Женщины — существа более эмоциональные, они более подвижны и более чувствительны. Это накладывает определённый характер общения с ними, особенно для молодых пастырей.
В первую очередь — это дистанция. Бывает так, что некоторые женщины нарушают интимную зону человека, и когда разговаривают, приближаются вплотную. Это бывает и на исповеди, и просто во время какой-нибудь духовной беседы. Важно, чтобы такого вторжения во внутренний мир священник не допускал. Очень легко воспринять особенно блудную страсть через такое соприкосновение. Если священник раскрывается внутренне-духовно, воспринимает всю психическо-духовную составляющую человека, это на него производит особое впечатление. Запечатляется в его сердце, в душе, в уме. А если он позволил в своём сердце этому укрепиться — оно продолжает развиваться, вплоть до каких-то греховных последствий.
Поэтому, разговаривая с женщиной, даже само понимание целомудрия, скромности, побуждает нас разговаривать с ними или выслушивать их исповедь с опущенными глазами, смотреть вниз. Не на лицо, не глаза в глаза, не рассматривая её какие-то наряды, а смотреть вниз, и стараться про себя молится. Читать Иисусову молитву, чтобы не заразиться этой страстностью. Не только самому избегать любых соприкосновений, но и ей не позволять, чтобы она касалась. Если она хочет вам передать подарочек, знак внимания — конечно, лучше отказаться.
Разговор, который идёт во время исповеди, не должен переходить в беседы. Так зачастую бывает, что женщины невольно ищут в лице священника себе некий формат общения, поддержки. Ей не нужна духовная жизнь, а нужны душевные отношения: поговорить по душам, что-то рассказать. Ну и, может быть, уже никого не осталось из знакомых и близких, кто способен выдержать вот её такие разговоры — она приходит в храм, ищет батюшку и заводит свой такой разговор.
Надо всегда помнить, что исповедь — это исповедь, а духовная беседа — это духовная беседа.
Иногда они могут совмещаться, но это нежелательно. В таком случае лучше аккуратно напомнить, что она ведь пришла на исповедь: «Если у вас есть, что сказать по грехам — давайте сейчас поговорим. А если побеседовать — давайте после службы». Это иногда помогает: женщина в двух словах заканчивает свои покаянные глаголы и уходит со службы. Но если что-то её действительно беспокоит — она дождётся вас и после службы.
Важно в таких случаях не быть ведо́мым. Бывают особенно эмоционально настроенные, они могут человека с менее устойчивой психикой повести за собой. И можно их слушать до бесконечности, это неиссякаемый источник разговора. И если они нашли такую жертву для себя — будут потом постоянно её использовать. Чтобы священник не стал такой жертвой, важно помнить, что он служит для того, чтобы рассказать о Христе, помочь человеку увидеть Бога.
Я знаю разные случаи, когда некоторые дамы преступали всяческую ступень скромности, приходили даже иной раз во внутренние покои священников без спроса. Конечно, они хотят заботиться о батюшке, видят, как он устаёт. Но только она видит, что как он переживает, и нет никого помощников. Только она готова всё оставить и ему служить. От такой особы нужно избавляться, и чем быстрее, тем лучше. Понятно, что в основе её действий лежит страсть. Страсть, которая может довести до серьёзных падений.
Митрополит Вениамин (Федченков) был подвержен преследованиям некой особы женского пола, не мог от неё скрыться совершенно нигде. Она его преследовала как какой-то шпион: и на службе, и после службы. Он в троллейбус — она за ним в троллейбус. Он уже решил от неё бежать за город. В какой-то автобус, с пересадками, а она прямо бегом за ним, и не отставая. И он вышел, идёт по горной дороге, быстрым шагом — она следует за ним, невдалеке. И так это для него тяжело, что он вынужден вот из всех сил бежать от неё. Тогда он останавливается, она его догоняет, и он говорит ей: «Отвяжешься ты от меня, дура, или нет, в конце концов?!». Она заплакала и убежала. А ему стало так легко на сердце, что он пошёл домой совершенно спокойным.
Может быть, нам покажутся вот эти методы грубыми. Но надо понимать, какие побуждения двигают человеком. Я думаю, что эти побуждения сродни тем, когда преподобный Макарий Египетский, боримый бесом блуда, прыгнул в пасть одного змея, с желанием лучше погибнуть, чем согрешить. Но змей издох, а Макарий освободился от бесовского искушения. Понятно, что современный человек — далеко не преподобный Макарий, и вряд ли кто из нас сможет совершить подобный поступок. Тем более эта ситуация для духовных людей понятна и очевидна, связь невидимого и видимого змея. А в ситуации, которую мы привели наших современников — понятно, что грех этой грубости намного меньше, чем грех блуда.
Всегда нужно смотреть на целостность своей души — что ей больше повредит? Допустим, если я человеку грубо сказал, и потом у Бога попрошу прощения, помолюсь за того, кого я обидел. А если я вступлю в незаконные отношения, смогу ли потом исправиться? Смогу ли покаяться? И перед тем же человеком я буду более виноват и грешен, чем оскорбив его словом.
Очень важно в общей беседе и на исповеди с женщинами возвращать их ум к семье, к мужу, вообще к основе семейной жизни. Ведь одна из основных проблем у женщин — это попытка доминировать над своим супругом, это когда она видит в нём массу недостатков различного характера — от физических до духовных. И в данном случае, одна из задач пастырей — постараться помочь ей увидеть свою роль женщины в семье, какая она должна быть.
По материалам портала Пастырь
Пресс-служба Переславской епархии