Ежегодно 9 октября Православная Церковь отмечает день памяти Иоанна Богослова ─ святого евангелиста и ближайшего ученика Иисуса Христа. Эта дата входит в число великих праздников, причтенных к двунадесятым, то есть несколько уступающим по значению двенадцати важнейшим после Пасхи торжествам, но, тем не менее, являющимся важными вехами годового литургического цикла.
Сыны грома
Со страниц Нового Завета и из Священного Предания известно, что отцом евангелиста Иоанна был простой рыбак по имени Заведей, а матерью — дочь праведного Иоанна Обручника от первого брака Саломия. В день памяти апостола Иоанна Богослова всегда упоминается, что он относится к числу первых учеников Иисуса Христа, призванных им на служение.
Свершилось это событие на берегу Генисаретского озера, когда Иоанн вместе со своим братом Иаковом помогал отцу в его работе. По зову Спасителя молодые люди навсегда оставили свои прежние занятия и последовали за Ним.
Во святом Евангелии от Марка говорится, что Иисус весьма возлюбил обоих братьев и за неуёмный, порывистый характер нарёк их Сынами Грома, что на древнееврейском языке звучит как «Боанергес». Следуя за Христом на всём пути его земного служения, они явились свидетелями и участниками многих важнейших событий.
Свидетели чудес господних
Так, в день памяти Иоанна Богослова с церковных амвонов читаются евангельские строки, в которых описывается Преображение Господне на горе Фавор и подчёркивается, что неслучайно это чудо было явлено пред очами апостола Петра и обоих сынов Заведеевых. В этом выражается особое отношение Иисуса к этим трём его ученикам.
Кроме того, в день памяти Иоанна Богослова непременно вспоминаются отрывки из 5-й главы Евангелия от Марка и 8-й от Луки, в которых повествуется о воскрешении дочери Иаира ─ весьма важного лица, возглавлявшего одну из синагог. Это чудо, при котором воля господня заставила раздвинуться пределы человеческого естества, также было явлено на глазах апостола Иоанна.
Свидетель страстей Христовых
И уж не одно пастырское слово в день памяти Иоанна Богослова не обходится без упоминания Тайной вечери, на которой, согласно евангельским текстам, святой апостол возлежал рядом с Иисусом Христом и, прильнув к Нему, задал вопрос об имени предателя, находившегося среди присутствующих.
Не покинул Иоанн своего Учителя и в самые трагические для него моменты. Святые евангелисты поведали миру о том, как он сопровождал связанного Христа, когда его вели в дом богопротивных первосвященников Каиафы и Анны. Находился апостол Иоанн и на архиерейском дворе в ту холодную весеннюю ночь, предшествовавшую кровавой развязке.
Также следовал он за Спасителем на всём протяжении его крестного пути, а затем, стоя на вершине Голгофы, скорбел вместе с Пречистой Божьей Матерью. Высшим проявлением любви к ученику явились слова господа, в которых он с высоты креста заповедал Иоанну Богослову дальнейшее попечение о своей матери, забота о которой отныне стала его священным долгом, который он свято исполнял вплоть до её успения.
Проповеди апостола любви
Когда же Пресвятая Богородица завершила свой земной путь и господь вознёс её душу в свои небесные чертоги, апостол Иоанн отправился вместе со своим учеником Прохором проповедовать слово божье на западное побережье Малой Азии, в город Эфес. Из книги «Деяния апостолов» известно, что во время морского пути корабль, на котором плыл Иоанн Богослов, попал в ужасный шторм, и лишь волей божьей он избежал гибели и на сороковой день был вынесен волной на берег.
Там же говорится о том, что во время проповедей апостола господь посылал свои знамения и являл людям различные чудеса, что помогало уверовать во Христа даже самым неискушённым. Покидая Эфес, святой апостол оставил после себя множество новообращённых христиан, объединившихся в общину, продолжавшую расти все последующие годы. Главной идеей проповедей, произнесённых им в период всего своего служения, был призыв к любви, без которых, как он учил, человек не может приблизиться к своему Творцу. Именно поэтому Иоанна Богослова принято называть «апостолом любви».
Святой изгнанник
Произнося проповедь в день памяти Иоанна Богослова, пастыри нередко вспоминают эпизоды его земного пути, ставшие известными нам, как отмечалось выше, со страниц Нового Завета, а также из Священного Писания. В частности, говоря о том покровительстве, которое господь оказывал своему любимому ученику, вспоминают, как нечестивые язычники схватили апостола и доставили в Рим, где намеревались предать его лютой смерти. Однако всемилостивый Творец уберёг его и от пагубного действия яда, который Иоанна заставили выпить, и от кипящего масла, в котёл с которым его бросили палачи.
Поняв своё бессилие перед служителем божьим, римляне сослали его на остров Патмос, жители которого во множестве были обращены в христианскую веру пламенными проповедями святого изгнанника. Об истинности произносимых им речей неопровержимо свидетельствовали знамения, во множестве ниспосылаемые господом, и чудеса, явленные им через своего проповедника. Так, осталось немало свидетельств об исцелении недужных и прозрении слепых.
Пленник острова Патмос
К числу наиболее значимых деяний, также упоминаемых в день памяти Иоанна Богослова, относится изгнание им бесов, кои во множестве заполняли языческие капища, устроенные на острове. Приходилось ему и преодолевать сопротивление служителей зла, одним из которых был волхв по имени Кинопс. К каким только бесовским ухищрениям он не прибегал, но благодатью Божьей и силой, ниспосланной ему по молитвам, святой праведник возобладал над ним, и нечестивец был низвержен в морскую пучину, где и закончил свои дни.
Отбывая на Патмосе ссылку, Иоанн Богослов написал одно из главных произведений Нового Завета ─ книгу «Откровение», известную также под названием «Апокалипсис». В ней, руководствуясь наитием божьим, апостол возвестил людям тайны конца света и судьбу, уготованную Церкви. Иллюстрация работы В. М. Васнецова приводится ниже.
Возвращение в Эфес
Когда же, наконец, истекли дни его вынужденного пребывания на острове, он вновь вернулся в город Эфес, где продолжил благовествовать учение о воскрешении сына божьего и всячески оберегать жителей от влияния лжепророков, во множестве наводнивших страну и пытавшихся завладеть их умами.
В этот же период святым апостолом было написано его знаменитое Евангелие, вошедшее в состав книг Нового Завета, а также три соборных послания, в которых он разъяснял ряд аспектов нового вероучения. Выдержки из этих текстов также звучат с церковных амвонов в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Вразумление заблудших
Свою проповедь любви святой Иоанн подкреплял конкретными делами. Так, Священное Предание повествует о том, как уже в преклонных летах ему стало известно об одном юноше, сбившемся с пути истинного и ставшем предводителем шайки разбойников. Оставив все свои дела и не мешкая ни минуты, апостол отправился на поиски молодого человека, ступившего на путь душегубства и обрекавшего себя на вечную погибель.
Господь направил его стопы во глубину пустыни, где лихие разбойники скрывались от преследователей. Трудно было святому пастырю достучаться до сердец злодеев, но, тронутые его искренностью и любовью, они, наконец, раскаялись в содеянном и вместе со своим вожаком — тем самым юношей, о котором довелось услышать апостолу Иоанну — вернулись к праведной жизни.
Конец земного пути
Известно, что евангелист Иоанн стал единственным из двенадцати апостолов, кому было суждено умереть естественной смертью. О его кончине сообщает нам Священное Предание. В нём говорится, что земной путь верного служителя Божьего продолжался более ста лет, и по его завершении он лег в могилу и повелел ученикам засыпать себя ещё живого землёй (иллюстрация приведена выше).
Обливаясь слезами и безумно скорбя, они тем не менее не посмели перечить наставнику и выполнили его волю. Когда же по истечении некоторого времени многочисленные последователи апостола попытались перезахоронить его останки и с этой целью вскрыли могилу, то она оказалась пуста. Этот удивительный факт породил среди богословов последующих веков множество самых противоречивых толкований.
Память святого апостола
По прошествии трёх столетий, когда христианская вера, выйдя из подполья, обрела общегосударственный статус, на том месте, где когда-то был погребён апостол Иоанн, возвели небольшую церковь, а в VI веке, при императоре Юстиниане, построили собор, увенчанный шестью куполами. До наших дней от этой постройки сохранилась лишь часть напольных плит, несколько колонн и фрагменты стен (фото приводится выше).
Русская Православная Церковь отмечает день памяти Иоанна Богослова 9 октября, в годовщину его кончины. Кроме того, ему посвящаются проповеди 21 мая и 13 июля, в праздник двенадцати всехвальных апостолов божьих. В западных же церквях принято отмечать день памяти Иоанна Богослова (по новому стилю) 27 декабря.