На левом берегу Волги, в Лысковском районе Нижегородской области расположен Желтоводский Макариев монастырь, фото которого, представленные в статье, в полной мере подтверждают, что он по праву считается одним из красивейших в России. Белоснежные стены обители, как бы встающие из воды, невольно рождают в памяти образ сказочного града Китежа, а доносящийся из-за них благовест лишь усиливает ассоциацию. Однако за столь дивной красотой скрывается долгая и полная драматизма история.
- О том, как зарождался Желтоводский Макариев монастырь
- Разорение обители и пленение его насельников
- Нежданная свобода и новые тяготы
- Окончание странствий
- Основание нового монастыря
- Муромский монах – исполнитель заповеди преподобного Макария
- Возрождение обители и получение ею официального статуса
- Годы процветания обители
- Упадок и упразднение монастыря
- Катастрофа семнадцатого года
- Время долгожданных перемен
- О чём пишут посетившие Желтоводский Макариев монастырь
О том, как зарождался Желтоводский Макариев монастырь
Летопись сообщает, что в 1435 году инок Печерского Нижегородского монастыря Макарий с благословения игумена оставил свою обитель и удалился для пустынножительства на берег Жёлтого озера, находившегося вблизи Волги. По имени озера и вся эта местность называлась Жёлтыми водами. Там, среди лесов и полей, срубил он себе келью и, отрешившись от суетного мира, предался постам и молитвам.
Но так уж повелось, что свет Божий истины не бывает потаённым, и вскоре весть о подвижнике разнеслась по округе, и к его одинокой келье на берегу озера потянулись люди. Одни, сотворив с ним молитву, возвращались в мир, а другие, получив на то дозволение, оставались и устраивали себе жилища поблизости. Вскоре совместными усилиями срубили иноки деревянную церковку, освятив её во имя Святой Троицы. Так постепенно образовалась монашеская община, на месте которой через много лет встал на берегу Волги Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь.
Разорение обители и пленение его насельников
Но недолго суждено было прожить на этом месте преподобному Макарию и его братии. Лишь четыре года минуло с той поры, как обосновались они на Жёлтых водах, как попустил Господь татарскому хану Улу-Мухаммеду совершить набег на Нижегородские земли и вместе с прочими святыми обителями разорить и предать огню недавно созданный монастырь. Многие иноки приняли от супостатов мученическую смерть, а те, кого минули татарские сабли и стрелы, были угнаны в полон.
В числе прочих невольников оказался и преподобный Макарий. И быть ему проданным в рабство, если бы не грозный хан. Поразило басурманина глубочайшее смирение, разлитое во всём облике пленного монаха, и неземная благодать, лучившаяся в его очах. Расспросив о нём воинов, пригнавших пленников, он услышал от них, что перед ним человек, не причинивший никому зла и старавшийся на всём протяжении пути делать добро не только своим товарищам по несчастью, но и даже тем, кто гнал его, связанного, по пыльной дороге.
Нежданная свобода и новые тяготы
Поражённый услышанным, хан приказал страже развязать кроткого монаха и даровать ему волю. Своё решение он объяснил тем, что Бог – единый для всех, независимо от того, в какой вере человек живёт, – неизбежно покарает каждого, кто причинит зло такому праведнику. Отпустив Макария на свободу, он по просьбе последнего позволил уйти с ним ещё многочисленным невольникам, в том числе и нескольким женщинам с детьми.
В одном лишь хан был неумолим – он запретил восстанавливать на Жёлтом озере разорённую обитель. Никому было неведомо, что пройдут сто девяносто лет, и на прежнем месте возродится Желтоводский Макариев монастырь, но в ту пору монахам, получившим столь чудесным и неожиданным образом свободу, ничего не оставалось, как пуститься на поиски нового места для своей обители.
Окончание странствий
Долог и труден был их путь на родную землю. По дороге преподобный Макарий и его спутники набрели на чудное место, расположенное на берегу реки Свияги. Оно как раз подходило для обустройства нового монастыря. Здесь сама природа благоприятствовала им, создав небольшую возвышенность, окружённую с трёх сторон холмами и омываемую рекой. Но территория сия принадлежала казанскому хану, и тот, узнав о появлении в его владениях православных монахов, приказал им уйти.
Долго ещё шли монахи, пока, наконец, не достигли Костромских земель и не остановились в городе Унже. Тех, кто возвращался из татарского плена, всегда принимали на Руси с радушием, а поскольку бывшие пленники были ещё и Божьими людьми, к ним отнеслись с особой симпатией, а к Макарию — с подчёркнутым почтением.
Основание нового монастыря
Но далёкий от жажды мирских почестей преподобный счёл за благо удалиться в лесную глушь. Там в пятнадцати верстах от города им был основан новый, уже второй Желтоводский Макариев монастырь. История его создания в точности повторила всё, что произошло несколько лет назад на Жёлтом озере. Вскоре уединение пустынника было нарушено желающими разделить с ним иноческий подвиг, и в результате вновь появились в глухом лесу кельи, за ними — деревянная церковь, и, наконец, образовалась община.
К тому времени преподобный Макарий достиг преклонного возраста и в 1444 году, когда исполнилось ему девяносто пять лет, мирно почил. Незадолго до этого, предчувствуя скорое расставание с братией, завещал он своим духовным чадам вернуться, когда будет возможность, на Жёлтое озеро, в то место, где пленил их татарский хан, и туда перевести Желтоводский Макариев монастырь.
Муромский монах – исполнитель заповеди преподобного Макария
Прошло без малого два века. И настало время, когда благословил Господь честных иноков вновь основать свои кельи на берегу Жёлтого озера. Это событие связано с именем Авраамия Желтоводского – монаха одного из муромских монастырей, не причисленного до сих пор к лику святых, но снискавшему своими деяниями бессмертную славу.
С детства болея душой о разорённой некогда обители, он часто молился перед иконой преподобного Макария, испрашивая его небесного покровительства в деле её восстановления. Точно известно, что благочестивый инок получил некое знамение, свидетельствовавшее о том, что его молитва услышана, и что Благодать Божия будет ему споспешествовать в этом благом деле.
Возрождение обители и получение ею официального статуса
Изготовив список с иконы, через которую он получил эту благую весть, Авраамий и несколько иноков из монастырской братии прибыли на Жёлтое озеро и, усердно помолившись Господу, принялись восстанавливать монастырь на старом пепелище. Местные жители, желая внести свою лепту в это богоугодное дело, оказывали им помощь.
Большая заслуга в успехе столь важного начинания принадлежит благочестивому царю Михаилу Фёдоровичу – первому государю из династии Романовых. Посетив в 1619 году Унженскую обитель и узнав о сокровенном желании иноков вершить их монашеский подвиг там, где основал свой первый монастырь преподобный Макарий, он оказал им всяческое содействие. Государь не только поддержал их своим указом, но выделил значительную материальную помощь. Окончательно же статус монастыря был закреплён в 1628 году грамотой Московского Патриарха Филарета.
Годы процветания обители
Но не только земные владыки оказывали своё содействие монастырю. Обильно ниспосылалась ему и Благодать Божия. Волей Всевышнего Волга со временем изменила своё русло, полностью поглотив Жёлтое озеро, и Желтоводский Макариев монастырь, таким образом, оказался на берегу великой русской реки, являвшейся одной из главных судоходных артерий России.
Столь удобное расположение обители способствовало тому, что со временем на принадлежащих ей землях начали устраиваться ярмарки, по названию монастыря именовавшиеся Макарьевскими. Как владельцы территории, монахи имели право на взимание торговых сборов – весьма значительных сумм, позволивших им в непродолжительное время возвести в обители множество каменных построек и значительно обустроить свой быт.
Упадок и упразднение монастыря
Продолжалась эта благодатная пора до 1817 года, пока Господь не попустил перенести ярмарки, столь обильно пополнявшие монастырскую казну, в Нижний Новгород. Там они приняли ещё больший размах, сохранив при этом своё прежнее название. Однако монастырь Макария Желтоводского, лишившись своего главного источника доходов, стал приходить в упадок. Со временем он получил статус заштатного.
Беда же, как известно, не приходит одна, и по прошествии нескольких лет случился в его стенах пожар, уничтоживший многое из того, что на протяжении долгих лет возводилось несколькими поколениями иноков. Святейший Синод не счёл нужным проводить восстановление обители, и она была упразднена. Иконы и утварь, спасённые из огня, было приказано передать в Нижегородский собор святого Александра Невского.
Восстановлена обитель была только в 1883 году, после восшествия на престол боголюбивого государя Александра III, но уже как Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь. Отныне его обитательницами стали сёстры, пожелавшие оставить суету тленного мира и всей душой предаться служению Богу.
Катастрофа семнадцатого года
Из дошедших до нас документов известно, что к началу Апокалипсиса, которым стал для России 1917 год, в стенах обители проживало более трехсот насельниц, и она была в числе наиболее обустроенных в стране. Однако в своём отношении к монастырю, да и вообще к православию большевики мало чем отличались от хана Улу-Мохаммеда, некогда разорившего Макарьевскую обитель.
Как пять веков назад двигались по пыльным российским дорогам караваны невольников, так же и в XX веке потянулись на север и северо-восток нескончаемые эшелоны репрессированных, среди которых были и скорбные женщины в монашеских рясах. Но, в отличие от степных кочевников, даровавших некогда свободу преподобному Макарию, а с ним и сотням других россиян, ханы нынешней орды не имели милосердия, и многие из их пленников так никогда больше и не смогли увидеть родных мест.
Монастырские же постройки с тех пор использовались в хозяйственных нуждах. Одно время на территории бывшей обители размещалось животноводческое хозяйство, и в помещениях, являвшиеся прежде Божьими храмами, держали скот.
Время долгожданных перемен
Но не вечно длилось поругание, попущенное Господом за грехи людские. Достиг и волжских берегов свежий ветер перестройки. В 1991 году правительственным указом Желтоводский Макариев монастырь, храмы которого к тому времени пришли в аварийное состояние, был передан в ведение Нижегородской епархии. С этого времени началось его активное восстановление.
Спустя несколько месяцев вышло и постановление Священного Синода о том, что Желтоводский Макариев монастырь возобновляет свою деятельность, прерванную десятилетиями атеистического мракобесия. Первыми его насельницами стали двадцать пять монахинь, пожелавших перейти в него из других обителей страны.
Сегодня Желтоводский Макариев монастырь, адрес которого: Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, находится в числе самых известных и посещаемых паломниками обителей России. Ежегодно он принимает сотни тысяч гостей из разных концов страны. И это закономерно, так как здесь, на берегу Волги, посетители становятся свидетелями единения духовного величия православной веры с неповторимой красотой её храмового зодчества.
Территория монастыря окружена мощными крепостными стенами, усиленными сторожевыми башнями. Внутри них архитектурным центром является величественный Троицкий собор, при построении которого за образец был взят Успенский собор Московского Кремля. Кроме того, монастырский комплекс включает в себя ещё пять храмов, построенных в разное время, но объединённых общим композиционным замыслом.
О чём пишут посетившие Желтоводский Макариев монастырь
Отзывы тех, кому довелось побывать в обители, можно прочитать в специально предназначенной для этой цели монастырской книге, а также на принадлежащих обители информационных ресурсах. Многие отмечают высокий уровень организации богослужений в храмах и особое внимание обращают на профессионализм хора, составленного из сестёр монастыря.
Нередко в отзывах упоминается и то, с какой предупредительностью и доброжелательностью монахини откликаются на любой вопрос или просьбу гостей обители. В подавляющем же большинстве записей можно встретить выражение восторга перед неземной красотой, царящей в монастыре, где древние стены и возносящиеся к небу купола белоснежных храмов слились в нерушимой гармонии с могучей рекой, издревле ставшей символом России.
Добраться до монастыря можно на теплоходе из Нижнего Новгорода. Те, кто желает воспользоваться наземным транспортом, должны доехать с нижегородского автовокзала Щербинки до города Лысково, а затем продолжить путь до монастыря на пароме, отходящем от его пристани.