Лествица — это что такое?

Иоанн Лествичник – это известный христианский богослов. Даты его жизни и смерти на сегодняшний день доподлинно неизвестны. Первый вариант — это 525-595 или 605 годы, а второй – 579-649 годы. Он был византийским философом, игуменом монастыря Святой Екатерины (Синайского), который действует до сих пор. Одно из духовных сочинений Лествичника – «Лествица», что на старославянском обозначает лестницу. Иоанн Лествичник почитается как православной, так и католической церковью.

Житие византийского философа

Прежде чем перейти к «Лествице» Иоанна Лествичника, приведем его краткое жизнеописание. Место рождения – Константинополь, где он в юности получил хорошее образование. В 16-летнем возрасте перебрался в Египет, на гору Синай, где стал послушником в монастыре. Через 4 года Иоанн постригся в монахи. После того как умер старец Мортирой, у которого он находился в послушании 19 лет, святой стал отшельником. 40 лет прожил в пустыне.

Когда старцу исполнилось 65 лет, братия избрала его игуменом обители на Синае, и управлял ею он в продолжение 4 лет. По некоторым данным, скончался в 70-летнем возрасте. О том, где находятся его мощи, никому не известно.

Руководство к самосовершенствованию

Наиболее известным произведением этого святого является «Лествица». Это сочинение написано в середине VI века по просьбе игумена Раифского монастыря, Иоанна. Этот святой муж предлагал изложить боговидение, явленное Лествичнику, на той же горе, что и Моисею, в назидание новым израильтянам.

По своей сути «Лествица» — это руководство по самостоятельному нравственному совершенствованию. Ее образ восходит к библейскому описанию в книге Бытия видения во сне Лестницы Иаковом, с восходящими и сходящими по ней в небеса ангелами. Ее верх касался неба, и Господь стоял на ней.

Поэтому книга и имеет такое название. Она повествует о духовной лестнице, то есть о пути, который ведет от земли на небо, к Богу, в Рай. Есть и еще один вариант названия – «Лествица райская».

Данное произведение известно и под другим названием: «Скрижали духовные». Сочинение имеет отношение к аскетической духовной литературе. Кроме того, перу Иоанна Лествичника принадлежит книга «К пастырю», подробно излагающая обязанности духовных пастырей.

Настольная книга иноков

Дмитрий Ростовский (духовный писатель XVI-XVII вв., епископ, проповедник) охарактеризовал «Лествицу» Иоанна следующим образом. Он сказал, что отличие этой работы – глубокая духовная опытность. При этом она соединена с прекрасным знанием Священного Писания.

Мысли изложены хотя и простым, но живым и чистым языком. В немногих словах выражено многое, поэтому сочинение полно силы. В связи со всеми этими особенностями книга всегда была настольной для иноков.

Структура

Сочинение содержит тридцать глав, которые представляют собой «ступени добродетелей». Эти ступени ведут христианина по пути духовного совершенства. Число 30 используется как символ полноты возраста Господа, когда тот стал проповедовать. Каждая глава посвящается какой-либо христианской добродетели.

В книге говорится о том, как именно монашествующие должны продвигаться по пути духовного совершенствования. Они должны соблюдать строгую последовательность, не пытаясь перепрыгнуть через ступени лестницы, и двигаться до самой ее вершины.

Коротко о «ступенях»

Чтобы лучше понять, что это – «Лествица», описанные преподобным старцем «ступени» можно условно разделить на группы.

  • 1 гр. Борьба христианина с мирской суетой, 1-4 ступени. Отречение от жизни в миру. Беспристрастность ко всему окружающему. Странничество. Послушание.
  • 2 гр. Скорби, встречающиеся на пути к настоящему блаженству, 5-7 ступени. Принесение покаяния. Необходимость помнить о смерти. Сожаление о своих грехах.
  • 3 гр. Борьба с людскими пороками, 8-17 ступени. Кротость, воздержание от гнева и сквернословия. Незлопамятность. Отсутствие лени и уныния. Правдивость. Молчание.
  • 4 гр. Преодоление преград во время аскетической жизни. 18-26 ступени. Проявление усердия к общей молитве. Малое количество сна. Укрепление в вере и отсутствие страха. Телесное бдение. Уход от гордыни и тщеславия. Приобретение кротости, незлобивости, простоты и смиренной мудрости. Укрепление добродетелей и укрощение страстей.
  • 5 гр. Душевный мир, 27-29 ступени. Безмолвие тела и души. Бесстрастность и молитва.

Вершина пути по Лествице – это 30-я ступень, представляющая собой союз трех основных добродетелей – веры, надежды и любви.

Важность очередности глав

Очередность, в которой расположены главы, является очень важной и показательной. Данная последовательность подтверждает еще раз ту устойчивую мысль, которая имеется во многих аскетических сочинениях. Она состоит в том, что путь к духовному совершенствованию всегда начинается со страха перед Богом и покаяния.

Что же касается любви, то у человека, который только начинает духовную жизнь, она еще несовершенна. И поэтому не стоит слишком ей доверять. Подлинная любовь к близким людям и к Богу приходит лишь в финале сложного, беспримерного аскетического пути.

Оцените статью
Добавить комментарий