. Вплоть до конца восьмидесятых годов Троицкий собор (Саратов), фото которого представлены в статье, оставался одним из двух действовавших городских храмов.

Благие перемены девяностых

Важным событием в жизни Троицкого собора стало его посещение святейшим Патриархом Алексием II в 1993 году и совершённая им Божественная литургия – первая за четырёхвековую историю Саратова, которую отслужил в нём Предстоятель Русской Православной Церкви.

Однако для достижения своего нынешнего великолепия, во всех деталях повторяющего прежний облик, ещё долгий и трудный путь должен был пройти Троицкий собор (Саратов). Часы работы его по-прежнему были ограничены. Но перестройка уже внесла в жизнь страны новое, а точнее, старое, ещё дореволюционное отношение к религии и вопросам веры. Благодаря этому каждый смог для себя решить, что для него значит дорога к храму и каким святыням он готов поклоняться.

Свобода совести перестала быть пустой декларацией. Но перестройка принесла с собой и много проблем, в том числе и материальных. По всей стране верующим были возвращены отнятые у них прежде храмы, и на их восстановление требовались значительные средства, которых не было в городских бюджетах. Не имел их и Саратов. Троицкий собор, история строительства и благоукрашения которого неразрывно связана с добровольными пожертвованиями прихожан, также пребывал в бедности.

Перемены наступили с назначением в Саратовскую епархию нового правящего архиерея – епископа Лонгина (Корчагина), сумевшего в сжатые сроки изыскать и материальные средства, и договориться с министерством культуры РФ о составлении проекта реставрационных работ, и найти нужных специалистов. Но главную роль, как всегда, сыграли прихожане, помогавшие в меру сил и возможностей – кто рублём, а кто и выполняя посильную работу.

Сегодня среди многочисленных российских храмов занял достойное место и Троицкий собор (Саратов). Расписание богослужений, вывешенное при входе, свидетельствует о том, что службы в нём ведутся в полном объёме, предусмотренном церковным уставом, как это было прежде, в дореволюционные годы. Вновь его двери широко открыты для всех, кто ищет свой путь к Богу, а таких с каждым днём становится всё больше.

Троицкий собор (Саратов): расписание богослужений, адрес и телефон

Каждый, кто посещает церковь, знает, что круг годовых служб строго регламентирован церковным Уставом, в соответствии с которым ведется жизнь отдельных приходов. Таким же образом планирует свою литургическую деятельность и Троицкий собор (Саратов). Расписание проводимых в нём богослужений, несмотря на то, что имеет свои особенности, в целом схоже с графиками работ других храмов.

В будние дни:

  • Божественная литургия в 8:00.
  • Вечерня, утреня и полиелей в 17:00.

В праздничные дни:

  • Ранняя литургия в 7:00.
  • Поздняя литургия в 9:00.
  • Всенощное бдение в 17:00.

Волжские города традиционно привлекают внимание туристов, желающих ощутить воздух российской истории. Для них, несомненно, представит интерес и Саратов. Троицкий собор, адрес которого: ул. Московская, д. 6 (Музейная площадь), станет ярким и запоминающимся этапом их путешествия. Все сведения о деятельности прихода, его истории и особенностях графика богослужений во время тех или иных праздников можно получить на многочисленных ресурсах, освящающих его жизнь. И ещё для тех, кто желал бы получить более полную информацию прежде, чем посетить Саратов (Троицкий собор), телефон: +7 (845) 223 62 51. Звоните, вам с удовольствием ответят и дадут все необходимые разъяснения.

Оцените статью
Добавить комментарий