Епископ Феодор: Стратегия разговора с сомневающимися

На портал Пастырь поступил вопрос: Есть человек, с которым мы переписываемся в социальных сетях, он представляется православным, но по характеру его постов он очень«обижен» на Бога, предъявляя ему обвинения, что Бог не сделал этот мир лучше, чище, справедливее. Все разговоры о том, что человек свободен в своем нравственном выборе и несет ответственность за свои поступки, этого человека не вразумляют. У него есть такой аргумент, что он вроде, как не грешил сильно, почему он должен разделить страдания в этой жизни от родственников, ближних и так далее! Считая себя недостойным такого отношения со стороны своего окружения.
У него действительно непростая жизнь! Отец пил, скандалы и всякие другие нехорошие вещи связанные с этим. Вот он претензию к Богу и выставляет, за что он терпел несправедливость будучи ребенком в семье. Непонятно что сказать такому человеку?
Проведя небольшое социальное исследование в атеистической группе, выяснилось, что это чуть ли не основная причина неверия!
Какую тактику и стратегию разговора с такими людьми можно избрать?
Епископ Переславский и Угличский Феодор ответил на данный вопрос так:

Понятно, что у обиженных людей всегда будет внутренний поиск оправдания себя и обвинения кого-то другого. Но мы должны понимать, что уровень не только воцерковления, духовности, но и нравственности, культуры у каждого человека разный; и мы должны, поняв этот уровень, спуститься на него, снизойти до него и разговаривать на этом уровне, как и Христос говорил с каждым его языком. И апостол Павел говорит, что он для всех был всем, для Еллинов как Еллин, для Иудеев как Иудей (1Кор. 9:18−22).
Мне вспоминается рассказ митрополита Вениамина (Федченкова), который, рассуждая о роли служения Святейшего Патриарха Тихона, удостоился такого откровения от Бога. Он в тонком сне увидел себя в в какой-то очень грязной, заброшенной деревне, далеко от Москвы. В грязных домах жили какие-то люди, тоже очень нечистоплотные, видно, что находящиеся на самой низкой ступени социальной лестницы. И они понимали низость своей жизни. Он видел их, они видели его, и весь их вид говорил: «Только не надо нам ничего говорить ни о Христе, ни о вере, ни о Церкви. Только молчи. Нам и видеть-то тяжело тебя, в твоих духовных одеждах, в твоей рясе, а ты нам что-то ещё хочешь сказать». И он стоял и недоумевал: «А зачем он здесь? Почему Господь поставил его в это место?». Как вдруг он услышал шум. Люди стали как-то переговариваться, оживились, и все стали выходить на улицу. Вместе с ними вышел и владыка Вениамин. Что же он увидел? Что по этой непролазной подмосковной грязи в зелёной бархатной патриаршей мантии идёт Патриарх Тихон, как бы летит над землёй к своей пастве. И они, как какие-то кошечки, собачки, как какие-то брошенные животные, начинают его окружать и льнуть к нему своими головами. И он им ничего не говорит, а только их ласково касается рукой, и они от этого становятся счастливы.
Наверное, и мы должны проповедовать слово Евангелия не только какими-то словами, наставлениями, цитатами из канонов или постановлений апостольских правил, но и выражением своей любви к человеку.
Человек обычно бывает больше всего благодарен за то, что мы понимаем его, разделяем его скорбь, подставляем ему своё плечо для того, чтобы понести вместе с ним тяготу его жизни, чтобы он почувствовал, что он не один.
Люди, попавшие в какую-то беду, которая уязвляют их сердце, их внутренний мир, не могут найти покой. А покой можно найти только в любви. Если мы оказываем им эту любовь — есть надежда, что они на неё откликнутся.
Мне вспоминается случай, который рассказывал известный миссионер, наш современник, отец Олег Стеняев. Он привёл в православие одного протестанта, и уже спустя некоторое время после приобщения отец Олег спросил у него: «А что же всё-таки явилось самым весомым аргументом в принятии решения, в принятии православия?», и бывший протестант сказал: «Знаете, батюшка, когда я к вам приезжал, и мы беседовали с вами — всё это было очень хорошо и интересно. Но я помню один случай, когда я приехал накануне поста, и вы меня накормили жареной курицей. Я был тогда голодный весь день, и так хотелось есть. И вы её достали из холодильника, разогрели, и она была такая вкусная! И я сказал: „Всё, решено! Я перехожу!“». Отец Олег оставил себе эту курицу на какой-то праздник или утешение, а потом подумал: «Ну, что она у меня стои́т? Скоро пост. Я тоже батюшка не очень изнемождённый постом. Отдам-ка я эту курицу своему гостю». Видите? Такой, казалось бы, незначительный шаг оказал решающее значение в выборе веры и вектора жизни человека.
Я думаю, если мы будем оказывать знаки любви, то Господь устроит так, чтобы и окружающие нас люди тоже выбрали правильный путь в своей жизни.
Портал Пастырь

Оцените статью
Добавить комментарий