Откровение Иоанна Богослова. Образы Апокалипсиса

Откровение Иоанна Богослова занимает особое место среди книг Священного Писания 

и описывает апокалипсические видения, связанные с концом света. 

Образы, которые описывает Апокалипсис Иоанна Богослова, 

касаются светопреставления, Второго пришествия и Страшного Суда.

За 2000 лет появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера, которые мы рассматривать в рамках данной статьи не будем.

Официальная церковь подчеркивает, что образы Апокалипсиса – это лишь признаки, указывающие на близость светопреставления, которые нельзя принимать буквально. Язык Апокалипсиса – это язык символов для описания неописуемого.Образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск ухода за границы истины к несбыточным надеждам и верованиям.

Апокалипсис написан по вдохновению Духа Святого и правильному пониманию его больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения.

Апокалипсис Иоанна Богослова содержит, не описание конкретных событий, а скорее некие признаки, которые могут помочь узнать о приближении конца света.Такая книга может быть полезной только в случае ее духовного осмысления, подкрепленного верой. Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания.

Иоанн Богослов в своем Откровении одновременно раскрывает несколько сфер бытия:

К высшей сфере принадлежит Ангельский мир, Церковь, торжествующая на Небе, и Церковь, преследуемая на Земле. Возглавляет эту сферу добра и руководит ею Господь Иисус Христос — Сын Божий и Спаситель людей.Внизу находится сфера зла: неверующий мир, грешники, лжеучители, сознательные богоборцы и бесы. Руководит ими дракон — падший ангел.

На протяжении всего существования человечества эти сферы воюют друг с другом. Апостол Иоанн в своих видениях постепенно раскрывает перед читателем разные стороны войны между добром и злом и раскрывает процесс духовного самоопределения в людях, в результате которого одни из них становятся на сторону добра, другие — на сторону зла. В течение развития мирового конфликта Суд Божий постоянно совершается над отдельными людьми и народами.

Итак, из Откровения Иоанна Богослова мы узнаём, что перед концом мира зло чрезмерно усилится, а Церковь земная крайне ослабеет.

Образы Апокалипсиса

Рассмотрим образы Апокалипсиса, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: 7 церквей, 4 всадника Апокалипсиса, вавилонская блудница, «Жена, облечённая в солнце», два зверя Апокалипсиса, приход Антихриста, Число зверя — 666, которое примут на себя люди, Армагеддон и др..

Послание семи церквам

Откровение начинается с Посланий семи церквам:

Послания 7 церквам означают 7 периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до «кончины века» и в настоящее время Церковь находится на последнем «лаодикийском» этапе, который закончится пришествием Антихриста и его недолговременным царствием (затем уже наступит конец мира).

Слово «лаодикия» в переводе с греческого означает — «народовластие, демократия». Таким образом, не случайно Лаодикийский период в истории христианской Церкви совпадает по времени с демократией.

Епископ Феофан Затворник писал: «Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как Антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, — тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное «veto» (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и Антихрист».

24 старца у Престола Божия

Главы 4-10 Откровения Иоанна Богословасоставляют одно пророческое видение, которое начинается на небе — в мире духовном, невидимом, и с описания «Сидящего на престоле» — Господа Бога, сотворившего небо и землю. Господь Вседержитель, которого увидел св. Иоан: сидящим на престоле, держал в деснице Своей Книгу исписанную снаружи и внутри и запечатанную семью печатями.

«Сидящего на престоле» окружают 24 старца, которые представляют Церковь, торжествующую на небесах. Кто эти старцы — версий много.

Андрей Кесарийский считает, что 24 старца означают 12 Патриархов, то есть сыновей святого Иакова, который родил Иуду и братьев его (Мф.1:2), и пророков и 12 Апостолов Христовых, по слову Господа, данному святым Апостолам: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28).

«Семь светильников огненных, горящих пред престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5) являются Серафимами. Престол Божий окружен «четырьмя животными, исполненными очей спереди и сзади» (Откр. 4:6). «Первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4:7).- Описание этих животных повторяет видение пророка Иезекииля (Иез. 1:5-10), где также сказано, что «эти животные являются Херувимами» (Откр. 10:20).

Семь печатей и четыре всадника

С 6-й главы начинается раскрытие судеб человечества. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. Вскрытие Агнцем-Христом семи печатей таинственной книги служит началом описания разных фаз войны между добром и злом, между Церковью и дьяволом. Снятие первой печати соответствует началу последних времен: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…» После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

Первая печать — конь белый со всадником-победителем, имеющем в руках лук (Откр.6:2). Как правило в христианской традиции трактуется как Антихрист. Нарицательное имя всадника — «Чума» («Мор»).Вторая печать — конь рыжий со всадником, взявшим с земли мир (Откр.6:4). Второго всадника ассоциируют с войной, из-за цвета его коня и меча. Нарицательное имя всадника — «Война» («Брань»).Третья печать — конь вороной со всадником, несущим на землю голод (Откр.6:5). Нарицательное имя всадника — «Голод» («Глад»).Четвёртая печать — конь бледный со всадником по имени «смерть» (Откр.6:8). Единственный всадник, чьё имя напрямую упоминается в Библии. Нарицательное имя всадника — «Смерть».

Четыре всадника Апокалипсиса — библейские персонажи, персонифицирующие собой катастрофы и катаклизмы, предваряющие события второго пришествия и Страшного суда. Описываются в шестой главе Откровения Иоанна Богослова.

Итак, первым из всадников появляется Мор, скачущий на белом коне. За Мором следует Война на кровавом коне и с огромным мечом. С Войной, в связи с массовыми разрушениями и мором, приходит Голод. Голод жирный, но скачет на дряхлом черном коне, олицетворяя обжорство и голод соответственно. И с голодом грядет Смерть. Её конь бледен. За ней следует Ад, поглощающий все оставшиеся души.

Пятая печать — убиенные за Слово Божие облачаются в белые одеждыШестая печать — день гнева: великое землетрясение, падение звёзд с неба, небо становится как свиток, луна как кровь, солнце как власяницаСедьмая печать — сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Седьмая печать знаменует появление семи Ангелов с семью трубами.

Эта война, которая начинается в душе человека, распространяется на все стороны человеческой жизни, усиливается и делается все более страшной (до 20-ой главы).

Семь ангельских труб

В 7-й главе гласы семи ангельских труб возвещают начальные бедствия, которые должны постигнуть людей за их неверие и грехи. Первые четыре трубы, подобно первым четырём печатям, образуют единую группу, результатом действия которой земля, моря и реки сделались непригодными для жизни людей. Описывается повреждение природы и появление в мире злых сил. Перед началом бедствий верующие получают на чело (на лоб) благодатную печать, сохраняющую их от нравственного зла и от участи нечестивых.

Первый Ангел — град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зеленая сгорелаВторой Ангел — большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погиблаТретий Ангел — упала с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горькиЧетвертый Ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла была — так, как и ночиПятый Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладязь бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своихШестой Ангел — и освобождены были четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Явление всадников на конях с львиными головами. Автору даётся книга, сладкая в устах, но горькая в чреве. Седьмой Ангел — голоса сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Открытие Храма Божьего с ковчегом на небе.

Семь чаш гнева Божия

Видения семи чаш (главы 15-17) рисуют мрачную картину всемирного нравственного разложения. В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви.

В описании труб и чаш соответствующих друг другу Ангелов много общего. Так, например, труба и чаша первого Ангела поражают землю: «И пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю» (Откр. 16:2), «И первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела» (Откр. 8:7).

Труба и чаша второго Ангела поражают море, третьего — реки и источники вод, четвертого — солнце, пятого — людей, шестого — реку Евфрат.

Труба и чаша седьмого Ангела производят землетрясение, а события происходят на небе.

Отсюда легко сделать вывод, каждой трубе и чаше должна соответствовать равная ей печать, а сами события следуют друг за другом как Ангелы Апокалипсиса.

Когда первый Ангел вылил чашу, «сделались жестокия и отвратительныя гнойныя раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».

Когда второй Ангел вылил свою чашу в море, вода в море сделалась как бы кровью мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

Когда третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, вода в них обратилась в кровь.

Когда четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце, солнцу дано было жечь людей сильным зноем, так что они, не вразумившись этою казнью, в отчаянии хулили Бога.

Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих.

Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. Вслед за тем из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка вышли три нечистых духа, подобных жабам; это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Под этими «бесовскими духами» понимают лжеучителей, болтливых, навязчивых, чревоугодников, бесстыдных и надутых, которые будут привлекать к себе народ ложными чудесами. Великим днем Бога Вседержителя называется время, когда Бог проявит Свою славу в наказании врагов Церкви. Здесь речь о внезапности Второго Пришествия Христова (ср. Мф. 24:43-44).

Излиянием седьмой чаши окончательно будет поражено царство зверя. В результате страшного землетрясения распался «город великий на три части и города языческие пали». Под этим «великим городом» богословы понимают столицу антихристова царства, каковой будет Иерусалим.

Два пророка Апокалипсиса

В Откровении говорится о двух пророках Апокалипсиса (Откр. гл. 11). Их роль заключается в том, чтобы предупредить человечество о наступлении царства Антихриста и о скором Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Они будут пророчествовать 1260 дней ДО прихода Антихриста и будут пророчествовать о грядущем Антихристе, горе, бедах, покаянии и пришествии Господа Бога.

В самом начале последней седмицы они будут убиты Зверем, выходящем из бездны, и уж никак они не появятся вместе с приходом самого Антихриста. 3,5 дня трупы убитых пророков будут лежать прямо на улице, и никто не позволит захоронить их. Множество людей будут смотреть на эти трупы, и необычайная радость и восторг будет у многих людей после их смерти, так что будут поздравлять друг друга. Через 3,5 дня Бог оживит своих слуг, они взойдут на небо на облаке.

И тут же произойдет сильное землетрясение, от которого погибнет 7 тысяч человек.

Богословы связывает приход этих пророков с периодом восстановления (строительства) Храма Божьего в Иерусалиме. Потому можно предположить что эти пророки появятся во времена активного строительства и восстановления Храма Божьего, которого вначале построил Соломон, потом Зоровавель.

Абсолютно не имеет особой важности или разницы кто будут эти двое пророков: Енох или Илия, или Моисей, или Иоанн (версий существует много). Важно то, что это будут Истинные Два Пророка от Бога, но появятся также много лжехристов, лжепророков и лжеучителей от Антихриста.

Жена, облеченная в солнце

Видение Жены Иоанном Богословом (Тобиас Верхаехст, 1598 год)

Последнее и решительное гонение на Церковь в конце мировой истории предсказано в 12-ой главе Откровения, где Церковь изображается, как «Жена, облеченная в солнце».

«И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2).

В различных толкованиях образ апокалиптической Жены имеет две основные трактовки: христианская Церковь и Богородица (данное толкование является распространённым в современной Католической церкви). Но всё же большинство богословов считают, что«жена, облеченная в солнце», означает христианскую Церковь. На голове ее венец из двенадцати звезд, которые означают учение Апостольской Церкви:

«Под женою, облеченною в солнце, некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую еще прежде, чем познан был ее Божественный Сын. Но как Господь наш родился задолго перед сим, то великий Мефодий, считая сказанное несоответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь. Не следует считать под вновь рождаемым Самого Христа, ибо задолго до Откровения Иоаннова исполнилась тайна воплощения Божественного Слова. Иоанн же пророчествует о будущем. Итак сама необходимость заставляет признать, что болящая и рождающая искупленных есть Церковь… которая оделась солнцем правды Христом… глава ея увенчана венцом Апостольских догматов и добродетелей» (Андрей Кесарийский, Слово 11, Глава 33).

При этом, солнце над головой жены символизирует власть священства, а луна под ее ногами означает сияние царской власти. Родовые муки Жены Андрей Кесарийский понимает как боль церкви о каждом её члене, а под младенцем — рождение Христа в сердцах верующих.

Зверь с семью головами

После появления Жены Иоанн увидел другое знамение — красного дракона с семью головами, увенчанными диадемами, и десятью рогами. Дракон своим хвостом «увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю», а затем стал перед Женой, ожидая когда она родит младенца, чтобы пожрать его.

Уильям Блейк. Великий красный дракон и жена-солнце. 1810

«Большой красный дракон» называется здесь «диаволом и сатаною» (Откр. 12:9), а «диадема» — венец царской власти. Семь голов и десять рогов дракона встречаются также «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр. 17: 3). Поэтому очевидно, что большим красным драконом является царство багряного зверя в 17-ой главе Откровения, то есть царство Антихриста.

Жена родила «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его» (Откр.12:5), а сама она, спасаясь от дракона, бежала в пустыню, где было её место, приготовленное Богом, и «питали её там тысячу двести шестьдесят дней».

В это время на небе произошла битва дракона и архангела Михаила (Откр. 12:7-11).

Битва дракона и архангела Михаила. Гравюра Альбрехта Дюрера

Дракон пал и стал вновь преследовать Жену, которой были даны «два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в своё место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени». Преследуя её, дракон пустил вслед её водный поток, но земля поглотила его.

Пришествие Антихриста

Антихрист и дьявол (фреска Лука Синьорелли)

Приход к власти Антихриста и создание мирового правительства. Этому событию соответствуют труба пятого Ангела и снятие пятой печати. Приход к власти Антихриста будет сопровождаться гонением на Православную церковь. Власть Антихриста будет продолжаться 1260 дней (42 месяца или 3,5 года). Возможным объяснением этого срока считают то, что 3,5 года длилось земное служение Христа.

Многие толкователи Апокалипсиса считали, что Антихрист придет под личиной добра, попытается занять место Христа, спроецировать Небо на Землю и убедить всех в том, что его правление – это и есть настоящее «Царство Божье». А апостол Павел прямо говорит, чтоАнтихрист сядет в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога. Все будет делаться с самыми благими намерениями: во имя мира во всем мире, материального благополучия и равенства, уничтожения религиозной и национальной нетерпимости. То есть внешне его программа будет настолько привлекательна, что, по словам Библии, даже многие христиане ею прельстятся.

На фреске одного итальянского собора эпохи Возрождения изображен Антихрист, стоящий посреди толпы. Он очень похож на Христа: у него одежда Христа, волосы Христа, прическа и лицо Христа. Различается лишь одна деталь: у него злые-презлые глаза*. (*СНОСКА: Кураев Андрей, дьякон. «И все же небо становится ближе» // «Фома» N 1(4) 1997 г.) Интересно, что в греческом языке приставка «анти» означает не только «против», но и «вместо».

Зверь Апокалипсиса

Всего в книге Откровение упоминаются два зверя.

Один из них выходит из моря, с семью главами и десятью рогами, которому дана власть на 42 месяца. «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Отк.13:1). Это зверь багряный (ярко-красный), на котором воссядет вавилонская блудница.

Богословы и комментаторы пророчеств до сих пор спорят, что олицетворяет «зверь,вышедший из моря» и, что означают головы и рога зверя. В каждом веке богословы находили новые толкования, исходя из тех реалей, в которых они жили.

Уильям Блейк. Великий красный дракон и зверь из моря

«И сказал мне Ангел: <>я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час». (Отк.17:7-12)

Зверь будет хулить Бога и править Землей 3,5 года; развяжет войну против святых и победит. За исключением тех немногих, чьи имена были записаны в Книгу Жизни, весь мир станет почитать зверя.

Этот зверь убьёт двух пророков, которые будут проповедовать три с половиной года истинное Евангелие: «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Отк.11:7).

Зверь, вышедший из моря, с семью головами и десятью рогами, и зверь, вышедший из земли с рогами агнца. Matthias Gerung (1500—1570)

Другой зверь выходит из земли, похож на агнца с рогами, но говорит как дракон. Он будет учить почитать первого зверя, творить великие знамения, низводить огонь с неба; вложит дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал так, что будет убиваем всякий, отказавшийся поклониться ему; положит «начертание, или имя зверя, или число имени его» на лоб или правую руку живущих, без которого те не смогут ничего ни покупать ни продавать (Откр.13:11-18).

Принятие людьми начертания зверя в виде числа 666.

«Число зверя есть 666», картина Вильяма Блейка, 1805

Под Числом зверя, равного 666, понимается ставленник сатаны — Антихрист: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть»(Отк.13:18). В ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа.

Многими считается, число Антихриста 666 потому, что Антихрист подражает Христу. Число Божие, число полноты – 7. В Богом созданном мире цифра 7 постоянно фигурирует: 7 дней в неделе; 7 нот в музыке; 7 цветов радуги; 7 тысячелетий Бог отмерил для истории человечества. В созданной Христом Церкви так же цифра 7 имеет особое значение: в Церкви есть 7 Таинств; в алтаре за престолом стоит семисвечник; вера Церкви утверждена 7-ю Вселенскими Соборами. В Апокалипсисе мы читаем о семи Церквах, семи звездах в руке Христа, семи светильниках, семи Ангелах, семи печатях на книге, семи трубах, семи очах, которые суть семь духов Божиих, семи громах, семи золотых чашах и пр. Число трех Лиц Троицы – 777.

Число же дьявола, антихриста и лжепророка, всей сатанинской троицы – 666. Шесть меньше семи на самое малое неделимое число – 1, то есть 6 максимально близко к 7. Поэтому число антихриста 666 содержит в себе ту идею, что как бы ни был велик злой гений Антихриста, ему всё равно не достанет сил победить Христа.

В Апокалипсисе сказано, что в конце времен люди примут печать Антихриста. Пока никто не знает как будет выглядеть эта печать. Будет ли она видимой или невидимой, будет она со штрих-кодом, или это будут инициалы — время покажет.

Вавилонская блудница

Вавилонская блудница. Картина Уильяма Блейка (1809)

На красном драконе воссядает великая блудница (по пророчествам святых православных Отцов — лжецерковь). Вавилонская блудница изображается как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке.

В образе вавилонской блудницы (Откр. гл. 17) изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Некоторые богословы рассматривают Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви (Католическая церковь). Епископ Александр (Милеант) считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия антихриста.

Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления. Поэтому богатство и красота блудницы не вечные — она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который «пойдёт в погибель».

Суд над блудницей

После суда над блудницей наступит ликование (Откр.19:1-2). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда.

Армагеддон

Армагеддо́н — место последней битвы добра со злом в конце времён, которая затронет каждого живущего на Земле. В этой битве будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр.16:14—16). Цари Земли с их войсками будут собраны, чтобы воевать с Сидящим на коне и его войском — с Иисусом Христом (Откр.19:19). Армагеддон — это война между Богом и дьяволом. Диавол соберет великие орды вражеских государств, а Господь их всех истребит, а затем наступит время для последней, «седьмой язвы».

Богословы считают, что слова Откровения: «Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя … … на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16:14-16) означают войну всех народов против Израиля. Слово «Армагеддон» означает «гора Мегиддо», которая находится в 10 км от г.Афула на севере Израиля. Согласно исламу, местом Армагеддона является Дамаск.

Второе пришествие

20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратномпоражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен.

Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной.

А дальше следует ожидать Второе пришествие Господа Иисуса Христа и утверждение Его Царства. Его же Царствию не будет конца.

По мнению Отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение Креста. Появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1 Кор. 15:51-52), изменится весь мир (2 Пет. 3:13), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить. Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф. 22:30). В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Страшный Суд

Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых. Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно — со Вторым Пришествием наступит на земле последний иСтрашный Суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир. Это будет общий суд — суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность. Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Новый Иерусалим

Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных. Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф. 13:43), и вечные муки уготованы для злых (Мф. 25:41-42). Но не нужно понимать это примитивно. Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего — это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего. И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.

С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие — Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бедствий человечества. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д.Апокалипсис ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Оцените статью
Добавить комментарий