Последняя книга Священного Писания, а точнее Нового Завета, носит название «Откровение Иоанна Богослова». Но чаще ее называют «Апокалипсисом». Более таинственной книги невозможно представить. А ее второе название вселяет страх. То, что в «Откровении» зашифрованы события грядущего конца света, понятно уже из названия. Но как узнать, о чем именно писал Иоанн Богослов, ведь о своих видениях апостол рассказал неоднозначно?
Немного об авторе «Апокалипсиса»
Среди двенадцати апостолов, следовавших повсюду за Сыном Божьим, был один, которому Иисус, будучи уже на кресте, поручил заботы о своей матери — Пресвятой Деве Марии. Это был Иоанн Богослов.
Евангелист был сыном рыбака Зеведея и дочери святого Иосифа (Обручника Девы Марии) Саломии. Отец был человеком состоятельным, у него имелись наемные рабочие, сам он занимал значительное место в иудейском обществе. Мать служила Господу своим имуществом. Сначала будущий апостол был в числе учеников Иоанна Крестителя. Позже вместе со своим младшим братом Иаковом Иоанн покинул лодку отца на Генисаретском озере, откликнувшись на призыв Иисуса Христа. Апостол стал одним из трех самых любимых учеников Спасителя. Святой Иоанн Богослов стал даже называться наперсником — так говорили о человеке, особенно близком кому-либо.
Когда и как был написан «Апокалипсис»?
Уже после вознесения Иисуса, в ссылке, апостолом был написан «Апокалипсис» или «Откровение о судьбах мира». После возвращения с острова Патмос, куда и был сослан, святой написал свое Евангелие в дополнение к уже существовавшим книгам, авторами которых являлись Марк, Матфей и Лука. Кроме этого, апостол Иоанн создал три послания, главная мысль которых заключается в том, что идущим за Христом нужно учиться любить.
Уход из жизни святого апостола окутан тайной. Его — единственного из учеников Спасителя — не казнили и не убили. Примерно 105 лет было святому, когда сам Иоанн Богослов настоял на собственном погребении заживо. Могилу его раскопали на следующий день, но там никого не было. В связи с этим вспоминаются слова Христа, что апостол не умрет до второго пришествия Спасителя. Многие верующие уверены в правдивости этого высказывания.
«Апокалипсис» Иоанна Богослова
Само название книги апостола в переводе с греческого языка обозначает «откровение». Написание последней из частей Нового Завета происходило примерно в 75–90 годах после Рождества Христова.
Некоторые исследователи Библии сомневаются в отношении апостола к авторству самой таинственной книги, так как стиль написания «Евангелие от Иоанна» и «Апокалипсиса» отличаются. Но существуют доводы в пользу святого.
Суть «Откровения»
От всего Нового Завета последняя книга отличается по стилю и содержанию. Откровения от Бога, которые получил апостол Иоанн Богослов в форме видений, повествуют о появлении на земле антихриста, его числе (666), повторном пришествии Спасителя, конце света, Страшном Суде. Вселяет в сердца надежду то, что последнее пророчество книги описывает победу Господа над Дьяволом после нелегкой борьбы и появление новых неба и земли. Здесь будет вечное царство Бога и людей.
Интересно то, что число зверя – 666 – до сих пор понимаемое буквально, при толковании всей книги оказывается лишь ключом к разгадке буквенного содержания имени антихриста. Наступит нужное время – и весь мир узнает, как зовут противника Христа. Появится человек, который вычислит каждую букву в имени Сатаны.
Толкование Откровения Иоанна Богослова
Необходимо знать и помнить, что «Апокалипсис», как и любая из книг Священного Писания, требует особого подхода. Нужно пользоваться другими частями Библии, трудами св. Отцов, Учителей Церкви, чтобы правильно понять написанное.
Существуют различные толкования на «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Многие из них противоречивы. И в этом свете, по высказыванию одного из толкователей, протоиерея Фаста Геннадия, причина противоречия в том, что каждый человек по своему разуму пытается понять смысл видений святого апостола, дарованного Божьим Духом. Потому и истинная расшифровка таинственной книги возможна только благодаря Ему же. А высказывание святого Иринея Лионского гласит, что Божий Дух там, где Церковь. Только Ее толкование «Апокалипсиса» может быть правильным.
Главным толкованием «Откровения» считается труд святого архиепископа Кесарии — Андрея, датированное VI веком. Но есть книги других священнослужителей и богословов, объясняющих значение написанного в «Апокалипсисе».
Содержание начала «Апокалипсиса»
Один из современных авторов толкований последней книги Священного Писания — отец Олег Моленко. Храм Иоанна Богослова — так называется церковь, настоятелем которой он является. Его пояснения к «Апокалипсису» отражают в себе прошлые труды святых отцов, но в то же время они пропущены через призму настоящих событий и сегодняшней жизни.
В самом начале «Откровение» рассказывает о том, зачем был написан «Апокалипсис», где и как его получил апостол Иоанн Богослов. Подчеркивается важность предсказаний грядущего, подаренных людям, чтобы успеть подготовиться к Страшному Суду.
Далее содержится послание семи церквям. Толкование Иоанна Богослова показывает, что многие из предупреждений апостола, данные им через откровения, впоследствии сбылись. Так, произошел крах Ефесской Церкви.
Число 7 же указано не случайно. Оно священно и выбрано самим Богом. Здесь же — предупреждение об отмене антихристом христианских праздников и воскресного дня. Вместо этого для отдыха будет отведена суббота. На особое место числа 7 указывает многое в Библии и Церкви:
- 7 Таинств;
- 7 Вселенских Соборов в Церкви;
- 7 Даров Святого Духа (основных);
- 7 Его проявлений;
- 7 Добродетелей (основных);
- 7 страстей (грехов, с которыми нужно бороться);
- 7 слов в Иисусовой молитве;
- 7 прошений молитвы «Отче наш».
Кроме того, число 7 можно наблюдать и в жизни:
- 7 цветов;
- 7 нот;
- 7 дней недели.
Об особенностях «Апокалипсиса»
Церковь Иоанна Богослова, настоятелем которой и является автор популярного Толкования отец Олег Моленко, собирает немало прихожан, жаждущих понять «Апокалипсис». Следует помнить, что эта книга пророческая. То есть все, о чем она рассказывает, произойдет, возможно, уже в недалеком будущем.
Трудно было читать и воспринимать пророчества в прошлом, но в наши дни кажется, что все сказанное в Откровении, написано для нас. И слово «вскоре» следует понимать буквально. Когда же это наступит? События, описанные в предсказаниях, будут оставаться лишь пророчеством до тех пор, пока не начнут сбываться, а дальше будут развиваться стремительно, потом времени совсем не останется. Это все произойдет, по толкованию отца Олега, возглавляющего храм Иоанна Богослова, с начала Третьей мировой войны, когда в ход пойдут все виды оружия, существующие в мире. О ней повествует 9 глава «Апокалипсиса». Начнется война как местный конфликт между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, в который будет втянут весь мир. А продлится 10 месяцев, опустошив землю на одну треть от живущих на ней людей.
Можно ли без толкований правильно понять предсказания?
Почему «Откровение Иоанна Богослова» так сложно для правильного восприятия даже святым? Необходимо понимать, что апостол увидел все описанное в откровениях более 2000 лет назад и рассказал об этом доступными для того времени словами. А что касается небесного (или духовного), то это простым языком передать невозможно, отсюда символизм в пророчестве. Загадки и зашифрованные предсказания — для людей, далеких от Бога. Истинное значение всего сказанного в «Апокалипсисе» может открыться лишь духовным людям.
Еще много и долго можно говорить о пророчествах святого апостола, но одной статьи для этого будет мало. Толкования не всегда вмещаются даже в целую книгу. Церковь Иоанна Богослова (то есть апостол, как Иисус, руководит ею и покровительствует), коей считается современное православие, может дать до восьми разных толкований Священного Писания (по числу степеней духовного развития). К святым высшего уровня относится сам евангелист. Но таких, как он, единицы.
Верить или нет предсказаниям — дело каждого. Пророчества святого апостола нужны, чтобы задуматься над своей жизнью, покаяться в грехах и бороться с ними. Необходимо быть добрее и стараться противостоять злу, словно это и есть сам антихрист. Мира вам в душе!