Художник, монах Рафаил (Симаков)
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»:
Отец Рафаил, почему, вы коренной москвич, известный столичный художник, в 90-х годах решили переехать из Москвы в деревню под Угличем?
Отец Рафаил: Насчёт известности неправда. Чтобы стать известным художником, надо быть беспрерывно на глазах у публики. Наши картины, русских, даже несмотря на государственную поддержку, хоть и слабенькую, не пускали за границу и не показывали нигде. Сейчас, кстати, всё это обратно возвращается – та неприязнь к русским, которая воспитывалась в то время во всём мире.
А уехал я из Москвы, потому что мне стало там тяжко жить. Всё чужое сделалось во всех смыслах – и внешне, и внутренне. Заставило сюда сбежать примерно то, что сегодня происходит на Украине. Я был тогда диссидентом, общался со многими людьми, которые были неугодны государству. Но это прошло, я понял, что если мы начинаем разрушать государство, то копаем себе яму. И мы стали поддерживать коммунистов: не тех, кто отсюда уезжает и с разных сторон кричит, что у нас всё плохо, а тех, кто пытался не дать разрушить страну.
В 93-м году, когда нас решили утопить в крови, мы просто не стали друг друга убивать, как сейчас это происходит на Украине. Нас растоптали так, что дальше некуда, растоптали те люди, которым я когда-то помогал, а теперь они пришли к власти. И когда я понял, что наступает полный финиш, я решил спрятаться. Здесь, в деревне, которая уже умирала. Наверное, сюда я приехал ещё и свои ошибки исправлять.
— Вы продавали свои картины?
— Да, продавал, на эти деньги мы восстанавливали и содержали этот храм, в котором я сейчас служу. Но теперь я картины не пишу и продавать их не могу. Последнюю в моей жизни, посвящённую Соловецкому монастырю, я закончил 8 марта 1991 года, она потом мироточила на выставке в Ярославле. Через несколько недель в Ярославле владыка Платон рукоположил меня в дьяконы, а через 10 дней – в священники. Потом меня ещё 40 дней обучали, жена в это время на клиросе пела. И затем я стал священником в храме Архангела Михаила «что в бору». Вот как могу молюсь, нашу службу служу.
— Это было знамение – когда замироточила картина?
— Это знак, что вскорости с вами может случиться что-то серьёзное. Мироточили три мои картины на выставке, епископы приходили и освидетельствовали это. Когда я приехал, миро уже застыло, превратилось в смолу, а потом совсем исчезло. Я в ужасе был от последующих событий. Умерла от серьёзной болезни моя жена. Я её очень любил. Её звали Елена, за месяц до кончины её постригли в монахини, и она стала монахиней Анной. Это я настоял. Любое таинство церковное освобождает человека от многих вещей, которые, скажем так, он совершил в жизни. Монахам есть возможность с особыми молитвами, очень серьёзными, избавиться от того, что они накопили. Меня потом тоже постригли в монахи.
Столько времени прошло… Но в прошлое возвращаться всё равно тяжело. Я пишу книжки, воспоминания, рассказы про свою жизнь, уже написано много чего. Но сейчас, в эти дни, мне как-то не хотелось бы всё это вспоминать.(…)
— В чём, по вашему мнению, смысл жизни?
— Нам святые отцы определили, в чём смысл — в спасении души, чтобы заработать Царствие Небесное, которому нет начала и нет конца.
http://www.yar.aif.ru/society/persona/1206013
Далее материал взят из другого источника,ссылка в самом конце.
В 8 километрах от Углича по Ярославской дороге среди густого леса стоит удивительный храм — церковь Михаила Архангела что в бору. Место это особое.
Изначально здесь был монастырь, точная дата его основания неизвестна, но известно, что к концу 14 века он уже существовал, поскольку его игумен, как записано в летописи, присутствовал на освящении одного из храмов города Углича.
Интересна история строительства этого монастыря. Он должен был быть придорожным, у дороги из Углича в Ярославль. Строители, благословившись, начали строить. Построят какую-то часть, утром возвращаются — все развалилось. И так несколько попыток.
Пошли к старцу: «Помолись, отче, мы богоугодное дело хотим сделать, а у нас ничего не получается» Старец ответил, что нет воли Божией быть монастырю на этом месте.
Сказал строить его в лесу, на болоте, в самом топком месте. Благословение выполнили, построили деревянный монастырь с храмом, кельями и деревянными постройками в глуби болота.
Этот монастырь простоял 300 лет.
В древнем Угличе, у игумена Рафаила (Симакова) …
На фото о.Рафаил вместе с матушкой(супругой).После её смерти он принял монашество
В 1610-м году Углич был уничтожен польско-литовскими интервентами. В Смутное время поляки много русских городов постирали с лица земли, причём особенно они свирепствовали, уничтожая православные святыни. Уничтожили и город Углич. Затем отправились искать тот самый монастырь, спрятанный в лесу на болоте.
В монастыре укрылись 300 жителей окрестных деревень, 40 монахов, да игумен Михаил. Поляки предложили принять их веру, царя. Но никто из людей с ними разговаривать не стал. Всех, кого поймали, поляки изрубили в куски, остальных заживо сожгли в монастыре.
Все это произошло в ночь на Пасху 4 апреля 1610 г. Только спустя 180 лет на месте этого монастыря в 1790-е годы построят каменный храм. Освятят его в честь Михаила Архангела.
На месте предполагаемой братской могилы сейчас стоит деревянный крест. Здесь можно поклониться памяти трагически погибших русских защитников своей земли, попросить заступничества и сил всегда оставаться человеком и сохранять свой человеческий облик у тех, кто явил нам пример христианского благочестия. Это особое место, кровью полита эта земля, это — особая святыня и время здесь никогда не закончится.
Св.Ефросинья Полоцкая
Особо чтимые иконы в храме Казанская и св. Кассиана Угличского. С ними ходили в крестные ходы. Икона св. благоверного князя Романа. Ему досталось непростое время служения. Это 14-15 вв. Он вел мирный, очень богоугодный образ жизни, в Угличе строилось большое количество храмов. Его мощи были сожженыв советское время. Еще одна святыня храма — частица мощей младенца-мученика Иоанна Чеполосова — сына местного купца Никифора, жившего в 1660-е годы.
Восьмилетнего ребенка заманил к себе и пытал приказчик отца мальчика Федор Рудак — иудей-чернокнижник. Тело было найдено спустя месяц. Изувер ежедневно выдирал у ребенка по зубу, на теле обнаружили 20 ножевых ранений, а сам нож насквозь был воткнут в голову от уха до уха.
Нож пытались вытащить — тщетно. И только Рудак вынул нож легко и рана тут же закровоточила.
Это было свидетельством того, что он и есть убийца. Изувер во всем признался.
Его приговорили к казни четвертованием, но накануне младенец стал сниться своему отцу с просьбой отпустить убийцу.
Известно, что Рудак гнил заживо, а умереть не мог — «он был живой изъеден червями», как сказано в житии св. мч. Иоанна. «Мне отмщение и Аз воздам»: не мстите сами, не казните злопыхателей и тогда их участь будет в руках Божиих.
От мощей св. Иоанна было множество исцелений, но вскоре их спрятали под спуд — это было следствием борьбы со старообрядчеством.
Настоятелем необыкновенного храма Михаила Архангела что в бору является также человек необыкновенный.
Игумен Рафаил, в прошлом известный художник-авангардист Сергей Борисович Симаков.
С самого детства он начал увлекаться живописью, но родители это не приветствовали. Они были истинными сторонниками коммунизма, и, в их понимании, это увлечение никак не способствовало строительству светлого социалистического будущего.
Вот архитектор — это да, это профессия, необходимая для страны.Семья не была религиозной, родители Сергея, творческие интеллигенты, были очень светские люди, и очень порядочные. Послушание родителем было превыше всего, поэтому, из уважения и почитания к ним и по их настоянию, окончив школу, Сергей поступил в Московский архитектурный институт. Здесь он познакомился со своей будущей женой — Еленой, дочерью знаменитого генерала Александра Георгиевича Котикова, который был комендантом Берлина с 46-го по 50-й год. Этого человека безгранично уважают немцы, в Берлине есть школа и улица, названные в его честь.
«Под Благодатным покровом»
С самого детства художник сталкивался с множеством противоречий. Он всегда говорил, что искусство — это попытка разобраться и в его картинах — вопросы ипоиск ответа на них. Сергей увлекался многим, разными религиями, даже мистицизмом. «Но моя жена, Елена, относилась ко всему этому с такой брезгливостью, — говорит о. Рафаил, — что так меня никуда и не затянуло, как могло бы увести увлекающегося творческого человека».
Эти попытки разобраться, наконец, увенчались успехом: в возрасте 34 лет они с женой принимают крещение, потом венчаются, а через полгода покупают домик для мастерской в деревне в 12 км под Угличем и начинается их новая жизнь. Представители элиты московской интеллигенции приехали в деревню, где их дом оказался единственным жилым домом и до ближайшей цивилизации — 12 км.
Дорога непроезжая. Первое, что они сделали — разработали 70 соток земли. Начали выращивать все известные нашему климату культуры, и завели весь известный домашний скот: коров, телят, поросят, коз, овец, кур, гусей.
Потом они стали помогать о. Иоанну, который был настоятелем храма в соседней деревне. Как-то на одной выставке картин Сергея, местный батюшка спросил его, почему бы ему не рукоположиться? Жена на это отреагировала так: «Ему Господь такой талант дал, что же его теперь в землю закопать?!» На что батюшка ответил: «Господь — художник всех художников!», и сказал это с таким вдохновением, что через несколько месяцев художник Сергей Симаков стал священником, затем — настоятелем храма Михаила Архангела что в бору, а матушка Елена — ангелом-хранителем этого храма.
О. Сергий перестал писать картины, но стал писать иконы. Это были 90-е годы, в лоно Церкви начали возвращать храмы, которые были у неё жестоким образом отобраны. Всё было разграблено, разрушено. О. Сергий обновлял фрески, писал иконы и все это делал абсолютно безвозмездно. Мало того, средства с его выставок шли на реставрацию храмов в Угличе, во всем Угличском районе и самым нуждающимся приходам по всей России.
В 2000-м году на выставке в Ярославле и Костроме несколько его картин замироточили. Мироточение — это не просто чудо, это свидетельство грядущих испытаний. О. Сергий заболевает, врачи ставят диагноз — рак в последней стадии, и счет идёт на недели, в лучшем случае месяцы.
Матушка, всегда строгая генеральская дочь, вдруг стала тихой молитвенницей.
Ему сделают операцию, шесть дней он будет между жизнью и смертью. Матушка все это время будет рядом. Он встанет, а через полгода после этого скоропостижно от рака умрёт матушка Елена.
За месяц до смерти она примет монашеский постриг с именем Анна в честь Анны Кашинской, которую они особенно почитали.
Через восемь месяцев после её смерти о. Сергий тоже примет монашеский постриг с именем Рафаил. Исполнилось 13 лет, как нет матушки и уже 18 лет, как о. Рафаил живёт вопреки всем утверждениям врачей.
Храм Михаила Архангела отреставрировали, отремонтировали. К основному храму пристроен придел в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Службы не сокращаются, даже если в храме нет ни одного человека, только о. Рафаил и певчие. Всенощная продолжается до 6 часов.
Когда батюшке предлагают сократить службу, ссылаясь на то, что нет в храме никого, о. Рафаил отвечает: «Ваше дело — приходить на службу или нет. Я ведь не вам служу». Храм двухэтажный, двупрестольный. Нижний храм, Введенский, очень уютный, тёплый.
Роспись поновлена самим игуменом Рафаилом и углическим художником Фёдором Куницыным. Летний верхний храм освящен в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил небесных.
В престольный праздник, 21 ноября, на богослужение приезжает до 7 автобусов, храм полон народу, но о. Рафаил каждому на исповеди уделяет столько внимания, сколько этому человеку нужно.
Батюшка с улыбкой называет своих прихожан «приезжанами» — иначе, как на машине, сюда добраться сложно. Всю сельскохозяйственную продукцию раздают прихожанам во славу Божию, ничего не продают. «Мы все выращены на батюшкином и матушкином молочке», — говорят здесь.И если вам кто-нибудь будет засовывать в карман гусиные яйца или попытается предложить пакетик творожка — не отказывайтесь — все натуральное.
Архангельское всегда существовало как пустынька.
Здесь никогда не было деревни, здесь жили только трудники, послушники, один или два монаха. Такая традиция сохраняется и сейчас. Домики построены в русском стиле, в них только электричество и печка. Желающие могут, взяв благословение у батюшки, приехать летом, потрудиться во славу Божию, пожить и помолиться в святом месте.
О. Рафаил всегда опускает глаза, когда разговаривает с людьми, говорит извиняющимся голосом. Он очень настоящий, простой, немногословный и очень успокаивающий. Когда кто-то жалуется и о. Рафаил действительно видит, что это явные безчиния, безпредел, он говорит: «Давай молиться, чтобы у них ничего не получилось. Потерпи — посмотрим. Все на волю Божию».
О. Рафаил безвозмездно подарил свои картины городу Угличу, все они выставлены в «Галерее современного православного искусства». Галерея расположилась в двухэтажном домике недалеко от углического Кремля. Здание на 70 % ремонтировалось на средства о. Рафаила.
О. Рафаил говорит, что искусство не бывает современным или несовременным, оно не бывает православным или неправославным — оно бывает хорошим или плохим. Выставка буквально наполнена светом — это от картин идет, брызжет какой-то неземной свет. Расскажу о нескольких работах, особенно запомнившихся.
На первом этаже выставлены ранние картины художника. Портрет Высоцкого. Он сделан с фотографии незадолго до смерти поэта. Художник очень уважительно относится к его личности. Посмотрев фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», о. Рафаил сказал, что это предательство близких — вот так обнажить все, что обычно не говорится вслух без какой-либо попытки разобраться, что происходило у человека внутри. Понимала это только мать Высоцкого.
Она сказала тогда о. Рафаилу: «Я благодарю Вас, что Вы увидели в моем сыне не актера, не поэта, не певца — человека». Очень хрупкого человека, глубоко вросшего в русскую землю, вне всякого сомнения, имеющего талант, но не имеющего основы, на которую он должен был опереться. Трагедия личности.
Всех интересует грязное белье, никому не интересно, какая борьба происходит внутри человека. Гениальность, талант — это дар, с которым еще и справиться надо. Это как раз понял в нем художник Симаков. У Высоцкого, к сожалению, не получилось найти основы, которая помогла бы ему справиться со всем буйством, что происходило внутри.
Настраивает на размышления, казалось бы, незамысловатый сюжет, изображенный на картине «Русский быт». У многих эта картина вызывает недоумение. Как же так?
В русской крестьянской избе всегда так чисто, несмотря на то, что рядом двор. Все очень ухожено. И печечка всегда побелена на Пасху и занавесочки на ней всегда чистенькие и отглаженные. А тут что изображено?! Все разбросано, раскидано…. Что это еще за «русский быт»? Но мне очень понятно, что хотел сказать художник, мне это очень близко. Картина отражает внутреннюю организацию творческого человека.
Творческим людям нельзя прибраться на столе, нельзя поставить все книжечки по полочкам. Все раскидано, там Машка какая-то пробежала — паучок….
Для кого-то это беспорядок, грязь, а, между прочим, эта Машка — соавтор, если хотите. Нельзя все это убрать, прибрать — это создает быт творческой личности. Любая попытка все разгладить, упорядочить, лишает естественности. Все становится неживым. Смотрим у некоторых: все разложено по полочкам красиво, но видно, что это никто не читает, видно, что это никто никогда не трогает. Это все мертвая жизнь, неестественная.
В одной из проповедей о. Рафаил сказал: «Вот мы видим человека с морщинками, особенностями мимики и можем уже об этом человеке сказать, что, например, он часто улыбается, если морщинки у глаз.
У добрых в одном месте морщинки, у злых — в другом. И только когда человек умирает, у него все разглаживается, ни одной морщинки не увидите. Все идеально ровно бывает только у трупа — все разгладилось, глазки уже не щурятся, носик не морщится…. Все ровненько, гладенько, любо-дорого посмотреть. Но жизни в этом нет». Вот и получается, что не неряшливый русский быт хотел изобразить художник, а хотел показать, что в этом движении и есть настоящая жизнь.
(…)
Вопросы, какие же они, эти русские, чем они отличаются от других и почему умом Россию не понять, также волновали художника, и ответ на них он стал искать в первоисточниках — житиях святых.
Все эти поиски отразились в его картинах. Не мог о. Рафаил не написать картину, посвященную Киево-Печерской Лавре. По сути, это первая монашеская обитель на Святой Руси.
В Киево-Печерском монастыре в 11 веке принимает постриг некий молодой человек — монах Леонтий.
И сразу после пострига отправляется в город Ростов Великий, чтобы утверждать там Православие. Это было дело нелегкое, Русь не так давно крестилась. Жители Ростова поклялись за языческие верования насмерть стоять. И в этом тоже русский человек — в своей искренности: «Я искренне убежден и верю в то, во что я верю».
Молодой монах, ни жизненного опыта у него нет, ни монашеского искуса. Как же ему всем показать, что христианство и есть истина? Только личным примером. Бог есть любовь, и христианство есть любовь.
И вот эту любовь люди в нем и почувствовали. Христианская любовь долго терпит, все прощает, никогда не проходит, и ничего не требует взамен. Пример христианской любви — это пример любви матери к своему ребенку, Творца к своему творению. Вот что ростовчане нашли того, чего не было в их верованиях. За 70 лет жизни Леонтия в Ростове, город из языческого стал православным.
И тут не важно, сколько процентов людей крестилось в Ростове, дух народа уже поменялся под действием любви — единственного оружия, которое побеждает все, и против которого нет никакого приема.
В Византии православных было 4 процента и этого хватило, чтобы она стала Первым Римом. Леонтий принял мученическую смерть. У истоков стоял один человек, одна личность.
Благовещение в Кремле
Историю творят личности. У прп. Сергия Радонежского было большое количество учеников, даже есть такое понятие, как «феномен Волжского старца». Преподобный в лес ушел, чтобы молиться в уединении. Но не получилось — вокруг него собрались монахи, монастырь выстроили, люди приехали семьями, целый город вокруг монастыря выстроили — Сергиев-Посад. Кирилл Белозерский пришел на север — вырос там Кирилло-Белозерский монастырь и город Кириллов. Его спутник Ферапонт впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь.
Русский человек всегда стремился к чистоте и святыне.
Святые бессребреники Косма и Дамиан
Несколько картин о. Рафаила мироточили — «Кирилл Белозерский», «Антоний Римлянин».
Картина «Соловецкие святые» стала последней, написанной художником Симаковым и последней его картиной, что мироточила. В 1991 году он стал священником и больше не написал ни одной светской картины — только иконы.
Соловецкий монастырь. СЛОН — Соловецкий Лагерь Особого Назначения.
Там в 20-40-х годах 20 века уничтожали лучших людей нашей страны. Борис Ширяев написал книгу «Неугасимая лампада» об этом периоде своей жизни. Ему заменили смертную казнь десятью годами Соловков. Писатель тогда сказал своему другухудожнику Михаилу Нестерову: «Мне заменили быструю смерть на медленную». А тот ему: «Я так рад за тебя. Не бойся Соловков. Там Христос близко».
В аннотации к его книге есть следующие строки: «Не лагерные ужасы описывает соловецкий узник, не зверства начальников над заключенными — это все отодвинуто на второй план и как бы приглушено, на переднем же проявляются утешение и спасительные „жемчужины духа», не дающие человеку потерять дарованный ему Господом облик». Почему люди вспоминают самые страшные гонения, как лучшие годы своей жизни?
Св. Александр Ошевенский
Вспомнилась небольшая притча. Одному человеку снится сон. Идет он по пустыне и на песке остаются две пары следов: его следы, а рядом с ним — следы Бога. Вдруг человек замечает, что потянулась только одна цепочка следов. И это было самое трудное время в его жизни. Человек заплакал: «Господи, почему Ты оставил меня тогда, когда Ты мне нужнее всего?»
И получает ответ: «Тогда, когда тебе было труднее всего, и ты видел одну пару следов — это Я нес тебя на руках, потому что сам ты идти не мог…» Когда с нами происходят какие-то страшные ситуации, мы начинаем жить как будто на автомате, мы даже не понимаем, что происходит.
Мы делаем что-то, мы как-то живем. Проходит какое-то время, и мы вдруг начинаем осознавать, и не понимаем, как мы могли все это пережить. Это как раз тот самый момент, когда Бог снял нас с рук и сказал: «Теперь ты можешь идти дальше. Самое трудное время ты уже пережил, и Я был рядом с тобой». Нельзя пройти жизнь без тягот и испытаний, нужно с достоинством эти тяготы переносить и понимать, что все возможно пережить, но только с Богом.
Преподобный Серафим Саровский обличает декабриста-масона
(«Выгнал за попытку получить благословение на путч. Монах-послушник, что виден на картинке, был немало удивлён — известно же, что ни грубого, ни резкого слова от святого не получил никто из паломников. Видя это, старец указал ему на колодец, в котором вода вдруг оказалась мутной и забурлила, и пояснил: «Вот так этот человек хотел возмутить Россию».)
(…)
Картина, посвященная Серафиму Саровскому, а изображено на ней торжество Православия — Воскресение Христа. Зло один раз и на веки вечные побеждено Жертвой Христа. Главное условие борьбы добра и зла — добрая воля. Сейчас в фильмах неслучайно часто звучит — «Ты согласен?» Человек должен сказать страшные слова: «Я согласен». С этого-то момента и начинается весь кошмар.
Как-то меня поразил ответ учителя воскресной школы на вопрос ребенка, когда будет конец света: «В мире существуют весы — зло и добро. Каждую секунду на эти весы падают поступки, мысли, действия, желания людей. Хорошие и плохие. Чтобы мир существовал так, как существует сейчас, эти весы должны быть в равновесии. Каждый человек выбирает тот или иной поступок свободно.
Если меня обидели, и я вынашиваю планы мести, то это падает на чашу зла. И если в ту же самую секунду никто не совершит поступка и мысли доброй, то весы перетянет и вот в эту-то секунду и случится конец света.
Пророчество когда-нибудь исполнится, но это может случиться через много тысяч лет. Наш поступок может оказаться решающим. Мы не можем позволить себе поступить плохо, потому что в эту секунду никто на земле может не захотеть поступить хорошо и равновесие нарушится. Тогда все. Вот почему важно бывает подавить в себе зло и обиду. Всегда помните об этом».
Согласитесь, эти слова полезно услышать не только детям…